Ни кадровые перестановки в правительстве, ни партийные хитросплетения, ни прошедший Исламский форум на прошедшей неделе, пожалуй, не наделали столько шума, сколько информация о возбуждении ряда уголовных дел в отношении бывшего градоначальника южной столицы, а ныне одного из самых богатых жителей Швейцарии. Информация о возбуждении в Казахстане двух уголовных дел в отношении Виктора Храпунова возглавила топ-рейтинг новостей прошедшей недели.
Кто-то стал сразу говорить о том, что наконец-то справедливость восторжествовала, кто-то серьезно задумался о своей судьбе и о том, является ли это итогом очередного передела сфер влияния, а вернее, собственности в Алматы.
Третьи связали опалу Храпунова с его родственными отношениями с находящимся в бегах банкиром Мухтаром Аблязовым. Нас больше всего интересует вопрос следующего порядка. С чем все-таки связана «инициатива» уголовного преследования экс-акима Алматы г-на Храпунова казахскими властями и неужели нашим правоохранительным органам понадобилось 5 лет (!), чтобы возбудить уголовные дела в отношении человека, о преступных делах которого говорили открытым текстом наша газета, некоторые другие СМИ, общественные организации и жители огромного мегаполиса?
Миллионер не из трущоб
200 трлн. долларов – в такую суму оценивается имущество, принадлежащее всем жителям Земли. И с каждым годом его становится все больше. Общий объем благосостояния с 2000 по 2010 годы вырос на 72 процента. Оказывается, достаточно располагать имуществом на каких-то 72 тысячи долларов, чтобы попасть в 10 процентов богатых людей на планете. А вот миллионеров набралось по всему миру 24,2 млн. человека или 0,5 процентов населения. Большая часть из них, а точнее, 22,2 млн. владеют «скромными» активами, стоимость которых не превышает 5 млн. долларов. Миллиардеров всего 1000 человек на планету. Число тех, имущество которых оценивается в 0,5–1 млрд. долларов, всего 1,8 тысяч человек. А вот обладателей богатств в размере 100–500 млн. долларов насчитывается 26,7 тысяч человек, среди которых и «герой» нашего материала – Виктор Храпунов.
О размерах состояния бывшего экс-акима Алматы сообщил еще в 2009 году журнал «Билан», составивший список 300 наиболее богатых швейцарцев, в котором выходцы из постсоветских стран занимают лидирующие позиции. Имя Виктора Храпунова, проживающего в Женеве, присутствует во втором разделе списка в категории «Строительство и недвижимость» с 300–400 миллионами франков или 288,5–384 миллиона долларов. Через год в рейтинге «Билана» появились имена сына и дочери Храпунова – Ильяса и Эльвиры.
Несмотря на то, что семья Храпуновых предпринимает все мыслимые и немыслимые попытки и меры, чтобы связать имеющийся в Швейцарии капитал с именем сына бывшего градоначальника 26-летнего Ильяса Храпунова, возглавляющего частную компанию Swiss Development Group SA, всем понятно, что едва оперившийся бизнесмен вряд ли был способен в столь короткое время обзавестись настолько внушительным капиталом, не будь он сыном Виктора и Лейлы Храпуновых.
С 1998 года на протяжении 7 лет Виктор Храпунов возглавлял мэрию Алматы. С декабря 2004 года по 11 января 2007 года В. Храпунов был акимом Восточно-Казахстанской области. С 11 января 2007 год по 1 ноября 2007 года занимал пост министра по чрезвычайным ситуациям РК. 1 ноября 2007 года он по предложению премьер-министра был освобожден от должности министра МЧС. Причина была связана со скандалом вокруг незаконного предоставления земельных участков в природоохранной зоне Алматы и за допущенные нарушения в бытность его акимом Алматы.
Однако на тот момент, несмотря на требования общественности, в отношении него никаких уголовных расследований предпринято не было. В ноябре 2011 года Союз мусульман Казахстана (СМК) и швейцарская общественная организация Humanitas Helvetica создали совместную комиссию, которая должна была заняться расследованием деятельности экс-акима Алматы. Однако вряд ли требование этих общественных организаций повлияло на решение власти начать уголовное расследование в отношении бывшего акима южной столицы Казахстана.
Стезя «великих дел»
По истечении аж 5 лет после скоропалительного выезда г-на Храпунова с семьей на постоянное место жительство в Швейцарию финансовая полиция Казахстана возбудила 27 мая в отношении Виктора Храпунова 2 уголовных дела по статье «Превышение власти или должностных полномочий». В чем конкретно сотрудники финпола обвиняют господина Храпунова, пока не известно.
Однако, исходя из перечня нашумевших в свое время скандалов, стезя «великих дел», попавшая под пристальное внимание финпола, может быть связана, во-первых, со строительством Алматинского аэропорта. Провернув многоходовую аферу с акиматовскими векселями при помощи привлеченного иностранного инвестора, на тот момент уже не требовавшегося, г-н Храпунов «увел» 10 млн. долларов, предназначенных на строительство нового пассажирского терминала. Город же в лице местной мэрии вынужден оплачивать счета по долговым обязательствам, которые на сегодня исчисляются 9 млн. долларов.
Надо полагать, что уголовное дело, возбужденное в отношении Виктора Храпунова, может быть также связано с безвозмездной передачей акиматом Алматы в 2002–2003 годах 54 участков из фонда земель общего пользования под наружную рекламу. Передача земли под рекламные щиты произошла в пользу двух алматинских компаний «Viled-Алматы» и GeFest. По «странному» стечению обстоятельств среди учредителей двух фирм значились супруга акима Лейла Храпунова и его сын Ильяс. По предварительным расчетам экспертов, ежегодный доход всех рекламных щитов, принадлежавших семье Храпуновых, составлял около 1 млн. 300 тысяч долларов.
Уверенно можно считать, что в основе возбуждения уголовного дела в отношении экс-мэра Алматы Храпунова лежит скандал с постановлением, согласно которому Виктор Храпунов исключил из земель государственного природного парка «Медео» участок зоны отдыха «Дубовая роща» площадью около 4 гектаров. Участок земли был продан за 1 млн. 800 тысяч… тенге! В качестве покупателя значилось ТОО «Гулмира», учредителем которого, на удивление, оказался племянник Храпунова – Сергей Стряпчев. На него также был оформлен по самой низкой цене участок земли площадью около 2,5 га в районе горнолыжного комплекса «Шымбулак».
Напомним, что история с незаконной продажей земельных участков в природоохранной зоне верхней части Алматы в бытность акимства Храпунова в свое время дошла и до президента страны, который требовал разобраться с законностью принятого постановления и имеющихся в водоохраняемой зоне построек в виде элитных коттеджей высокопоставленных лиц казахского истеблишмента.
Согласно опубликованным в газете «Время» данным, в настоящее время сыну Виктора Храпунова Ильясу принадлежат 8 домов с земельными участками по улице Горная и аль-Фараби, земельный участок в урочище Шымбулак, 16 гаражей–платных стоянок по проспекту аль-Фараби. Супруге экс-акима Бекетовой-Храпуновой Лейле принадлежат офисные здания по ул.Фурманова, 242, ул. Панфилова – ул. Гоголя, 113/56 + подземные гаражи, коттедж №7 (Шымбулак) + участок 186 м2, торговые помещения – ул. Жолдасбекова, восточнее ул. Фурманова – 705 м2., торговые помещения – «Самал-2», д. 67 площадью 116 м2, 141 м2, 175 м2, 53 м2., офисно-торговое помещение – ул. Гоголя, 117/127 площадью 1189 м2, зона отдыха «Лесная сказка» (Талгарский р-н, ущелье Котырбулак), здание детсада №270 (Бостандыкский р-н), пр. Достык, 87в – 1618 м2, ул. Наурызбай батыра, 52а, участки на ул. Горная и Мендикулова (севернее ул. Кажимукана) площадью 57 м2, 56 м2 и 809 м2., участок в садоводческом товариществе «Весновка» – 2226 м2.
В общей сложности в Алматы чета Храпуновых официально и через подставных лиц владела 32 объектами и 16 отборными земельными участками, среди них участок площадью 2489 квадратных метров в районе горнолыжного курорта «Шымбулак».
Последняя гавань Храпунова
Увы, но мы все чаще становимся свидетелями того, что высокопоставленные чиновники в силу разных обстоятельств своей последней гаванью выбирают заграницу. Тут поневоле напрашивается одна ассоциация. Так, количество партийных чиновников Китая, сбежавших за границу, в том числе и пропавших без вести, достигло 18 тысяч за период с середины 1990-х годов до 1 января 2009 года. При этом ими незаконно вывезено из страны 800 млрд. юаней (около $114 млрд.). Такие данные только сейчас были обнародованы Народным банком Китая в своем исследовательском отчете о перечислении денежных средств за границу из Китая за 2008 год. Конечно, в Казахстане бегство проворовавшихся чиновников за границу еще не достигло такого размаха, как в Китае, что, впрочем, не является свидетельством того, что казахские чиновники в меньшем числе и в меньших объемах воруют. Просто в Китае жестко наказывают – к стенке, пулю в лоб, и разговор короткий. В Казахстане для вороватых чиновников созданы самые что ни на есть «тепличные» условия. Сначала власть дает время, да что там время, даже самолеты, чтобы вывезти все нажитое «непосильным трудом» за бугор. Далее – возможность перевода капиталов на своих чад. А потом, например, по истечении 5 лет, будучи под «кайфом» антикоррупционной эйфории или выполняя очередной заказ власти, внутри которой постоянно идет грызня за передел собственности (особенно алматинской), начинают рвать волосы на голове и надрывать связки, обвиняя бывшего коллегу и сотоварища по крутым застольям и делам во всех смертных грехах. А список «грехов» начинается от изменения исторического облика города в интересах коммерческих компаний и заканчивая закладыванием в банки под немыслимые кредиты зданий государственных служб города.
Если уголовные дела, возбужденные в отношении Храпунова, дойдут до своего логического завершения, то есть до зала суда, то, надо полагать, что нашим правоохранительным органам уже сейчас надо позаботиться об экстрадиции Виктора Храпунова в Казахстан. Кстати, несмотря на не единожды звучавшую в СМИ информацию о том, что г-н Храпунов является гражданином Швейцарии, отметим, что в апреле этого года он принял участие в голосовании на избирательном участке казахского посольства в Швейцарии. Сам факт голосования является подтверждением того, что Виктор Храпунов не менял казахское гражданство и, по его личным словам, с 2008 года по согласованию с президентом Назарбаевым он находится в Швейцарии на долгосрочном лечении. Так что с его возвращением на родину, надо думать, проблем возникнуть не должно. В противном случае нашим силовым и надзорным органам достаточно сложно будет обосновать пятилетнее молчание, а теперь – пристальное внимание к персоне Храпунова как коррупционера, вора и мздоимца, сын которого имел неосторожность жениться на дочери Мухтара Аблязова Мадине.
Родственная связь с преследуемым по закону и скрывающимся за рубежом Мухтаром Аблязовым вряд ли является одним из оснований или мотивов возбуждения ряда уголовных дел в отношении экс-мэра Алматы Храпунова. Гипотеза о том, что требование общественности возымело свое действие, также не выдерживает никакой критики. Пока общественное мнение у нас сидит на кухне, то и цена ему кухонная.
Версия, к которой мы склоняемся, скорее всего, это то, что вся законно и незаконно (коей больше) приобретенная семьей Храпуновых собственность стала объектом внимания высокопоставленных чиновников и олигархов, в планах которых пока что не значится переезд на ПМЖ за рубеж. На наш взгляд, именно таким образом произойдет элементарный передел алматинской собственности, значительная часть которой в свое время была «окультурена» четой Храпуновых. При принятии решения о «мочилове» Храпунова общественное мнение и государственные интересы здесь близко не стояли.
Позорная практика бегства государственных деятелей за рубеж и необъяснимое бездействие казахстанских властей стало, по сути, национальной чертой казахской вертикали власти. Безнаказанный прецедент Виктора Храпунова породил искушение повторения у большей части властвующей элиты. По существу схемы увода бюджетных денег и разбазаривания государственной собственности Храпуновым – образец и «эталон» существования и процветания нынешней власти. По его «алгоритму» можно научиться, как, используя полномочия власти, можно набить собственные карманы земельными участками, аэропортами, коттеджами, платными стоянками, офисными зданиями и торговыми площадями. Клептократия, трайбализм, махровая коррупция, подмена законов, подкуп и переподчинения к себе маслихатов, надзорно-контрольных органов, убогий национальный менталитет Храпунов мастерски использовал и почти достиг пика в своем незаконном обогащении. Только вот жадность других оказалась куда выше, больше и сильнее, чем таковая самого Виктора Вячеславовича. И для него самого сегодня, наверное, вопрос стоит не столько в том, сохранит ли он свою собственность, сколько в том, что станет поистине последней гаванью – страна сыра, часов и шоколада, или камера пусть даже на солнечной стороне, но в далеком костанайском Кушмуруне.
Артур САДВАКАСОВ
К ответу НАХРАПОМ из Казахстана в Швейцарию
Мировой финансовый кризис, видимо, настолько серьезно сказался на банковской деятельности Швейцарии, что здешние банки с удовольствием открывают счета на сотни миллионов от некоторых граждан, имена которых многократно назывались в международной прессе в связи с их непосредственным отношением к коррупции.
В швейцарском журнале BILAN среди богатеньких новичков, в категории «Строительство и недвижимость» обладателями 300–400 (это только официально! – Авт.) миллионов франков названа фамилия Храпуновых. Здесь сообщается, что в июле 2007 года в Cologny (Колоньи – фешенебельное предместье Женевы, на левом берегу Женевского озера. – Авт.) приобретена вилла стоимостью в 32 миллиона франков. Ее купила Эльвира Храпунова-Бельмадани, не кто иная, как дочь Виктора Храпунова.
Дальше описывается, что в Казахстане Лейла Храпунова-Бекетова была занята в секторе люкс и, возглавляя группу «Viled-Jewellery», была обладательницей многочисленной недвижимости. 30-летняя дочь Храпунова Эльвира имеет в Женеве бутик, торгующий испанскими украшениями Carrera y Carrera. 25-летний сын Храпунова Ильяс (на фото) является президентом Swiss Development Group, специализирующейся на строительстве роскошной недвижимости. Завершается информация об этой семье тем, что имя Виктора Храпунова не упоминается в швейцарском обществе. Как говорится, «залег на дно».
Какие лакомые кусочки земли и сколько недвижимости в Казахстане оказалось в собственности Храпуновых до их бегства в Женеву – предмет для отдельного журналистского расследования. Вполне естественно, что правоохранительные органы Казахстана не возбуждали уголовного дела против четы Храпуновых, себе дороже будет. Повязанные одной веревкой коррупции не будут рыть себе могилу. Наверняка Виктор Вячеславович тоже не понаслышке знает о «проделках» бандитов в погонах, пусть и не связанных с землей и недвижимостью.
Вот если бы беглец посмел выступить с открытой критикой главы государства, как это сделали Кажегельдин, Нуркадилов, а теперь и бывший старший зять президента Алиев, тогда б ему не сдобровать. А так что, смылся, ну и дорога скатертью, Казахстан богатый, на всех сановных чиновников добра хватит.
Невольно вспомнилась одна из встреч с Виктором Храпуновым более чем десятилетней давности. Тогда руководивший крупнейшим мегаполисом страны и обладая силой власти, он пытался убедить автора этих строк в злодействе экс-премьера Кажегельдина. Дескать, и обладатель миллионов он, и виллы в Бельгии у него, и прочая, прочая.
Бельгийская прокуратура тогда не подтвердила казахстанскую фальшивку о наличии виллы у Кажегельдина, зато назвала имя истинного владельца, который оказался другом Назарбаева. Теперь, обзаводясь швейцарскими отелями, бутиками и виллами, господин Храпунов числит себя ангелом.
15 января текущего года во французской газете Le Monde, в разделе «Коррупция» была опубликована статья Агаты Дюпарк «Швейцария – эльдорадо центральноазиатских династий». Репортер этой газеты первой сообщила о том, что 23 декабря Динара Кулибаева, жена нефтяного магната Тимура Кулибаева, приобрела виллу на левом берегу Женевского озера в Anières стоимостью в 74,7 миллиона швейцарских франков (50,5 миллионов евро). Кто же надоумил Кулибаевых приобрести недвижимость в Швейцарии? Как сообщает Агата Дюпарк, в ноябре один финансовый посредник из Женевы посетил Казахстан с «предварительной миссией», чтобы рассказать об инвестиционной привлекательности Швейцарии и прекрасных женевских перспективах. Крупные казахстанские инвесторы должны были клюнуть на этот крючок. Посредник контактировал в Казахстане с молодой казашкой, которая намеревалась помочь олигархам, желающим открыть счета в швейцарских банках, а уже в декабре она прибыла в Женеву и приобрела виллу у сына экс-министра транспорта России.
Женева – маленький город, и сведущие люди утверждают, что бывшему хозяину она обошлась в четыре раза дешевле, правда, было это пять лет назад. И никто из тех, с кем пришлось общаться за последние дни, в том числе и журналисты, не могут понять, почему люди готовы переплачивать такие огромные суммы. Приходится объяснять, какими «праведными» трудами покупатели вилл стали обладателями миллионов и миллиардов. Тем более в Интернете уже достаточно информации об источниках поступления и даже есть те, кто готов представить документальные доказательства баснословного обогащения новых владельцев элитной недвижимости.
Не удивляет, с каким спокойствием хранит молчание официальная Швейцария, никак не реагируя на безобразия с приобретением недвижимости лицами, насквозь замешанными в коррупции. Ну какое дело швейцарцам, если правоохранительные органы Казахстана не возбуждают уголовные дела против своих граждан, ухитрившихся увести из страны не сотни миллионов, а миллиарды? И здешним банкам все по барабану. Так как они не могут и не обязаны проводить расследования на предмет коррумпированного происхождения средств, если нет официального обращения Астаны.
Эта крошечная по сравнению с Казахстаном страна готова приютить всех и предоставить гражданство кому угодно, лишь бы с туго набитыми сундучками приезжали. И счет в банке открыть нет проблем. Никаких деклараций о легальности миллиардов, заполни формуляры, отметь галочкой строчку о том, что деньги не получены преступным путем, в конце поставь свою подпись и все, наслаждайся прекрасным видом Альп и швейцарских озер.
Вот если бы официальный запрос, тогда и начались бы распутывания коррупционных клубков, но не будет же хозяин Акорды давать своим нукерам задание разматывать тот самый клубок, который сам скатывал два десятилетия.
Что необходимо предпринять в сложившейся ситуации? Если бы демократически настроенная оппозиция Казахстана обратилась к швейцарским властям с призывом прекратить «крышевание» нуворишей, есть же, в конце-то концов, небезразличные к судьбе страны люди, то, отталкиваясь от этого обращения, и можно было бы провести акции протеста, пресс-конференции, организовать выступления на швейцарских радио и телевидении зарубежных журналистов, высказывающих негативное отношение к происходящему.
Это мнение и местных коллег автора этих строк. Разумеется, здешние органы прокуратуры не начнут расследования о происхождении умопомрачительных капиталов, наша задача привлечь внимание и создать общественный резонанс. Мы не можем, не имеем права занимать позицию стороннего наблюдателя, когда Родину растаскивает по кускам кучка проходимцев.
Лира БАЙСЕИТОВА