«Общественная позиция»
(проект «DAT» №35 (306) от 15 октября 2015 г.
СМЫСЛ ВОЛЬНЫХ СТРОК
Есть немецкое выражение: «Разум остановился». Так говорят при сильной степени удивления. Нечто такое я сегодня (02.08 2013) испытал, просматривая казахстанскую периодику.
В ХХ веке, при советской власти, я худо-бедно прожил 66 лет. Что такое классовая борьба, знал не понаслышке. Поколение наших отцов свое классовое происхождение аттестовало так: бедняк, батрак, кнехт, кедей, тақыр кедей, нищий бауэр, ландскнехт, неимущий крестьянин, скотовод, хлебопашец, наемный работник. Все были поголовно бедняки-сорлыбаюшки. Не только наши отцы, старшие братья, но, разумеется, и мы сами. Лучшими людьми считались те, у кого ни рода, ни племени, ни кола, ни двора. Только таких и жаловало советская власть. Почет и уважение прежде всего им.
По-другому было нельзя. И ходу нет, и башку потеряешь.
И вот наступили другие времена. Казахстан обрел независимость, встал на ноги. Как говорится, рукой дотянулся до собственного рта. И тут мои казахские друзья, ровесники, старшие и младшие братишки в одночасье сплошь и рядом обернулись отпрысками төре, ханов, султанов, баев, биев, волостных правителей, батыров, беков, крупных феодалов, высоких царских чиновников, паломников-хаджи, на худой конец табибов, баксы или знатных зергеров. Иначе говоря, все представители-потомки «белой кости».
Я только диву давался: апырай, ә?! Простых казахов, оказалось, совсем не было. Все сплошь аристократы. В батраках числился один Сабит Муканов.
Ныне, обзаводившись дурными деньжищами, иные крутые, сверх продвинутые казахи возмечтали о дворянских титулах – о «голубой крови». Безродные (тексіз) стали спешно обретать родовые грамоты, закупать европейские дворянские титулы – виконт, граф, барон, маркиз, герцог…
А?! Ойна Күзембаймен!
А звучит-то как?! О-хо! Ойдойт! Виконт Мырқымбай! Граф Тыржықбай! Барон Тырқымбай! Маркиз Қыртымбай! Герцог Султан-Хан!
Вот до чего докатываемся! Курам насмех!
Моя аульная соседка в таких случаях, сплюнув, говаривала: «Үй, сүмелек, адыра қал! Көтіңе қарамайсың ба?!».
Чует мое сердце: этим дело не ограничится. Придет время, и европейские дворянские титулы крутых казахов устраивать уже не будут. Они начнут тянуть свое родословное от китайских императоров, правивших Поднебесной еще до нашей эры. И тогда Мырқымбай докажет, что он не только граф или барон, но и прямой потомок императора Тһай-хау, а Мыржықбай – потомок императора Иэн-ди. И, конечно же, между ними возникнет нешуточное соперничество: кто древнее и важнее. А еще один икс-саруар окажется по прямой линии потомком самого Конфуция – по-казахски Құнфудзы. И не надо удивляться. В конце концов китайцы есть проказахи. Наши историки это запросто докажут. Я лично отношусь к удревлению рода сорлыбаюшек спокойно. Есть такая детская болезнь. Ею необходимо переболеть.
***
Некоторые мои знакомцы сетуют на то, что наш саруар более 20 лет засиделся на троне.
Эка невидаль! Ну и пусть сидит, если ему так удобно. Кому-то нравится восседать на троне, кому-то на кошме, кому-то на собачьей шкурке. Мне, например, по душе лежать на диване. Отсюда мой псевдоним – Герольд ибн Карл аль-Дивани.
Один китайский император, подсказывает мне память, правил Поднебесной аж 150 лет, другой – 140, третий – 100 лет. И за этот срок они осуществили много добрых дел.
Правда, это было до рождения Христа, то есть до новой эры. Ныне время убыстрилось. Но лезть в бутылку не стоит.