Картина, на мой взгляд, не очень-то приглядная. По ТВ показывают, как в дни казахстанских торжеств вручают толпе заслуженных людей правительственные награды. Против этой традиционной и щедрой акции, разумеется, вряд ли кто возражает.
Но вот семенит на дрожащих ногах 85-летний литературовед, профессор, академик к награждающему человеку и подставляет свою тщедушную грудь для очередного ордена. Зачем ему нужен этот орден? Много ли добавит ему он чести и славы? Без него Бог не примет его, что ли, в рай? Но если так хочется иметь этот орден, послал бы кого-нибудь для получения? Или попросил, чтобы вручили его на дому? Зачем понадобилось на склоне лет продемонстрировать свою немощь на экране?!
Мне стало неловко. Я ведь знаю его полвека. И человек он вроде разумный и порядочный.
И еще кадр: президент вручает какой-то орден 81-летнему белоголовому поэту, весьма, кстати, посредственному, из разряда «жай пысық». А ему-то за какие заслуги? Четверть века он стряпает одни подхалимские, высокопарные вирши. И не зазорно в столь почтенных летах получать за это орден и фотографироваться по правую руку елбасы?
Ох, уж это казахское тщеславие! Ну, что тут скажешь?! Надо хотя бы немножко уважать свою старость…
***
В канун обещанного племенем Майя конца света, действительно, происходят везде и всюду жуткие природные катаклизмы. В Алматы за одну ночь (19.12.12) вышли из строя несколько труб: больница, 8 школ, 300 квартир остались в свирепый мороз без отопления.
КТК показывает и другие аварийные объекты в разных областях страны. Сплошь и рядом развал, горести, неразбериха, бестолковости, суматоха, аврал. Тысячам казахстанцам плохо, худо, дурно.
А в это время «Хабар» ликует по поводу ЭКСПО-17 и программы 2050, о том же монотонно, с заученной фальшью долдонят записные трепачи – доморощенные и зарубежные.
И что получается? Получается фарсовая ситуация, трагическая нестыковка, несусветные ложь и дурь.
***
Известны библейские заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй… Л. Толстой пишет в дневнике 1909 года: к ним надо прибавить: не проси.
Верно: не проси. Ни у кого. Ничего. Попрошайничество – отвратительно. Я знаю многих попрошаек в политике, в литературе, в быту. У многих попрошайничество вошло в плоть и в кровь.
«Не проси, – сказано в «Мастере и Маргарите», – сами дадут».
Я лично стараюсь руководствоваться этим принципом.
***
В том же дневнике Л. Толстой пишет: «Все делали пасьянсы. И хорошо. Зачем писать? Уж и так много лишнего написано».
Может, и мне пора задавать себе этот вопрос? Может, и я наплел много лишней чепухи?
***
И опять Толстой: «Есть свобода делать зло, но нет свободы делать добро».
***
По состоянию здоровья мне приходится довольно часто лежать. Особенно в зимнее время. Писать лежа на спине очень неудобно: приходится на груди поддерживать картонку и лист бумаги, а шариковые ручки в таком положении не пишут, а шкрябать карандашом выходит блекло и коряво. Тогда я слушаю казахское радио. Политический, официальный и прочий пафосный треп слушать невыносимо. Он отвращает от всего казахского. Думаю, такие передачи никто не слушает. Уши вянут. И вообще, скажу я вам, вранья избыток. Даже сообщения гидромета чаще всего лживые.
А что мне по душе?
Передачи о казахских сказителях-жырау XVII–XVIII веков, о народных акынах-импровизаторах, ну и, понятно, их кюи, толғау в исполнении кобызчи и домбристов и национальных певцов традиционного, классического направления. В них я слышу душу народа, философский лад и бунтарский дух вольного номада. Эти произведения волнуют, будоражат, вдохновляют, навевают гордые и скорбные думы, возвышают, очеловечивают.
А современная казахская эстрада почти не трогает, примитивный, подражательный аляуляй и вовсе отвращает. Тошно видеть, как именитые певцы и певуньи под фанеру эпилептически дергаются-порхают на свадьбах, юбилейных тусовках ради сотни-другой зелененьких, низводя свой скромный дар до банального дурновкусия.
Из русских радийных передач редко какие западают в душу. За исключением, пожалуй, цикла «На поэтической волне». Он подкупает краткостью и познавательностью. Хороши, самобытны были в свое время передачи Ильи Синельникова. Он умел говорить красиво и увлекательно.
На какой-то волне казахского радио передают классическую музыку. Но как ее подают? Сплошняком, оптом, потоком, без малейшего комментария, без словесного обрамления, без системы, без разбора, «в кучу».
И, естественно, эту программу слушают немногие. Только музыкальные гурманы, знатоки, любители. И без элемента просветительства передачи не работают. Очень досадно. Вспоминаю в таких случаях покойного лектора-виртуоза Анатолия Кельберга. Вот он-то был знаток и популяризатор высокой музыки!
ЗАРУБКА НА ПАМЯТЬ
Узнаете ли вы своего начальника?
Он будит в себе зверя – и потом за наш счет придется его дрессировать, поить, кормить…
***
Он часть вопросов всегда решает без нашего ведома, знать бы только, какая это часть.
***
Он каждый раз рождал глубину глупости посредством мелководья своей мысли.
***
Он сгорел на пламени собственной глупости, разжигаемом им же самим.
***
Он собирает в свою голову умные мысли, а выводит их глупостями.
***
Он уронил свою карьерную надежду на благородную почву, и она заросла политическими сорняками.
***
Он свои извилины хранит только на камне за пазухой.
***
Он путает светлое будущее отражением былых успехов в первомайском лозунге.
***
Он, поудобней усевшись на унитаз, увидел под собой заветный трон власти.
***
Он проводит экономические реформы только в своем кошельке.
***
Он ведет непримеримую борьбу с коррупцией за право получать взятки.
***
Он – просто-напросто дутый авторитет среди пустых голов.
***
Он обещание дает только под проценты.
***
Он такой сволочь, кого с великим трудом только можно с кресла СВОЛОЧЬ.
***
Он отрицает Всевышнего, значит, Всевышний мешает ему.
***
Он лезет с топором на прошлое, чтобы попасть в будущее.
***
Он даже в минуту молчания не может закрыть рот.
***
Он постоянно врет подчиненным, чтобы не обманываться в них.
***
Он корни запустил высоко вверх.
Амангельды КЕРИМТАЕВ,
г.Аягуз