«Общественная позиция»
(проект «DAT» №46 (363) от 15 декабря 2016 г.
Смысл вольных строк
В далекие (или не очень?) кунаевские времена секретарь ЦК КПК по идеологии Саттар Нурмашевич Имашев привел молодого кустанайского немца Владимира Аумана к Динмухамеду Ахмедовичу.
– Вот наш новый инструктор.
Кунаев укоризненно посмотрел на Саттара: дескать, что еще за еврея ты ко мне привел.
Саттар сразу все смекнул.
– Нет, нет, Димеке, он немыс, немыс, но умный, как казах!
Ауман долгие годы успешно работал в ЦК КПК, потом его забрали в Москву в какой-то отдел ЦК КПСС. Ныне он с головой ушел в дела российских немцев.
***
Писатель Мухтар Магауин как-то сказал обо мне: «Когда-то, давным-давно, Бельгер, может быть, и был немцем, но теперь он казах».
То, что простодушные и добросердечные казахи нередко воспринимают меня казахом и всячески поощряют меня, конечно, лестно и меня греет. Но в душе я все же предпочитаю оставаться природным немцем.
***
Давний знакомый, знатный казах Батырбеков, как-то издали заметив меня, громко пошутил в окружении толпы, собравшейся на поминки:
– Вон идет немец, который казахом так и не стал.
В толпе дружно и безобидно рассмеялись, но мне шутка пришлась не по душе. Неужели то, что я не стал казахом, – мой изъян? Я ведь придерживаюсь принципа: кем родился, тем и оставайся. Сабит Муканов говаривал: «Старый урус мусульманином не станет».
***
Назвал я одну из своих книжек «О, казахи мои!..». Активно живя среди казахов 72 года, весь пронизанный языком и духом казахов, полагаю, имею право так сказать. Книжку на немецкую тематику я также мог бы назвать «О, мои немцы!..».
А вот «О, мои русичи!..» сказать не могу, ибо знаю только казахстанских русских, и то неглубоко, так как чую, что они заметно отличаются от русских России.
Чтобы проникнуться русским духом, шикарный писатель кореец Анатолий Ким годами жил в рязанской глубинке, где – по его словам – местные жители принимали его за «яврея». Я, боюсь, в искони русской среде жить бы не смог. Правда, если бы Сталин депортировал меня в Сибирь, я, может, и стал бы чалдоном.
***
По TV показали, как президент пропесочил членов правительства. Через несколько дней премьер-министр снял стружку с замминистров (министров трясти – прерогатива президента).
Вообще-то трепать правящую элиту абсолютно правильно: ее надобно держать в страхе, дабы Бога не забыли. А еще справедливее было бы для заворовавшихся время от времени устраивать «нюрнбергский процесс» и кое-кого вообще голым в Африку пустить.
Иначе как? Нельзя же, чтобы людишки вконец испаскудились.
***
Некоторые читатели моих «Плетений» желают, чтобы я из номера в номер неустанно разоблачал и высмеивал властей предержащих. Зачем? Я такой цели вовсе не преследую. Им, чай, и без меня мощно достается на орехи. Лаять на луну – не удел писателя. Тем паче для пенсионера-инородца это и недостойно, и некорректно. Как публицист я позволяю себе иногда указывать на очевидные или скрытые изъяны общества. Ну, и достаточно. Я вообще-то склонен воспринимать реальный мир через литературу. А это означает быть посильно честным и правдивым.
***
Всем памятен знаменательный, вещий сон хана Аблая, в котором лев и тигр превратились, соответственно, в волка, лису, зайца, мышь, лягушку, рака, червяка, муравья. То есть с тех времен измельчал могучий и могущественный ханский род.
Со сном Аблай-хана перекликается строка русского поэта Михаила Крупина:
– Только нету человека,
Всюду змеи, муравьи.
***
О морали, думается мне, мы все более забываем. Неожиданно воцарился, вошел в плоть и кровь аморализм. А коли так, о каких высоких материях позволительно думать? Независимость у нас, как ни странно, обернулась тотальной безнравственностью. Все достойное человеку вытеснила презренная татешка Ақша. Она обрекает человека на зверя, на скот.
***
Еще недавно у нас была царевна-лягушка; теперь она обернулась лягушкой-потаскушкой, шлюшкой-полягушкой-хотькомушкой. На моем веку даже целомудренные казашки, вырвавшись из аульно-семейного надзора, ступили на эту скользкую стезю. Нет царевны-лягушки, остались лишь Иван-дурачок да простодыра Мырқымбай. Таков тернистый путь к глобализму.
***
Не торопи время: оно и так летит на крыльях.
***
Это надо же: даже казахстанские немцы изловчились воровать. Казахская власть выделила им на культурно-национальные нужды здания-помещения. Ну и что? Маленькие «фюрерчики» ловко прихватизировали их, оформили на свои фамилии как частную собственность, выгодно продали и дали деру в фатерланд.
Ну, не подло ли? Не всему же надо подражать! Ты-то, немыс, куда лезешь?
Я-то полагал, что у «наших» немцев остались генетические честь и совесть, заповеданные предками. Нет, куда конь с копытами, туда и рак с клешней.
Ф-фу! Ай-яй-яй! Сплошной кәкәй!..
***
Что больше всего меня пугает в нынешнем казахском обществе?
Апатия.
Беда в том, что всем все уже все равно, бәрібір.
Ratel.kz