Понедельник , 7 июля 2025

Герольд БЕЛЬГЕР Плетенье ЧЕПУХИ (ИЗ 22‑Й ТЕТРАДИ)

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №10 (281) от 12 мар­та 2015 г.

 

СМЫСЛ ВОЛЬНЫХ СТРОК

 

Разу­ме­ет­ся, я нико­му не судья. Не адво­кат и не про­ку­рор. И мне­ние мое – осо­бен­но ныне – ниче­го не сто­ит. Но тем не менее ино­гда выска­зы­ва­юсь по тому или ино­му поводу.

С неиз­мен­ной болью смот­рю на нашу посрам­лен­ную Ака­де­мию наук, гуляя воз­ле памят­ни­ка Чока­ну. Она была одним из неотъ­ем­ле­мых оча­гов нации, сим­во­лом и атри­бу­том госу­дар­ства. Пре­ступ­но, что ее так бес­це­ре­мон­но и без­бож­но в одно­ча­сье раз­ру­ши­ли и похо­ро­ни­ли сами академики.

А поче­му?

А пото­му, что в сущ­но­сти они не были истин­ны­ми уче­ны­ми, а все­го-навсе­го зауряд­ны­ми чле­на­ми. И про­фу­ка­ли свою аль­ма-матер ни за понюш­ку таба­ку. Ради подачки-гранта.

Фило­соф Д. Кши­бе­ков напом­нил мне Рене Декар­та, кото­рый, ока­зы­ва­ет­ся, делил уче­ных на два сор­та: пер­вые – само­уве­рен­ные, не счи­та­ю­щи­е­ся ни с каким дру­гим мне­ни­ем, и вто­рые – те, что вооб­ще не име­ют соб­ствен­но­го мне­ния и сле­ду­ют за другими.

Так вот, чудит­ся мне, у нас, в Казах­стане, осо­бен­но за годы так назы­ва­е­мой неза­ви­си­мо­сти, пре­ва­ли­ру­ют уче­ные вто­ро­го сор­та, те, кото­рые в нау­ке не име­ют соб­ствен­но­го мне­ния (у Май­ли­на «еме­ни­есі жоқ»), а послуш­но, как иша­чок или бычок на пово­ду, тру­сят за дру­ги­ми. Я знаю, с поз­во­ле­ния ска­зать, уче­ных – спе­ци­а­ли­стов по пред­ло­гу «в» в вини­тель­ном паде­же или по суф­фик­сам «оньк»-«еньк», «ыңқы­ра-іңкі­ре» – бары­ңқы­ра, келіңкі­ре, тығы­ңқы­ра, беріңкі­ре, сде­лав­шие на этом уче­ную карье­ру (хоть стой, хоть падай).

Истин­ный уче­ный – все же лич­ность само­сто­я­тель­ная, дерз­кая, рис­ко­вая, бес­страш­ная, убеж­ден­ная в сво­ей мис­сии. Таких все­гда быва­ло мало. А вто­рых – послуш­ных, мел­ких, завист­ли­вых, бес­хре­бет­ных, заис­ки­ва­ю­щих, выма­ли­ва­ю­щих у вла­стей пода­чек, – пруд пру­ди. Знал бы Рене Декарт, сколь­ко, к при­ме­ру, ныне дам пере­пе­ва­ют, пере­ло­па­ты­ва­ют, пере­ли­цо­вы­ва­ют ста­рую ветошь ради все­воз­мож­ных науч­ных степеней!

В Казах­стане этот тип уче­ных всплыл наверх, как мусор в про­ру­би. Они-то и Ака­де­мию похе­ри­ли, и нау­ку осрамили.

А вос­ста­но­вить одна­жды раз­ру­шен­ное ред­ко уда­ет­ся. Это ведь не коро­вий загон отре­мон­ти­ро­вать. Даже сару­а­ру стра­ны, будь он хоть семи пядей во лбу, это не под силу.

 

***

Энцик­ло­пе­ди­ста Алек­сея Федо­ро­ви­ча Лосе­ва я читал мало, но о нем все же кое-что знаю, имею общее пред­став­ле­ние. Вот перед кем чув­ству­ешь себя неучем и ничтожеством.

Сколь­ко он знал! И как был эру­ди­ро­ван, све­дущ в нау­ках! Он глу­бо­ко знал антич­ную эсте­ти­ку, фило­со­фию, фило­ло­гию, исто­рию, искус­ство­ве­де­ние, линг­ви­сти­ку. И это еще не все! Он про­фес­си­о­наль­но постиг музы­ко­ве­де­ние, пси­хо­ло­гию, лите­ра­ту­ро­ве­де­ние, куль­ту­ро­ло­гию. Знал язы­ки – фран­цуз­ский, немец­кий, англий­ский. Пере­во­дил с гре­че­ско­го и латин­ско­го на рус­ский язык. Читал лек­ции по мно­гим пред­ме­там, вел семи­на­ры. Напи­сал более 400 науч­ных тру­дов. По его же при­зна­нию, 30 томов про­из­ве­де­ний каж­дый по 500–800 стра­ниц! И сре­ди них шести­том­ную «Исто­рию антич­ной эсте­ти­ки», удо­сто­ен­ную Госу­дар­ствен­ной пре­мии 1996 года. Автор 33 науч­ных моно­гра­фий. Про­жил Алек­сей Федо­ро­вич Лосев 95 лет, сохра­нив уни­каль­ный дар и интеллект.

Дей­стви­тель­но, божья бла­го­дать бес­пре­дель­на. Как вме­ща­ют­ся столь­ко талан­тов и зна­ний в одном чело­ве­ке, сотво­рен­ном, как все мы, из костей и мяса, – уму непо­сти­жи­мо! Раз­ве мыс­ли­мо себя с ним срав­ни­вать? Он учил­ся в клас­си­че­ской гим­на­зии, отку­да вынес «мерт­вые» и «живые» язы­ки, посе­щал еже­не­дель­но (!) восемь раз (!) театр, учил­ся игре на скрип­ке, настра­и­вал себя с малых лет на систе­ма­ти­че­ский труд и само­сто­я­тель­ное мыш­ле­ние, учил­ся в уни­вер­си­те­те сра­зу на двух отде­ле­ни­ях – по фило­со­фии и фило­ло­гии, не тра­тил вре­ме­ни впустую.

Ну, а я, напри­мер, греш­ный? И вспо­ми­нать стыд­но. Рос в глу­хо­ма­ни в воен­ное лихо­ле­тие. И книг-то, счи­тай, ника­ких не было. Учил­ся в ауль­ной шко­ле. Радио услы­шал впер­вые в вось­мом клас­се. Опе­ру посе­тил впер­вые сту­ден­том пер­во­го кур­са… Э‑е-е… Какие язы­ки, какие нау­ки, какие опо­ры и стимулы?..

И так рос­ли все мои сверст­ни­ки. Отку­да что бы взя­лось? И какой с нас спрос? Да еще и гены не те. Так и оста­лись бишаринцами-сорлыбаюшками.

А Лосев – уни­кум, титан…

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн