Вторник , 8 июля 2025

ФОНДЫ ЖИВУТ СЫТНО, а доходность снижается

На днях пен­си­он­ный фонд «Кор­гау» влил­ся в «Ула­рУ­мит». Агент­ство по финан­со­во­му над­зо­ру реши­ло, что под кры­лом «Самрук-Казы­ны» обо­им фон­дам будет спод­руч­ней нахо­дить­ся. Меж­ду тем, госу­дар­ству сле­до­ва­ло, судя по оцен­кам экс­пер­тов, зани­мать­ся не теку­щи­ми про­бле­ма­ми, а кон­цеп­ту­аль­ны­ми. Сего­дня вся пен­си­он­ная систе­ма – как соли­дар­ная, так и нако­пи­тель­ная – тре­бу­ет серьез­но­го вме­ша­тель­ства. Буду­щее нынеш­них пен­си­о­не­ров уже печаль­но, а у тех, кому толь­ко пред­сто­ит выхо­дить на пен­сию, как пока­зы­ва­ют под­сче­ты, и того безрадостней.

Меж­ду тем ситуа­ция с пен­си­он­ны­ми фон­да­ми сло­жи­лась не сей­час. Про­фес­си­о­наль­ные учас­тники рын­ка не раз выхо­ди­ли с пред­ло­же­ни­я­ми в пра­ви­тель­ство о серьез­ных изме­не­ни­ях. Напри­мер, пред­ла­га­лось создать новые высо­ко­до­ход­ные и, самое глав­ное, доста­точ­но надеж­ные инстру­мен­ты на рын­ке– с тем, что­бы их мог­ли при­об­ре­тать пен­си­он­ные фон­ды, а зна­чит, нара­щи­вать вкла­ды буду­щих пен­си­о­не­ров. Но не толь­ко о буду­щем не забо­тит­ся госу­дар­ство. Даже нынеш­ние пен­си­о­не­ры не могут досту­чать­ся до вла­стей. Они шлют мно­го­чис­лен­ные пись­ма с кон­крет­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми, но полу­ча­ют лишь отписки.

Айдар Али­ба­ев,

ана­ли­тик:

ФОНДЫ ЖИВУТ СЫТНО,

а доход­ность снижается

НПФ «Улар Умит», сей­час, когда про­бле­мы с доход­но­стью это­го фон­да уже реше­ны, при­ни­ма­ет акти­вы НПФ «Кор­гау» и ведет рабо­ту с его вклад­чи­ка­ми. Думаю, что это не послед­нее сли­я­ние и объ­еди­не­ние пен­си­он­ных фон­дов в бли­жай­шем буду­щем на казах­стан­ском рынке.

А общее поло­же­ние с пен­си­он­ны­ми фон­да­ми в Казах­стане, что назы­ва­ет­ся «ни шат­ко ни вал­ко». С одной сто­ро­ны, впе­чат­ля­ю­щие циф­ры: пен­си­он­ные накоп­ле­ния наших граж­дан достиг­ли 2 трил­ли­о­нов тен­ге, а коли­че­ство пен­си­он­ных сче­тов состав­ля­ет почти 8 мил­ли­о­нов. С дру­гой – более 60 % акти­вов, лежа­щих в госу­дар­ствен­ных ЦБ и бума­гах ино­стран­ных и меж­ду­на­род­ных орга­ни­за­ций, ника­ким обра­зом не вли­я­ют на эко­но­ми­ку Казах­ста­на. Гово­рить, что остав­ши­е­ся акти­вы, лежа­щие в него­су­дар­ствен­ных бума­гах казах­стан­ских  ком­па­ний и на депо­зи­тах, при­но­сят поль­зу  реаль­но­му  сек­то­ру, тоже не приходится.

Если же при­нять во вни­ма­ние, что инфля­ция у нас выше доход­но­сти, а накоп­лен­ная за годы – суще­ствен­но выше (напри­мер, за послед­ние 5 лет накоп­лен­ный уро­вень инфля­ции рав­ня­ет­ся 62,56%, а сред­не­взве­шен­ная доход­ность за 5 лет соста­ви­ла 43,18%), и серьез­ных подви­жек в инве­сти­ци­он­ной поли­ти­ке ожи­дать не при­хо­дит­ся,  то пен­си­он­ных накоп­ле­ний у буду­щих пен­си­о­не­ров на нор­маль­ную ста­рость может не хватить.

Гово­рить о какой-то инве­сти­ци­он­ной поли­ти­ке пен­си­он­ных фон­дов я бы не стал по той при­чине, что у них мало выбо­ра и, соот­вет­ствен­но,  мало поли­ти­ки. И порт­фель фон­дов это под­твер­жда­ет. Ско­рее, они по при­чине дефи­ци­та финан­со­вых инстру­мен­тов стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­мой, куда вло­жить пен­си­он­ные накоп­ле­ния граж­дан, что­бы при этом обес­пе­чить поло­жи­тель­ную доход­ность. Ситу­а­ция с ней сего­дня получ­ше, но это про­ис­хо­дит бла­го­да­ря общей улуч­ша­ю­щей­ся ситу­а­ции. В част­но­сти, в свя­зи с доволь­но высо­кой ценой на нефть.

Инве­сти­ций же в реаль­ный сек­тор с целью созда­ния доба­воч­ной сто­и­мо­сти как не было, так и нет. Хотя имен­но эти инве­сти­ции могут при каче­ствен­ной реа­ли­за­ции про­ек­тов дать и хоро­шую  доход­ность, и реаль­ный импульс раз­ви­тию стра­ны в целом.

На мой взгляд, НПФ сего­дня прин­ци­пи­аль­но не отли­ча­ют­ся друг от дру­га в каче­ствен­ном отно­ше­нии. Все они тол­пят­ся на узень­кой  полос­ке меж­ду высо­кой инфля­ци­ей и низ­кой доход­но­стью. Но их эта ситу­а­ция осо­бо не тре­во­жит. Сами они живут непло­хо, сыт­но. Реаль­но пен­си­он­ные фон­ды ситу­а­цию изме­нить не могут, да и не хотят, а госу­дар­ство вполне удо­вле­тво­ря­ет их сего­дняш­нее вяло­те­ку­щее положение.

Окса­на Лигай,

обще­ствен­ный деятель:
v
МИНИСТРУ ПРИЯТНО

думать о будущем

Я вни­ма­тель­но отсле­жи­ваю ситу­а­цию с пен­си­он­ны­ми фон­да­ми и знаю, что НПФ «Кор­гау» влил­ся в «Улар-Умит», но поче­му это слу­чи­лось, мне непо­нят­но. И будет ли и даль­ше про­ис­хо­дить сли­я­ние дру­гих пен­си­он­ных фон­дов, про­гно­зи­ро­вать не берусь.

Един­ствен­ное, что могу ска­зать, – что ситу­а­ция в пен­си­он­ной систе­ме Казах­ста­на – как в соли­дар­ной, так и в нако­пи­тель­ной части – очень тре­вож­ная. Но власть об этом молчит.

Мы, может быть, непра­виль­но счи­та­ем, но нас никто не поправ­ля­ет. В сред­нем каж­дый вклад­чик за 12 лет нако­пил 250 тысяч тен­ге. Если таки­ми тем­па­ми сред­ства будут накап­ли­вать­ся, то к дости­же­нию пен­си­он­но­го воз­рас­та сред­не­ста­ти­сти­че­ский вклад­чик будет полу­чать воз­на­граж­де­ние не более 100 дол­ла­ров в месяц.

Понят­но, что все наши рас­че­ты полу­чи­лись, исхо­дя из сред­не­го пока­за­те­ля накоп­ле­ний на одну душу. На самом деле не более несколь­ких десят­ков тысяч чело­век в Казах­стане полу­ча­ют хоро­шую зар­пла­ту и отчис­ля­ют непло­хие пен­си­он­ные взно­сы, а зна­чит, нако­пят нор­маль­ную пен­сию. Это депу­та­ты, мини­стры. Напри­мер, у наше­го мини­стра тру­да и соци­аль­ной защи­ты насе­ле­ний Гуль­ша­ры Абды­ка­ли­ко­вой еже­ме­сяч­ный взнос в сред­нем состав­ля­ет око­ло 90 000 тен­ге. Ей, конеч­но, при­ят­но думать о буду­щем, не под­ни­мая лиш­не­го шума по пово­ду гря­ду­ще­го. Точ­но так же, как и депу­та­там, кото­рые не зря же в тече­ние какой-то там неде­ли при­ня­ли закон о лиде­ре нации.

По нынеш­ней пен­си­он­ной систе­ме боль­шин­ство будет полу­чать даже мень­ше, чем сей­час полу­ча­ет сред­не­ста­ти­сти­че­ский пен­си­о­нер в рам­ках соли­дар­ной систе­мы – 21400 тен­ге или 143 дол­ла­ра.  Меж­ду тем, эту сум­му ина­че как  уни­зи­тель­ной не назо­вешь. Но и этих денег 80% пен­си­о­не­ров не получают.

В Кыр­гыз­стане – такой, каза­лось бы, нищей стране – пен­си­он­ное зако­но­да­тель­ство при­ве­де­но в соот­вет­ствие с миро­вым уров­нем. У них сохра­не­ны льгот­ные пен­сии по спис­ку №1 и 2, досроч­ная пен­сия по воз­рас­ту, пен­сии за осо­бые заслу­ги перед рес­пуб­ли­кой Кыр­гыз­стан, пен­сии за осо­бые усло­вия тру­да  (работ­ни­ки лет­но­го соста­ва, арти­сты теат­ров), пере­рас­чет пен­сии из более высо­ко­го зара­бот­ка с уче­том нако­пи­тель­ной пен­си­он­ной системы.

В Казах­стане же пен­си­о­не­ров раз­де­ли­ли по видам эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти, и поэто­му пен­сии рез­ко отли­ча­ют­ся в зави­си­мо­сти от того, где чело­век рань­ше рабо­тал. Раз­рыв меж­ду пен­си­он­ны­ми выпла­та­ми состав­ля­ет от 10 до 21 тыся­чи тен­ге. Мето­ди­ка Мин­соц­за­щи­ты не соот­вет­ству­ет ни Кон­сти­ту­ции РК, ни зако­но­да­тель­ным актам РК. В свя­зи с этим  направ­ле­но обра­ще­ние «Поко­ле­ния» в Гене­раль­ную про­ку­ра­ту­ру РК о воз­буж­де­нии уго­лов­но­го дела.

Никто не под­ни­ма­ет эти про­бле­мы. Напри­мер, 23 июня про­хо­дил семи­нар, посвя­щен­ный 12 годов­щине созда­ния пен­си­он­ной систе­мы Казах­ста­на – со вре­ме­ни выхо­да зако­на о пен­си­он­ном обес­пе­че­нии. На нем при­сут­ство­ва­ли пред­ста­ви­те­ли 11 НПФ. Но никто не заик­нул­ся о чрез­вы­чай­ной ситу­а­ции, кото­рая сложилась.

Как извест­но, наша пен­си­он­ная систе­ма созда­ва­лась по обра­зу и подо­бию чилий­ской. Пока­зав сна­ча­ла непло­хие резуль­та­ты, она в пери­од кри­зи­са не смог­ла высто­ять, и от нее отка­за­лись. Мы же про­дол­жа­ем жить в режи­ме ЧП.

Петр Сво­ик, политик:

ПЕНСИОННЫЕ

день­ги

«УСЫХАЮТ»

С точ­ки зре­ния биз­не­са, сли­я­ния и погло­ще­ния – это вполне нор­маль­ный про­цесс. Это самое попу­ляр­ное реше­ние. И я не вижу в про­цес­се погло­ще­ния одно­го фон­да дру­гим ниче­го особого.

Дру­гой вопрос, что сама кон­цеп­ция пен­си­он­ной систе­мы, кото­рая изна­чаль­но была весь­ма сомни­тель­ной даже в бла­го­по­луч­ные годы, сего­дня под очень боль­шим вопросом.

Самая глав­ная, на мой взгляд, про­бле­ма в том, в какие акти­вы вкла­ды­ва­ют­ся сред­ства вклад­чи­ков. Нако­пи­тель­ная систе­ма созда­на таким обра­зом, что люди пере­чис­ля­ют  свои день­ги в так назы­ва­е­мые инве­сти­ции. И если бы эти инве­сти­ции дей­стви­тель­но вкла­ды­ва­лись в экс­порт­но-сырье­вой сек­тор, кото­рый был высо­ко­до­ход­ным не толь­ко в про­шлые годы, но явля­ет­ся тако­вым даже сей­час, в труд­ное вре­мя, то тогда мож­но было  бы при­вет­ство­вать такую систему.

Одна­ко еще с 1998 года, то есть с того момен­та, как суще­ству­ет нако­пи­тель­ная систе­ма, инве­сти­ру­ют­ся день­ги вклад­чи­ков толь­ко в цен­ные бума­ги. При­чем зна­чи­тель­ная часть этих цен­ных бумаг выпус­ка­ет­ся самим же госу­дар­ством. Это ноты Нац­бан­ка, цен­ные бума­ги Мин­фи­на. И, соот­вет­ствен­но, сама сохран­ность этих денег бази­ру­ет­ся на спо­соб­но­сти бюд­же­та выпла­чи­вать доход.

Самое пара­док­саль­ное, что дохо­ды госу­дар­ствен­ных цен­ных бумаг выпла­чи­ва­ют­ся за счет нало­го­пла­тель­щи­ков. То есть сама систе­ма тако­го «инве­сти­ро­ва­ния» сомнительная.

Ситу­а­ция усу­губ­ля­ет­ся тем, что если в преды­ду­щие годы про­бле­мой бюд­же­та был про­фи­цит и пра­ви­тель­ство не мог­ло  осва­и­вать все соби­ра­е­мые через нало­ги сред­ства, то послед­ние пару лет бюд­жет про­сто дефи­цит­ный. Таким обра­зом, сей­час ост­ро сто­ит про­бле­ма пла­те­же­спо­соб­но­сти бюд­же­та, и она будет усу­губ­лять­ся, пото­му что выхо­да из кри­зи­са, если чест­но ска­зать, не вид­но. А это зна­чит, что спо­соб­ность Мин­фи­на отве­чать по сво­им обя­за­тель­ствам – по выпла­те по этим день­га­ми доход­но­го про­цен­та и сохра­не­нию пен­си­он­ных денег – вста­ла под вопрос еще несколь­ко лет назад.

Я рас­смат­ри­ваю ситу­а­цию по фак­ти­че­ской отчет­но­сти, кото­рая опуб­ли­ко­ва­на на сай­те АФН. Это отчет по реаль­ной доход­но­сти фон­дов. Она пошла вниз еще в про­шлые годы, а сей­час она откро­вен­но мину­со­вая. То есть пен­си­он­ные фон­ды, неза­ви­си­мо от каче­ства менедж­мен­та и ква­ли­фи­ка­ции пер­со­на­ла, убы­точ­ны. И люди не столь­ко накап­ли­ва­ют свои пен­си­он­ные сред­ства, сколь­ко теря­ют. Уточ­ню, что, конеч­но, люди накап­ли­ва­ют свои день­ги, посколь­ку еже­ме­сяч­но бух­гал­те­рия отчис­ля­ет 10% от зара­бот­ной пла­ты в фонд. Но накоп­лен­ные сум­мы, вме­сто того что­бы уве­ли­чи­вать­ся, усы­ха­ют. То есть вме­сто 10% от отчис­лен­ной сум­мы через год там оста­ет­ся толь­ко 9%. А что будет еще через несколь­ко лет? Еще хоро­шо, если уба­вит­ся толь­ко несколь­ко процентов.

То есть в пен­си­он­ной систе­ме изна­чаль­но назре­ла очень серьез­ная про­бле­ма кон­цеп­ту­аль­но­го свой­ства. И ника­кие сли­я­ния,  погло­ще­ния или разъ­еди­не­ния фон­дов меж­ду собой не решат про­бле­му в корне.

Несмот­ря на то, что про­бле­мы дав­но извест­ны и про­го­во­ре­ны участ­ни­ка­ми рын­ка, госу­дар­ство не пред­при­ни­ма­ет ника­ких шагов для того, что­бы про­бле­му решить. Сей­час, когда оши­боч­ность кон­цеп­ции вста­ла попе­рек гор­ла, пра­ви­тель­ство ниче­го не делает.

Республиканский еженедельник онлайн