Герольд БЕЛЬГЕР Плетенье ЧЕПУХИ (ИЗ 24-Й ТЕТРАДИ)  №3

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №37 (308) от 29 октября 2015 г.

 

 

СМЫСЛ ВОЛЬНЫХ СТРОК

 

Вчера в Алматы на кладбище Кенсай состоялось открытие памятника Герольду Бельгеру. Церемонию открытия памятника приурочили ко дню рождению писателя – 28 октября известному писателю и переводчику исполнился бы 81 год. Помимо родных и друзей Бельгера в церемонии открытия приняли участие аким СКО Ерик Султанов, режиссер Ермек Турсунов, заместитель акима города Алматы Арман Кырыкбаев, писатели и ученые.

Скульптурную композицию выполнила творческая группа под руководством Амангельды Байгаторова.

 

 

После совещания историков у госсекретаря РК Марата Тажина, который своим содержательным докладом вправил кое-кому мозги, все казахские газеты заполонили статьи о необходимости объективного освещения истории казахов. И то верно: в истории казахов вольно порезвились все, кому не лень.

На мой взгляд, большинство статей сугубо конъюнктурные, пустозвонные. Писатель Г.Кабышев сатирически и остро, с нескрываемой ехидцей высказал свои советы касательно того, как и с высоты какого холмика надлежит писать национальную историю.

Я разделяю его скепсис и сарказм. Получится именно так, как он написал-посоветовал. Настрочат историки и двухтомник, запросто доказав, что Адам и Ева были казахами, и все это – ей-ей! – будет не история, а сказка, миф, аулбайский вымысел, некая ботқа-көже не из фактов, а из вымысла и фантазий в угоду того или иного родового лидера-правителя.

О том примерно – еще когда! – сказал и Герман Гессе в своем романе «Игра в бисер»: «Впрочем, мы ведь не знаем сокровенного и не должны забывать, что писание истории при всей трезвости и при всем желании быть объективным все-таки остается сочинительством и ее третье измерение – вымыслом».

В этом-то и все дело, как любил выражаться мой покойный друг Морис Симашко. Наши историки и писатели наворотят столько всякой-всячины, нарисуют такие узоры, что черти животики надорвут.

Научная основа такой «истории» будет близка к нулю; а архивные данные подберут по своему усмотрению и выстроят такие, где история и не ночевала. В этом я убедился не раз. Я, к примеру, свидетель того, как один казахский прозаик описал в трилогии гражданскую войну в Казахстане на основе клочка карты Аральского моря. Знаю и такого, который выдумал своего предка бека Мырқымбая из рода правителя, еще в XVII веке овладевшего всеми науками и искусствами мировой цивилизации и бывшего и батыром, и бием, и мудрецом-гулямом, окончившего к 17 годам несколько европейских университетов.

И такая существует «история». И теперь после совещания на высоком уровне она расцветет всеми красками радуги.

Можете не сомневаться. Ойна Кузембаймен!

 

***

Прославился еще один крутой азамат – президент национальной компании «Қазақстан ғарыш сапары» Габдуллатиф Мурзакулов. О нем пишут во всех газетах, говорят по радио и ТВ.

Чем же прославился сей государственный муж? Тем, что хапанул взятки – в 75 миллионов (!) тенге и 272 тысячи (!!) долларов.

Ай, джигит! Ай, сабаз! Вот так надо, по-крупному играть. Чего уж мелочиться?!

А я вот думаю: почему у нас развелось столько прохиндеев? И почему они процветают именно в годы независимости нашей страны? Почему они так обнаглели в годы правления лучезарного саруара? Почему с его стороны нет кардинальной реакции? Что за вседозволенность? Почему эта гнусь так распоясалась? Неужели она злоупотребляет добротой лидера нации?

Вопросов много, ответа нет.

Пошли взятки космического масштаба. Кто больше? Кто круче?

Взятки в Казахстане стали азартной игрой. Впору этим бесстрашным сардарам посвятить один том национальной истории. Должен же народ знать своих героев!

А почему не пишут о них наши писатели? Разве это не тема? Или семьсот членов Союза писателей Казахстана луну разглядывают или хрюшек подковывают?!

На глазах народа творится стыд и срам, а наша власть – хоть бы хны. Сначала сплавляет рыцарей наживы за кордон, способствует их устройству, а потом объявляет розыск, имитируя борьбу с коррупцией.

На чьи уши лапшу вешаем?

 

***

Лев Толстой прожил 82 года, и собрание сочинений его составляет 90 увесистых томов.

Гете прожил столько же, и полное собрание его трудов «тянет» на 143 тома.

Ауэзов прожил 64 года, а произведения его недавно издали в 50 томах.

Достоевский прожил 60 лет, а ныне готовится его новое полное издание в 42 тома.

Нурпеисов усердно шкрябал пером 70 лет, а намурыжил томов пять-шесть.

Это о чем-то говорит?

Ровным счетом ни о чем. Я просто констатирую факт, пришедший в голову.

Знаю одного русского писателя, который за всю свою жизнь написал один роман, но издавал его более ста раз…

 

 

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн