ГЕРОЛЬД БЕЛЬГЕР: Плетенье чепухи из 21-й тетради № 1

ger_bel (1)Узнал из одной газеты, что один миллиард долларов по весу равняется одной тонне. Убедиться в том у меня, разумеется, возможности не было. В Казахстане, поговаривают и пишут, иные славные азаматы обладают пятью-семью, а то и более миллиардами долларов, иначе говоря, столькими же тоннами денег. Можете себе такое представить? Я – нет.

Любопытно, что эти люди считают себя богатыми и счастливыми. Я в том сомневаюсь. Большие деньги – большие заботы.

Читаю в Библии («Откровение»): «Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг». А ведь так оно и есть. Знаю одного миллиардера, который стар и болен, и ничего хорошего в перспективе ему не светит. Так что миллиарды, которые он наскреб неправедным путем, его спасут?

Как бы не так! Как говорят казахи, все достанется приблудной рыжей собаке. Знаем ведь, как и чем кончали арабские вожди, награбившие за десятки лет миллиарды. Но история ничему не учит.

***
У казахов все времена было много выдающихся поэтов. Сам казахский язык создан для высокой поэзии. Я о том говорил и писал не раз. Тем не менее нынешняя казахская поэзия чудится мне в подавляющем большинстве однообразной, застойной, безликой, будто достигла неких вершин и на этом остановилась или взяла тайм-аут. То есть нет гор, нет утесов, пиков, а есть холмы, сопки, бугорки в плоской, ровной степи. Может, мои ощущения не верны.

В чем дело? Гёте в «Поэзии и правде» говорит: «Любая национальная поэзия пуста и неминуемо будет пустой, если она не зиждется на самом важном – на великих событиях в жизни народов и их пастырей, когда все, как один человек, стоят за общее дело». Может, это «самое важное» и незаметно ускользнуло от современной казахской поэзии? Может, просто нет того «общего дела», за которое все стоят, как один человек? Может, пресловутые годы независимости не стимулируют казахскую поэзию на прорыв?

Стихотворцев, убеждаюсь, очень много: казахские газеты и журналы изобилуют стихотворными подборками. Я их читаю в рубриках газет, журналов, и мне кажется, что они все на одно лицо, как казахская эстрада, все акыны строчат по одному шаблону, а «цепляют» только Иран-Гаип, Темирхан, покойный Кадыр… Отдельные строки, строфы картину не меняют. Или не так?

Каким критерием воспользоваться в таких случаях? От какой печки танцевать? Опять-таки советует Гёте: «…значение человека не сводится к тому, что он после себя оставил, а заключается главным образом в том, как он действовал прижизненно и на что откликался, а также в том, пробудил ли он в своих современниках потребность действовать и отдаваться новым веяниям».

С этой точки зрения я вижу в современной казахской поэзии немало изъянов.

***

Время от времени читаю Конфуция. Его учение уже более двух тысяч лет стало идеологической основой Китайской империи. Вообще-то по-китайски его звали Кун Цю. Конфуций – латинизированная транскрипция.

Личность уникальная, поразительная. Мировая фигура. Его изучают, осмысляют, цитируют во всем мире. Его изречения («Луньюй») и поныне волнуют своей актуальностью. Его называют первоучителем китайской нации. Его последний по времени переводчик на русский язык И.И.Семененко характеризует его так: «Отшельник в гуще толпы – вот кем был на самом деле Конфуций».

На мой взгляд, люди, которые вознесены высоко и правят страной, государством даже в наше время, должны знать его изречения, его философию и примерять их постоянно к себе, дабы точнее определить свое место, свою роль, свое назначение в обществе. Обозначу лишь несколько его максим, представляющие живой интерес нашим правителям и достойным мужам.

– Если будут чтить умерших, помнить предков, то в народе вновь окрепнет добродетель.

– Не печался, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей.

– Если править с помощью закона, улаживать наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность.

– Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения.

– Лишь тот, кто человечен, умеет и любить людей, и испытывать к ним отвращение.

– Когда исходят лишь из выгоды, то множат злобу.

– Благородный муж постигает справедливость, малый человек постигает выгоду.

– Люди живы тем, что прямы. Коль обманщик жив и цел, то лишь по случайности.

– Я был незнатен в молодости, поэтому знал много простых профессий. А много ли умеет благородный муж?

– Благородный муж стыдится много говорить, когда же действует, то проявляет не­умеренность.

– Трудней всего общаться с женщиной и малым человеком. Приблизишь их к себе – и станут дерзкими, а удалишь – озлобятся.

Остановлюсь. Ибо цитировать Конфуция можно бесконечно. Очень часто по разному поводу Л.Н. Толстой ссылается на Конфуция в своем капитальном «Круге чтения».

Конфуция следует читать с любой страницы. Как Библию. Как Коран. Как «Ғаклии» Абая. Это великая книга. Я хотел читателям уважаемого «Дата» дать повод для осмысления изречений-назиданий Конфуция постоянно. Известно: мысль будит мысль.

***

Коммерческая литература – тот же коммерческий секс. Ныне они процветают. Первая развращает культуру, второй – нравственность. Боюсь, это надолго.

***

Когда-то Мухтар Омарханович Ауэзов говаривал, что он жил в разных общественных формациях – феодальной, капиталистической и социалистической. Так получилось.

А ведь и я жил в разной действительности – в советской, постсоветской и постпостсоветской. А скольких генсеков пережил! 19 лет при Сталине, 10 – при Хрущеве, 18 – при Брежневе, потом были Андропов, Черненко, Горбачев… Может, кого-то уже запамятовал.

Теперь обитаю уже двадцать первый год в эпоху так называемой независимости, хотя, кажется, и недостаточно сознаю, что это за эпоха.

Вот сколько всякой всячины выпало на долю одного поколения!

***

Все мои знакомые в недо­умении: ну, с какой такой стати с тобой случаются инсульты и инфаркты?! Ведь никаких оснований: не пьешь, не куришь, не буянишь, живешь праведно, умеренно, аккуратно, осторожно, методично, по графику, работаешь без аврала, и стрессов вроде нет. В чем дело? Почему такое хлипкое, хрупкое здоровье? Нелогично как-то. Сам не пойму.

Может, не в свое время живу? Может, изначальный замес с изъяном? Может, не гармонирую с обществом? Может, от природы доходяжный? Или на роду так написано?

Не знаю. Несправедливо все это…

***

Привлекли мое внимание короткие французские пословицы. Они имеют немало аналогов как в немецком, так и в казахском языках. Но метко характеризуют и наше современное общество. Например:

Ври, да помни.
Да, в нашем обществе (особенно в высшем эшелоне власти) врут каждодневно напропалую, да помнят плохо.
Кто не работает, тот не ест.
Увы, у нас как раз наоборот. Кто не работает, как раз больше всех ест.
Не велика честь волку зайца съесть.
Наш волк зайчишкой брезгует. Он с потрахами съедает кобылу, корову, верблюда, а при случае и тюки купюр проглотит.
На один гвоздь всего не вешают.
У нас все вешают на одного президента. Он за все и за всех отдувается.
Кто много веселится, тому некогда учиться.
Когда же у нас учиться, коли каждый божий день у нас форум, той или шоу?!
Лоб широк, а мозгу мало.
А у нас и у плешивого мозгов нема.
Ложь ходит на глиняных ногах.
Не знаю, у нас ложь стоит довольно крепко.
Дурак везде дурак.
Против этого, пожалуй, не поспоришь. Я бы сказал: дурак и у нас дурак. Только ходит в умных.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн