«Общественная позиция»
(проект «DAT» №35 (399) от 28 сентября 2017 г.
Бизнес и власть
Более 30 миллиардов тенге в год скапливаются в ТОО «Оператор РОП» («Расширенные обязательства производителей»), оплаченных населением за утилизацию мусора и автошин. Деньги аккумулируются на расчетном счету этой частной компании с санкции правительства, руководство которой представляет интересы, в том числе, других стран – Украины, Беларуси.
Эта информация не высосана нами из пальца. Она озвучена сооснователем двух мусороперерабатывающих заводов (в Алматы и Астане) Егором Зингером в интервью, данному им «Центру деловой информации Kapital.kz», 25 мая 2017 года. Аккурат накануне открытия в Астане Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017», посвященной глобальной теме «зеленой» экономики.
Отшумела, отсалютовала выставка. О ней жителям столицы Казахстана денно и нощно напоминают огромные баннеры, огораживающие от посторонних глаз недостроенные объекты вблизи территории «ЭКСПО» либо объекты-долгострои с призывным слоганом на казахском и русском языках – «Встречайте ЭКСПО-2017 «Взгляд в будущее».
Встретили ЭКСПО и даже проводили. Но слоган на баннерах никто менять не собирается. Видно, бюджет поиздержался. Хотя деньги в прямом смысле этого выражения – валяются под ногами. Однако родное правительство, призывая казахстанцев смотреть в экологически безопасное будущее, само, похоже, не желает «взглянуть» своим оком в то же направление.
ОЧЕВИДНОЕ –
НЕВЕРОЯТНОЕ
Глобальное потепление климата, увеличение выбросов парниковых газов в атмосферу, загрязнение водных ресурсов и земли приводят к тому, что жизнь наша становится все менее комфортной и все более небезопасной с экологической точки зрения. А ведь всего этого можно избежать…
Одна из важнейших проблем XXI века – проблема утилизации отходов. Растут города, развивается промышленность, с каждым годом потребляется все больше товаров и услуг, а, следовательно, свалки и полигоны бытовых и промышленных отходов увеличиваются пугающими темпами. Не только тяжело утилизируемые промышленные отходы, но особую проблему вызывают и вышедшие из эксплуатации автопокрышки и шины, так как являются одними из самых объемных полимерных отходов в мире. В настоящее время автомобильные шины являются также и самым распространенным резиновым мусором. А учитывая то, что шины и покрышки применяются широко во всем мире, то и объемы их использования растут вместе с увеличением автомобильного и грузового транспорта на Земле. По подсчетам экологов, сегодня в мире уже накоплено около 80 млн. тонн неутилизированных шинных отходов. Кроме того, ежегодно выходит из эксплуатации еще около 8 млн. тонн покрышек и шин. И лишь четверть из них находит вторичное применение. Зимние и летние шины продолжают складироваться на свалках, полигонах, промышленных территориях, а то и вовсе оказываются прямо на обочинах автомобильных дорог.
Между тем немногие знают, что, к примеру, старая зимняя резина разлагается в земле порядка 150 лет. Особенно опасно возгорание отслуживших автомобильных шин и покрышек. Обладая повышенной пожароопасностью, шины при горении оказывают крайне вредное влияние на окружающую среду. Кроме того, из-за высокой температуры горения потушить горящие зимние шины крайне трудно. А при складировании они являются идеальным местом размножения грызунов, кровососущих насекомых и служат источником инфекционных заболеваний.
Вместе с тем, амортизированные автомобильные шины содержат в себе ценное сырье: каучук, металл, текстильный корд, и современные технологии утилизации позволяют наладить из них производство множества новых полезных изделий из отслуживших свой век шин. Например, зимние шины можно использовать как сырье для производства мазута или водоотталкивающих строительных материалов; резиновых покрытий для теннисных кортов или обувных подошв и напольных ковриков; резиновой крошки для асфальта или жгутов и канатов, а также многого другого.
Следует отметить, что утилизация автомобильных шин имеет не только экологический эффект, но и экономический. Ведь переработка автомобильных шин, которые изготовлены преимущественно из нефти, позволяет сэкономить значительные средства, а главное – сберечь природные ресурсы. Кроме того, утилизация покрышек и шин позволяет освободить для нового использования значительные площади, которые загрязнены шинными отходами. Но главная задача утилизации и переработки – очистить и оздоровить окружающую среду для комфортного и экологически безопасного проживания людей.
И опять «но». Глава нашего государства не устает назидать правительство и частный бизнес о казахстанском содержании любого производства. Как мне субъективно кажется, у него уже мозоль на языке должна быть от повторения простой истины: коли Казахстан должен стать если не супердержавой, то хотя бы войти в число 50 развивающихся стран. Но на уровне правительства, опять же на мой субъективный взгляд, идет подпольный саботаж программных поручений президента РК.
ДЕНЬГИ КАК
ГЛАВНЫЙ
СТИМУЛЯТОР
Первый в истории Казахстана завод по утилизации шин появился в 2009 году. И не где-нибудь, а в Астане. Это знаково. Открывали его, как правило, торжественно, с традиционным разрезанием алой ленточки. Присутствовали тогдашние министр индустрии Асет Исекешев и столичный градоначальник Имангали Тасмагамбетов. Завод располагается на территории бывшего «Целинсельмаша», ныне «Технопарк», и занимает 9 тыс. квадратных метров.
Запустить предприятие запустили. Кстати, в отличие от многих помпезно обставленных открытий производств, а спустя месяцы и даже дни почивших в бозе, запущенный маховик работает и поныне. Как говорится, тьфу-тьфу, подальше от сглаза.
Но менеджмент первенца утилизационного предприятия столкнулся с некоторыми проблемами. В частности, с отсутствием нормативно-правовой базы по регулированию отрасли. С 2011 года руководство ТОО начало инициировать ряд ГОСТов, предложения по которым были приняты правительством – по безопасному обращению с опасными отходами, шин и автопокрышек; безопасности детских площадок с применением резиновой крошки из покрышек; технологии производства асфальтобетона, модифицированного резиновой крошкой для регионов с резко континентальным климатом, и т.д.
Инициировали ряд предложений в Экологический кодекс, которые также были приняты. С 2014 года все ГОСТы вступили в силу. Процесс пошел. Казахстан взял курс на общемировую практику сбережения природных ресурсов и обеспечения собственной экологической безопасности.
Нововведения одновременно расширили ответственность отечественного производителя и импортеров. Тот, кто производит или завозит покрышки, уже платит утилизационный сбор, чтобы у конечного потребителя, то бишь автовладельца, голова не болела за шинно-покрышечные отходы. Раньше как было? Легче было выкинуть отработанные шины и автопокрышки куда подальше. А с появлением в стране утилизационного завода, который стал стимулировать заскорузлую ментальность денежным выражением, он уже сам побежал к сборщикам. 10 тенге за один кг резины и покрышки – солидная добавка за, скажем, бензин. Есть стимуляция – рождаются рыночные и, главное, партнерские, отношения.
КАК ЧЕРТ
ИЗ ТАБАКЕРКИ
Вслед за пионером казахстанской отрасли по утилизации шин и автопокрышек в стране появились родственные предприятия в Караганде, Семее, Уральске, Актобе, Шымкенте, Павлодаре, Петропавловске – всего 9 заводов. И все – с частной формой собственности. Нет бы им создать свою корпоративную ассоциацию или что-то иное, которое бы регулировало жизнедеятельность уже сформировавшейся промышленной отрасли. Нет же. Дождались постановления правительства, которое вышло, как в насмешку им, за день до новогодних празднеств – 30 декабря 2015 года. Согласно ему, оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) было определено ТОО «Оператор РОП» – тоже с частной формой собственности, целью которого является организация сбора, транспортировки, переработки, утилизации отходов. В то время, как во всем мире утилизация отходов, шин и автопокрышек не отдается на откуп частным компаниям. Государство участвует в этом производстве как главный оператор на все 100 процентов, или же имеет свою долю. В казахстанском варианте ни того, ни другого не оказалось.
Опять же сошлюсь на интервью Егора Зингера: «…разрабатывая концепцию по РОПу, мы считали, что данная компания должна быть с государственным участием в виде квазигосударственной структуры… Но на данный момент РОП является частной организацией, она не подотчетна населению, которое уплачивает утилизационный сбор. Эта компания аккумулирует утилизационные сборы, которые взимаются с производителей, но при этом на данный момент деятельность РОПа непрозрачна и неясна. Что планируется делать с изношенными автомобилями, кто их будет утилизировать, какая продукция за счет переработки будет выходить? Складывается ощущение, что эта система выгодна компаниям, так называемым местным автопроизводителям. Но Казахстан никогда не был автопроизводителем, вот закончатся эти машины и что дальше… РОП – это монополист, который вправе на свое усмотрение устанавливать размер утилизационного сбора. При этом РОП не несет никакой ответственности ни перед производителями продукции, ни перед обществом. Нужно учесть, что «Оператор РОП» не принимал участия в строительстве перерабатывающих или сортировочных линий, а руководители этой компании не являются профессионалами из сферы по защите экологии, зачастую представляют интересы других стран, в частности Украины, Беларуси, в которых на данный момент такие программы не разработаны. Даже в России на данный момент закон о РОП еще не разработан до конца, а Россия это – страна-автопроизводитель, и государство ежегодно субсидирует эту отрасль в сумме от 15−30 млрд. рублей. Почему так происходит, что местные специалисты не востребованы? Приглашаются на работу непрофессионалы из других стран… Обидно… РОП является стратегическим объектом, и там должны управлять как во всех странах мира не временщики, а специалисты в своей деятельности и кадры, представляющие свою родину Казахстан».
А теперь что касается «насмешки». Этот так называемый «оператор» появился на карте казахстанского бизнеса без году неделя – 30 ноября 2015 года, то есть буквально за месяц до рождения на свет «исторического» постановления правительства.
Участниками ТОО «Оператор РОП» являются: физическое лицо – гражданка РК Шынар Муктарова и юридическое – ТОО «Eco Waste Solutions», единственным участником в котором является та же Шынар Муктарова. Другими словами, определенный правительством Казахстана «Оператор РОП» полностью контролируется только одним лицом – гражданкой Муктаровой. Кто она такая и из какой «табакерки» выскочила – неизвестно. По крайней мере, заводам-утилизаторам. Зато известно то, что ТОО «Оператор РОП» до рождения постановления правительства не имело никакого опыта в сфере утилизации отходов и создано всего за 30 дней до принятия правительством названного постановления. Не менее важное, на что хотим обратить особое внимание, – данное постановление правительства не прошло сквозь сито парламента, прошло ли необходимые согласования и процедуры, установленные законодательством, – неизвестно. Формально – может быть, фактически – вопрос со многими неизвестными. Следовательно, насколько оно легитимно?
Интригу в этот вопрос добавляет тот факт, что (обратите внимание!) постановление принято правительством 30 декабря 2015 года, а изменения, внесенные в Экологический кодекс РК в части наделения правительства полномочиями по определению оператора РОП введены в действие с 1 января 2016 года. То есть своим постановлением правительство поставило телегу впереди лошади. Насколько законно постановление правительства?
Кроме того, какими критериями оно руководствовалось при выборе оператора? Ведь по простой логике, контроль за деятельностью субъектов предпринимательства, коими в нашем случае являются заводы по утилизации шин и покрышек, оно фактически передало другому субъекту предпринимательства.
Тогда как во всей мировой практике в этой сфере это является прерогативой контрольных и надзорных государственных органов! В силу ограниченности газетной площади, не станем приводить соответствующие статьи Предпринимательского кодекса РК и указа главы государства от 7.09.1999 года, которые никто не отменял.
Вопрос, вытекающий из них: почему правительство РК отказалось от своего участия в качестве акционера при создании «Оператора РОП», тогда как таким правом его просто обязывает ст.16 Экологического кодекса РК?
И еще на предмет «черта из табакерки». Согласно справке правительственного сайта «egov», по последней дате перерегистрации ТОО «Оператор РОП» первым руководителем его является некая Свитлана Коротенко. По нашим данным – гражданка Украины. Исполнительный директор – Сергей Юрча, гражданин Республики Беларусь.
НА ХРЕНА
ПОПУ
ГАРМОНЬ?
В прошлом номере нашей газеты была опубликована, на мой взгляд, блестяще аналитическая статья экономиста Айдара Алибаева о природе и подводных рифах системы госзакупок и тендеров, связанных с ними.
Тендер, объявленный ТОО «Оператор РОП» заводам-утилизаторам, ни в одну схему, им описанных, вообще не вписывается. Это супер ноу-хау по-казахстански (а может, по-украински?). Он вопиюще алогичный: частная компания объявляет тендер частным производителям, с чьих рук и кормится.
Чтобы было более понятно, поясню: ни тиына бюджетных средств в деятельность заводов по утилизации шин не вложено. Все утилизационные деньги собирает «Оператор РОП». Ничего не производя, но распределяя потоки денежных средств. Например, по шинам.
Вначале было условие РОП. Перед заключением договора с заводом-утилизатором он определил сумму за 1 кг с завозимых шин – 37 тенге. Она средняя в рамках Соглашения стран-участниц Евразийской экономической зоны. Тут, как говорится, ничего лишнего.
Но как распределил Оператор доходы? 5 тенге в отрасль, 32 – себе, на содержание аппарата и прочие вещи. Предприятия-производители не согласились и выдвинули свои расчеты: в отрасль – 35 тенге, 2 тенге – на содержание РОП. Этих денег предостаточно, и то при условии, что Оператор должен дать раскладку этих два тенге. К консенсусу не пришли.
После мучительно-затяжных переписок, в том числе обращений в Генпрокуратуру, Оператор пошел на уступки: заключил договора из расчета 30 тенге в отрасль, 7 – себе. Таковы были условия договоров на 2016 год. Заводы утилизировали в том году более 20 тыс. тонн шин – невиданных до того объемов. При том, что отходов шин и автопокрышек в стране как минимум в год собирается 100 тыс. тонн. Наверное, не надо объяснять, что для утилизации и переработки этого сырья в качественную отечественную продукцию, чтобы не завозить ее извне страны, нужны мощности еще как минимум 70-80 заводов. Спрос рождает предложения.
Однако у Оператора, вкусившего запах шинно-покрышечного бизнеса, явно аппетит разыгрался. Его нынешний ультиматум: 30 тенге, которые он в 2016 году отдавал в отрасль, разделил на две части – утилизацию, которую непосредственно производят заводы, и сбор и доставку шин. Самое пикантное при этом: за утилизацию он определил сумму в 3 тенге 50 тиын за 1 кг, а за транспортировку – 25 тенге, себе оставил 7 тенге. То есть львиная доля доходов достается транспортировщикам отходов, а производителям, вкладывающим свои средства в модернизацию технологий и европейское оборудование, из, извините за прямоту, говна делающих конфетки в виде продукции с казахстанским содержанием, к чему взывает глава государства, – кукиш с тонким слоем масла. Себе – 7 тенге на содержание себя любимых.
Безусловно, условия кабальные для отечественного производителя. Многие заводы-утилизаторы отказались участвовать в тендере, навязанном им Оператором. О причинах и изъянах государственной политики в этой отрасли в начале мая этого года они подробно написали в своем коллективном обращении к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву.
Возможно, этой статьи бы не было. Если бы не озвученное на пленарном заседании мажилиса парламента запрос депутата от фракции партии «Ак жол» Дании Еспаевой, где она прямо спрашивает у главы правительства: «Оператор РОП» проводит тендеры при том, что совокупная мощность предприятий по утилизации в 7,5 раз меньше ежегодного объема выбрасываемых автошин. Для чего проводить тендеры среди 20 предприятий, когда объема работы хватит еще на 150 таких же заводов?».
И то верно. На хрена попу гармонь, то бишь ТОО «Оператор РОП» проводить тендера, если свалок шин и автопокрышек в стране ешь – не хочу?
Но на то она и гармонь, чтобы на ней играли те, кому это выгодно. За каждым тендером – конкретный интерес конкретных лиц. Это общеизвестно. За ТОО «Оператор РОП», как кажется, тоже корыстный интерес госчиновников из министерств и ведомств.
Но об этом подробнее в следующей публикации в следующем номере.
А НАПОСЛЕДОК
ВАМ СКАЖУ…
А напоследок опять только факты. Благодаря ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling» и другим ему родственным предприятиям мы имеем то, что имеем. Из автопокрышки, которая уже никуда не годится, делаются медицинские инструменты, синтетический шелк, резиновая крошка, о применении которой сказано выше. Все это у нас – в Казахстане!
И если бы не энтузиасты и патриоты Отечества, продолжали бы наши предприниматели от дорожного бизнеса ту же резиновую крошку завозить из Европы за 700 евро за тонну, тогда как наши заводы-переработчики шин и автопокрышек производят ее сами и продают за 300 долларов – с тем же европейским качеством. Китай пусть отдыхает.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»