«Общественная позиция»
(проект «DAT» №32 (396) от 7 сентября 2017 г.
Размышление на тему что делать
Транзит явно затянулся. И, похоже, транзит стал нормой. Транзит стал формой существования. Этакий дрейф на льдине посреди безмерного океана. Берегов не видно и куда еще прибьет – неизвестно.
Меня часто ругают. Наверное, не без оснований. Говорят: вот ты все ноешь и ноешь, а чего делать не говоришь.
Хорошо. Я скажу.
Знаете, что надо сделать? Надо набрать полные легкие воздуха и выдохнуть. И все. И сказать себе: все, мы проиграли, ситуация неисправима. Нет на то никаких оснований. Ни людей нет, способных что-либо изменить, нет предпосылок, нет идей, нет того, нет сего. Но, главное, нет желания. И нет этого – как его красиво называют политологи – Электората!
Который бы эти изменения инициировал, сформулировал, предложил и затем реализовал. То есть народа нет сознательного. Общества, состоящего из граждан, а не статистов. Не родились еще. Не выросли. Не созрели.
Вот так вот. Коротко и печально.
Ну а что? Мы ведь все тут взрослые: мальчики и девочки. Чего кругами ходить? Все видите и все понимаете. Ну так зачем зря голову морочить всякими «возможными вариантами». Нет никаких вариантов, а надежда – опасная штука, как говорил Рыжий в известном фильме, она может свести человека с ума. Так вот, чтобы не сойти с ума, незачем грузиться: себя изводить и людям настроение портить.
Мудрые говорили: «Если проблема решаема, то не стоит волноваться по поводу ее решения. Если она нерешаема, то волноваться о ней бесполезно!».
В нашем случае – вариант, скорее, второй. Нам не очень повезло: нам выпало жить в эпоху перемен, а это, как известно, не самые добрые времена. А транзит явно затянулся. И, похоже, транзит стал нормой. Транзит стал формой существования. Этакий дрейф на льдине посреди безмерного океана. Берегов не видно и куда еще прибьет – неизвестно.
Кстати, я как-то видел по телику передачу про одного бедолагу, который потерял паспорт и жил в транзитной зоне аэропорта годами. Поначалу шумел, угрожал, ругался. Потом смирился. А потом и вовсе наладился жить: стирался в туалете, кормился в кафешках. К нему все привыкли. Он стал местной достопримечательностью. Журналисты стали к нему ездить. Им ведь нужны события. Так он стал популярным: кто покормит, кто сигаретку даст, кто с ним «сфелфится», а кто и денюжку подкинет…
Очень, знаете, на нас похоже. Мы ведь тоже у себя дома, как в транзитной зоне: ни туда и ни обратно.
Жаль, если честно. И досадно. Просрали момент.
Что значит – не молчать?!
Так я и не молчал. Сколько лет подряд! А что изменилось? Ровным счетом – ничего. Даже хуже стало.
Это как махать руками, высунувшись из окна вагона, чтобы помешать составу двигаться в заданном направлении. Или делать то же самое, сидя в лодке без весел. А течение все несет. И несет в пропасть. Остается кричать. Ну я и кричал. Чего добился? Охрип только, да и недругов нажил…
Поэтому, думаю, с этим разобрались.
А что еще может напрягать по жизни? О чем человек думает, стоя на краю льдины? Когда готов вот-вот сорваться.
О близких. О родителях. О детях.
Вначале жалко себя. А потом уже – их. Что с ними будет? И как?
А жизнь течет себе. Часики тикают. Песочек сыпется. И думаешь: а на что тогда потратить остаток?
Вот говорят – надо найти себе место в жизни.
Кто ж спорит?
Но надо ведь, оказывается, еще найти такое место, где можно будет найти себе подходящее место. Кто будет, по крайней мере, заинтересован в твоем присутствии.
В нашей сегодняшней реальности место себе находят те, кому эта жизнь не кажется абсурдом. Кому в мутной водице легче рыбачить. Кто готов воспринимать этот нонсенс как норму. Весь этот перевернутый порядок и узаконенное положение вещей.
А если ты так не можешь? Если тебе так противно? Западло? Если у тебя, не дай бог, есть принципы.
Или еще хуже – если ты помнишь кое-что о чести и достоинстве? Как быть тогда?
Видите ли, опять же условия, которые нам предлагают наши правители в самых разных своих составах, не соответствуют тем изначально заложенным понятиям о чести и достоинстве. Государство давно живет по законам приблатненного мира, где в цене изворотливость, приспособленчество, низость и убожество. Плюс – абсолютная беспринципность. Существует один принцип – выплыть любой ценой. Вот и выплывает всякое, извините, дерьмо. А остальных уносит в пропасть. Или они сами туда прыгают. От бессилия.
Совестливый человек не будет связываться с шайкой головорезов и карманников. Тем более взывать их к добродетели. И даже если они вдруг усовестятся и примутся сеять добро, то непременно сделают пометки в своих амбарных книгах. Сегодня, мол, такого-то числа такого-то месяца сделал добро на такую-то сумму. И погромче об этом. Во все микрофоны! В любом случае они опошлят любую благородную идею. Превратят ее в маскарад.
Ну так как насчет планов? – еще один часто задаваемый вопрос.
А я в ответ по-еврейски: «А возможно ли здесь что-либо планировать»?
С той склонностью к неожиданным сюрпризам, которое демонстрирует это государство, полагаю, сложно планировать что-либо конкретное. Остальные вещи я в счет не беру. Как то – карьера, стабильность, безопасность, деньги….
Все это важно постольку поскольку. А в нашей жизни случаются разные случайности. Иной раз все, о чем ты беспокоился, в одно мгновенье может рухнуть и потерять всякий смысл. Или просто исчезнуть.
Окей. Пожалуйста. Если в тебе неистребим дух авантюриста, если тебе хочется жить лучше и кучерявее, пожалуйста – «двери всегда открыты» – как говорил Сенека. Правда, он говорил о другом. О самоубийстве.
Вот, допустим, снова затеятся выборы. И снова раскроют ворота настежь. Снова всех соберут и погонят. Кто-то сам побежит. И кто посмеет их осуждать? Они хотят жить сытнее. Нормальное человеческое желание. Правда, всякие там «заблуждения и сомнения» изволь оставить при входе. Желательно даже отнести на помойку и выбросить. Приходи чистеньким. Чтоб прозрачнее смотреться и не искушать других.
Мне понравилось высказывание Назарбаева на каком-то очередном заседании. Не ручаюсь за точность, но смысл запомнился. Президент сердился, говорил – растишь вот человека годами, тратишь на него время и силы, а он раз и сорвался. Подвел… Потом подумал и добавил: «Собираешь вроде команду, а она со временем превращается в банду».
Трудно не согласиться с Нурсултаном Абишевичем. Слаб человек. Падок на искушения. «Алтын көрсе періште жолдан таяды» («При виде золота и ангел с пути сбивается»). Так вроде говорят у нас…
Поэтому не надо изводить себя иллюзиями типа вот они уйдут и все наладится.
Пустое все это. Никто никуда не уйдет. Сам. Это, во-первых.
Во-вторых: подобное порождает подобное. Это – закон природы. И этот закон крепче любого государственного. И его никто не в силах отменить. (В небесах демократии нет). Его нельзя пересмотреть, внести поправки и отдать ручному парламенту, чтоб он сымитировал там бурное обсуждение, а потом со страшным скрипом – одобрил.
Придет время и выберут других Бесподобных. И все снова завертится по круговой. Ну, может быть, куплеты увеличатся, но слова в одах останутся прежними, лишь имена поменяются. И затянутся заново угодливые псалмы на разные лады и будут их затягивать певчие из ближнего круга…
Может быть, потом, когда-нибудь далеко потом, ситуация изменится. Но это не скоро. Очень не скоро. В этом заинтересованы те, кто сидит в рулевой будке, и те, кто слишком много денег вбухал в эту страну. А таких – полно. И это рисковые люди. Они деньгами рисковали. А на сегодня это самый действенный аргумент. И им незачем устраивать здесь эксперименты с демократией, плюрализмом, политкорректностью, правами человека, равностью перед законом и прочими заморскими штучками. Сказали же вам: «У нас свой путь».
И что теперь?
Раневская говорила: «У меня хватило ума прожить эту жизнь глупо».
Но это – Раневская. Ей позволительно. Что касается нас – то…
Найди занятие по душе. Займись им.
Диоклетиан, к примеру, знаменитый римский император, занялся выращиванием капусты и добился в этом деле впечатляющих результатов. И никто не мог его уговорить вернуться на трон.
Если диоклетианов путь тебе не очень, то постарайся найти теплых людей, в кругу которых тебе уютно. Такие есть. Пусть и мало. А оно и правильно. Хорошего не бывает много. И тогда появится ощущение, что время твое течет не зря. Что ты делишь его с теми и с тем, что тебя по-настоящему греет.
А на все остальное не стоит отвлекаться. Я имею в виду беспокойства за рулевых. Там – другая реальность и другие персонажи. Не стоит тратить на них свое время. Свои нервы и переживания. Они того не стоят. При всем своем положении и богатстве они, в большинстве своем, дешевые люди. Богатые плебеи. Не все, конечно. Не все. Процентов девяносто.
Ну, хорошо, – девяносто четыре.
Так что делать, в итоге?
Обернись вокруг. Есть ли то дело, на которое стоит потратить свое время, то есть свою жизнь? И есть ли те люди, на которых ты готов и даже хочешь потратить свою жизнь?
У многих все это есть. Ну и хорошо. Успокойся и живи. Живи и радуйся. Обо всем остальном позаботится время. Его еще никто не побеждал.
Ермек ТУРСУНОВ