Очень хотел бы, чтобы я был не прав, но с некоторых пор мне настойчиво мерещится, что мы, казахстанцы, вступили в полосу тотального застоя. Будто застряла-завязла наша общественная арба в вязкой глине. И главные признаки застоя – всемерная, беспардонная ложь, неуемное хвастовство, пустословие, страсть к повторам, несоответствие желаемого и действительности, углубляющийся разлом между властью и народом. Нередко застой выдается за стабильность. Так считают те, которые при застое процветают, как лопух в заброшенном огороде. И еще те, которые приноровились врать напропалую, петь дифирамбы своему славному-бесславному времени, ублажающему их мнимое счастье.
Я знаю одно: длительный застой в обществе неминуемо приведет к катастрофе. И расплачивается за застой, как всегда, простой люд.
И еще мне кажется, что духовно активизировались казахи, что всколыхнулось самосознание, что прорезался, наконец, голос, что все меньше приверженцев гнусной мудрости «тек жүрсең, тоқ жүресiң» – «живи тихо, будешь сыт».
Нельзя и невозможно вечно жить во лжи.
Нельзя и невозможно вечно забиваться в угол и поджимать хвост.
Нельзя и невозможно вечно самообманываться и позволять вешать себе лапшу на уши.
Надо уповать на дух предков, храбрых и честолюбивых номадов, на себя, называть вещи и явления своими именами и руководствоваться кредо бунтаря Генриха Гейне: «Бей в барабан и не бойся!»
Ожили вдруг литераторы. Вылезли на свет божий. Заговорили открыто и смело о «проклятых вопросах» бытия – об «Ассамблее», о «Доктрине», о национальном языке, о земле, о духе предков, о лидере и отце нации, о мутном потоке политического трепа, о популистской патоке.
Это с одной стороны. С другой стороны, хором запели заштатные аллилуйщики-жарапазаншы: один утверждает, что за многовековую историю казахи еще никогда не были так счастливы, как сейчас, что, мол, наступила эпоха, когда жаворонки свивают гнезда в шерсти барана; другие горячо ратуют за самоубийственную «Доктрину» и мифическую национальность «казахстанцы»; третьи убежденно считают, что и язык, и «дух», и земля – всего-навсего товар, а потому ими можно свободно торговать; четвертые… о господи, чего только не говорят?! Слушаю всю эту хрень-дребедень-тень-на-плетень, и у меня уши пылают от стыда и позора.
На эти насущные темы в разные годы посильно высказывался и я. Но, видно, нужно еще раз высказаться более внятно и определенно.
Так вот:
– мне по душе суждения и направления мыслей в общественных вопросах С. Куттыкадама, Б. Атабаева, М. Ауэзова, Д. Сатпаева и других азаматов;
– мне симпатичны нравственно-социальные взгляды моих коллег по перу Иран-Гаипа, Т.Медетбека, С.Сматаева, И.Сапарбаева, Г.Кабышева и других джигитов;
– считаю, что и М.Шаханов, и сотоварищи шумят-пошумливают не зря. Первый тайм они отыграли блестяще. Есть в их тревогах рациональное зерно;
– совершенно не разделяю мнение аллилуйщиков, ловко пристроившихся к государственной кормушке и озвучивающих коленопреклоненно заказ власти;
– не приемлема для меня и позиция «мудрых пескарей» и «раков-отшельников», исповедующих сомнительную истину: «не тронь меня, лупоглазое лихо, и ятебя не трону»;
– никак не утешают меня «аксакальские назидания» и лживо-паскудные призывы типа «давайте жить дружно» (вспомните постыдное письмо благостного старца Нуршаихова М.Шаханову, опубликованное в «Қазақ әдебиетi» – верх маразма. Шаханов ответил в нескольких газетах хлестко и справедливо);
– нет у меня сочувствия и к тем, кто молчанием и лизоблюдством намерен заполучить от власти медальку или орденок;
– а ратую я активно, по мере своих сил, за Казахстан подлинно независимый, гордый и дерзкий, богатый и самостоятельный, не ставший добычей шакалам-авантюристам, заботящийся о своих потомках, о сбережении своего народа и духа предков, о той стране, которой все мы, разноязыкие граждане, гордимся и всемерно печемся о ее добром имидже.
И еще. Я издавна придерживаюсь мнения, что в решении всех кардинальных вопросов во главе угла должна стоять одна-единственная, главнейшая идея: нужно это казаху или не нужно; выгодно это казаху или не выгодно; перспективно это для казаха или нет. Таков исходный пункт. И с ним все остальные диаспоры должны согласиться, ибо Казахстан – страна казахов. И он, казах, – государствообразующая нация. Тут нет места для спора. И возражать бессмысленно.
Возникает второй вопрос. А такой приоритет не вреден ли другим? Если вреден, рано или поздно возникнет конфликт. А конфликт казаху не нужен. Казахи вообще не конфликтный народ. Уж я-то знаю. Значит, необходимо, чтобы благоденствие казаха никому не было против шерсти. Разумный консенсус всегда может и должен быть. У немцев Казахстана, например, претензий к казахам нет. Не должно быть их и у других. Но все вместе обязаны думать о благоденствии казахов. Ибо их благоденствие априори благо для всех. Элементарно и понятно. Добро казахам оборачивается всеобщим добром.
Таково кредо. Таков штандпункт. Такова идея. Я всю жизнь о том говорю и пишу. Но посчитал нужным о том сказать сегодня еще раз. Максимально четко и искренне.