Недавно произошло знаменательное событие, на которое многие не обратили внимания. Один из богатейших людей России, официальный миллиардер Потанин заявил: «Мое состояние никто не унаследует. Мой капитал должен работать на благо общества, и он будет продолжать работать для социальных целей».
Говоря о своих потенциальных наследниках, предприниматель сказал: «Мои дети растут, их отец является миллиардером и широко известным человеком. Они, во-первых, находятся в моей тени, а во-вторых, разве будет у них при этом мотивация, чтобы достичь чего-нибудь в жизни? В этом смысле я считаю это очень верным шагом – передать состояние на службу обществу, а не наследнику».
Все помнят примеры благотворительности от Билла Гейтса и Уоррена Баффета.
Даже по сравнению с ними владелец холдинга «Интеррос» со своей инициативой стоит особняком. Что значит сей поступок человека, который официально владеет 12-миллиардными активами?
Пиар-ход, призванный привлечь внимание к своим бизнес-структурам? Но кто из серьезных инвесторов и партнеров будет иметь дело с таким романтически настроенным капиталистом, готовым пожертвовать на благотворительность почти все свое нажитое?
Или это желание заранее обезопасить себя от возможных неприятностей в плане потенциального преследования со стороны фискальных органов? Ведь всем известна подоплека первоначального накопления капитала на постсоветском пространстве. И почти каждый олигарх нашего пошиба уязвим. И в правовом плане, и в политическом смысле. И в этом смысле подобный шаг вполне уместен. Тем более, что он человек молодой…
Или это на самом деле осознанное и обоснованное с моральной точки зрения решение?
Не знаю. Но потанинская инициатива заставляет нас по-новому взглянуть на нашу казахстанскую олигархическую действительность.
На сегодняшний момент есть три вопроса, которые витают в обществе относительно наших новоявленных нуворишей. И на них пока нет ответа.
Первый вопрос.
Кто у нас реальные (а не мнимые!) богачи? Почему они не выходят на свет? Я имею в виду не подставные фамилии, когда вчерашние ничем не примечательные люди в мгновение ока становятся официальными миллиардерами. Кого конкретно они представляют в этих бизнес-структурах? Кто конечный бенефициар частных банков, на спасение которых государство не пожалело миллиарды долларов?
Неужели они не понимают, что все тайное, рано или поздно, становится явным?
Почему у нас в супербогачах ходят, как это и положено, не представители малого и среднего бизнеса, а другие? Если государство на самом деле так поддерживает МСБ, то почему среди них мало официальных миллионеров? Ведь в заветных списках иные герои нашего времени – чиновники разного уровня и экспортоориентированные олигархи.
Мне кажется, что настало время приоткрыть завесу тайны над всем этим. Не зря же наша власть не раз инициировала кампании по легализации своих неправедных капиталов. Неужели до сих пор не могут привести в порядок свое финансовое хозяйство?!
Страна должна знать своих героев! «Назовем миллиардеров своими именами!» Вот лозунг нашего времени!
Второй вопрос имеет отношение к источникам обогащения. Если земля и ее недра по Конституции принадлежат народу, почему он, этот самый народ (читай: государство и его бюджет), оказался в стороне от этих многомиллиардных финансовых потоков? Ведь именно богатства недр стали основой обогащения олигархов от нефти и металлов.
И здесь нужна пофамильная определенность. Ибо все это по истечении времени вполне может стать причиной всенародного недовольства и возмущения. Ведь объектом критики могут быть не только властные коридоры, но и дворцы богачей.
Третий вопрос чисто политический. Известна олигархическая сущность не только экономики, но и составляющих структур власти.
Вопрос национальной безопасности состоит в том, что некоторые олигархи у нас являются чужеземцами. Как увязывается казахстанское будущее с их неказахстанским происхождением и… будущим? Может ли существующая лояльность действующему президенту стать основой для их будущей лояльности… стране и государству? Не уверен…
Деньги решают многое, особенно в вопросе власти. Не станем ли мы заложниками противостояния нескольких миллиардеров на пути к постназарбаевскому трону? Ведь миллиарды имеют одну особенность: они хотят иметь политическую крышу для приумножения. А возможности у них колоссальные, и это не только деньги. Это и аффилированные общественные институты, СМИ и прочие политические прибамбасы.
Одно дело – купить за миллион-другой долларов временную лояльность того или иного чиновника. И другое – дальний прицел. С учетом фактора 2012 г. и после.
Мне кажется, что пример Потанина, несмотря на некоторые его спорные моменты, мог бы стать примером для подражания и для наших легальных миллиардеров.
И не нужно упрощать ситуацию, говоря только о привычных формах благотворительности. Хотя и они не помешает для улучшения имиджа новых хозяев жизни в глазах своих соотечественников. Тем более, что на дворе кризис, и любая форма поддержки малоимущих и нуждающихся в поддержке сограждан была бы кстати.
Речь о другом. Я бы назвал это моральной реабилитацией этих миллиардов. Объяснить народу истинное происхождение своих денег, защитить перед всем честным народом свое право ими распоряжаться – вот чего не хватает во взаимоотношениях общества и акул капитализма. Ибо участившиеся в последнее время публикации от одного опального банкира в отношении обогащения зятя президента и некоторых топ-менеджеров национальных компаний могут вполне стать детонатором социального взрыва, который коснется не только фигурантов этих материалов.
Второй момент касается политической легализации этих средств. Секретом полишинеля является аффилированность тех или иных финансовых групп на такие же политические группы во власти. Понятно, что без благосклонности людей во власти никакие миллиарды не состоялись бы.
Существует и обратная связь – наша верховная власть все больше и больше становится зависимой от этих олигархических групп! Ради их обогащения меняются экономические законы, принимаются правительственные решения, предоставляются льготы и преференции, выделяются целевые дешевые государственные кредиты.
Народ, как главный распорядитель бюджетных средств, имеет право знать о тонкостях этих «интересных» взаимоотношений! И тогда многое в поведении высших чиновников и некоторых общественных организаций и СМИ станет понятным.
Но, похоже, ни верховная власть, ни сами олигархи не заинтересованы в таком публичном поведении. Для них скрытность и закрытость – наиболее удобная среда. Они привыкли разруливать ситуацию в таких условиях. Так проще. Так привычнее.
Всем известно выражение «гамбургский счет», в свое время использованное Виктором Шкловским в значении «подлинная система ценностей, свободная от сиюминутных обстоятельств и корыстных интересов». Что ж, можно перефразировать и сказать, что история всем нам, включая и олигархов, рано или поздно выставит свой, личный, гамбурский счет. Будет ли каждый из нас в состоянии оплатить это счет? Не только в материальном смысле, а, скорее, в моральном…
И самое главное в этой теме: почему ни один из наших олигархов не последовал примеру российского коллеги? Тому есть свои причины.
Наши олигархи еще не насладились вдоволь своим вычурным богатством. Они еще в начальной стадии кайфа. Обладая миллиардами, они чувствуют свою нелегитимность в глазах общества. И потому они в тени и боятся раскрываться даже в плане благотворительности.
Они не уверены в своем будущем. У всех у них перед глазами примеры вчерашних взлетов и сегодняшних падений.
И последнее. В нашей стране ничего такого без разрешения Ак Орды не делается. Оттуда еще добро не получено.
Что ж, в таком случае, спасибо Кремлю. Ибо уверен, что свой шаг Потанин с хозяевами этого здания в центре Первопрестольной все же согласовал…
Амиржан КОСАНОВ,
генеральный секретарь партии «Азат»