Вторник , 8 июля 2025

ИМИДЖВСЕ, ГОСУДАРСТВО – НИЧТО!

В Алма­ты на про­шлой неде­ле состо­ял­ся уже IV инве­сти­ци­он­ный сам­мит, совет ино­стран­ных инве­сто­ров. На этой неде­ле про­шел инве­сти­ци­он­ный сам­мит в Астане. Там же в нача­ле сле­ду­ю­ще­го меся­ца ожи­да­ет­ся эко­но­ми­че­ский форум.

В рам­ках инве­сти­ци­он­но­го сам­ми­та руко­вод­ство стра­ны соби­ра­ет­ся све­рить­ся с мне­ни­ем пред­ста­ви­те­лей дело­вых кру­гов об инве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти и рис­ках в пост­кри­зис­ном Казах­стане. Несмот­ря на серьез­ные про­бле­мы финан­со­во­го харак­те­ра и тяже­лый эко­но­ми­че­ский кри­зис, по мне­нию вла­сти Казах­ста­на, в целом уда­лось сохра­нить уро­вень при­вле­ка­е­мых инве­сти­ций почти в преж­них объемах.

Таким обра­зом, власть актив­но демон­стри­ру­ет все­му миру, что гото­ва быть впе­ре­ди пла­не­ты всей. Одна­ко, как отме­ча­ют экс­пер­ты, она не оста­ви­ла за 19 лет надеж­ды на то, что все-таки модер­ни­зи­ру­ет эко­но­ми­ку стра­ны, запу­стит круп­ные про­из­вод­ства, кото­рые ста­нут флаг­ма­на­ми казах­стан­ской про­мыш­лен­но­сти, и нако­нец-то покон­чит с сырье­вой направ­лен­но­стью экономики.

Вик­тор КОВТУНОВСКИЙ,

поли­то­лог:

Все меж­ду­на­род­ные фору­мы, кото­рые регу­ляр­но созы­ва­ют­ся в Казах­стане, тот же инве­сти­ци­он­ный, кото­рый про­хо­дил на про­шлой неде­ле в Алма­ты, на самом деле име­ют одну при­клад­ную цель – ими­д­же­вую рекла­му Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва. Ждать от них реаль­ной отда­чи, реаль­ных инве­сти­ций нет ника­ко­го смыс­ла. У них такая же судь­ба, как и у госу­дар­ствен­ных про­грамм, регу­ляр­но раз­ра­ба­ты­ва­е­мых и утвер­жда­е­мых правительством.

Мы пом­ним и про­грам­му импор­то­за­ме­ще­ния, и про­грам­му про­рыв­ных про­ек­тов, и попыт­ки созда­ния про­мыш­лен­ных кла­сте­ров, и амби­ции по вхож­де­нию в пять­де­сят кон­ку­рен­то­спо­соб­ных стран. Стра­те­гию инду­стри­аль­но­го инно­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия на 2003–2015 годы ждет то же самое – через год-два про нее бла­го­по­луч­но забудут.

К огром­ным циф­рам при­вле­чен­ных инве­сти­ций, кото­рые озву­чи­ва­ет наше выс­шее руко­вод­ство, я отно­шусь скеп­ти­че­ски. Ино­стран­ные инве­сти­ции идут толь­ко в один сек­тор – сырье­вой. По пре­иму­ще­ству в нефтяной.

Но дело не толь­ко в узкой спе­ци­а­ли­за­ции инве­сто­ров. Если бес­при­страст­но разо­брать­ся в их бух­гал­те­рии, то выяс­нит­ся, что сво­их средств они нико­гда не вкла­ды­ва­ют, а при­бы­ли, полу­ча­е­мые эти­ми так назы­ва­е­мы­ми инве­сто­ра­ми, во мно­го раз боль­ше, чем реаль­ные вло­же­ния в нашу страну.

Если мы кинем ретро­спек­тив­ный взгляд на раз­ви­тие оте­че­ствен­ной эко­но­ми­ки за послед­ние 20 лет, то уви­дим, что про­изо­шла ее ката­стро­фи­че­ская деин­ду­стри­а­ли­за­ция. Взгля­ни­те на това­ры в наших мага­зи­нах, там прак­ти­че­ски нет ниче­го, что про­из­во­дит­ся в Казах­стане. Даже моло­ко дела­ют из импорт­но­го порош­ка. И это в стране с тра­ди­ци­он­ным животноводством.

Кор­руп­ци­он­ный кли­мат, создан­ный в стране, не пред­рас­по­ла­га­ет к инве­сти­ци­ям. Он  сти­му­ли­ру­ет лишь раз­во­ро­вы­ва­ние наших при­род­ных богатств. Пред­при­я­тия, кото­рые стро­ят­ся по пра­ви­тель­ствен­ным про­грам­мам за госу­дар­ствен­ный счет, про­ста­и­ва­ют, они заве­до­мо убы­точ­ны, посколь­ку глав­ной целью этих про­ек­тов явля­ет­ся не выпуск про­дук­ции, а рас­пил бюд­жет­ных средств.

Вспом­ни­те, несколь­ко лет назад Кай­рат Келим­бе­тов обе­щал навод­нить стра­ну деше­вы­ми оте­че­ствен­ны­ми ком­пью­те­ра­ми. День­ги дав­но потра­че­ны, и что в резуль­та­те? Никто не поса­жен и даже не уво­лен, а Кай­рат Нема­то­вич про­дол­жа­ет раз­ра­ба­ты­вать новые инно­ва­ци­он­ные проекты.

Сме­нить этот кор­руп­ци­он­ный тренд раз­ви­тия стра­ны мож­но толь­ко одним спо­со­бом – поли­ти­че­ской модер­ни­за­ци­ей, сло­мом авто­ри­тар­ной систе­мы вла­сти. Инве­сти­ци­он­ные фору­мы это­му никак не способствуют.

Мух­тар ТАЙЖАН,
экономист-международник:

ИНВЕСТОРА

одни­ми форумами

НЕ ЗАМАНИШЬ

Инве­сти­ции и финан­сы при необ­хо­ди­мо­сти най­ти все­гда мож­но. В тех же бан­ках сей­час, по сло­вам Гри­го­рия Мар­чен­ко, лежат 12 млрд  дол­ла­ров сво­бод­ных средств. Но в стране нет нор­маль­ных про­ек­тов, в кото­рые мож­но было бы вкла­ды­вать инве­сти­ции. У нас нет соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, мы даже зубо­чист­ки не производим.

Одна из глав­ных при­чин отсут­ствия про­ек­тов, в кото­рые мож­но было инве­сти­ро­вать сред­ства, – отсут­ствие нор­маль­но­го спро­са, потреб­ле­ния. Давай­те посмот­рим про­грам­му, пред­ло­жен­ную пра­ви­тель­ством – это спи­сок цело­го ряда пред­при­я­тий, кото­рые госу­дар­ство наме­ре­но постро­ить, вло­жив в общей слож­но­сти более 45 млрд дол­ла­ров. А это зна­чит, что в опре­де­лен­ные сро­ки долж­но вер­нуть­ся око­ло 130–140 млрд дол­ла­ров. Воз­мож­но ли это? Конеч­но, нет.

Давай­те пред­ста­вим, что день­ги не раз­во­ро­ва­ли, что дей­стви­тель­но постро­и­ли то, что хоте­ли, – нор­маль­ные про­из­вод­ства, уком­плек­то­ван­ные совре­мен­ным каче­ствен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем. И пред­ста­вим, что в Казах­стане нет серьез­но­го дефи­ци­та элек­тро­энер­гии. И заво­ды сто­и­мо­стью в мил­ли­о­ны дол­ла­ров будут рабо­тать. Согла­сим­ся и с тем, что мы про­из­ве­ли каче­ствен­ный товар. Но кто его купит?

Рас­счи­ты­вать на внеш­ние рын­ки не при­хо­дит­ся – наша стра­на чрез­мер­но уда­ле­на от всех транс­порт­ных путей. Но не толь­ко в этом дело. Мы не кон­ку­рен­то­спо­соб­ны по цене с тем же Кита­ем или Вьет­на­мом, где рабо­чая сила сто­ит копейки.

Оста­ет­ся один рынок сбы­та – внут­рен­ний. Но здесь нет спро­са, пото­му что насе­ле­ние бед­ное, оно не име­ет денег в кар­мане, для того что­бы при­об­ре­тать услу­ги или товары.

Что име­ют казах­стан­цы? По офи­ци­аль­ным дан­ным, на душу насе­ле­ния в Казах­стане при­хо­дит­ся 8 тысяч дол­ла­ров дохо­да в год. В прин­ци­пе, это­го было бы доста­точ­но для сти­му­ли­ро­ва­ния спро­са. Но это миф. Это все рав­но, что сред­няя тем­пе­ра­ту­ра по боль­ни­це. Даже в Алма­ты – бога­том горо­де – не каж­дый житель дости­га­ет это­го пока­за­те­ля. А что гово­рить о сель­ских жителях?

А если нет спро­са, то вся­кие инве­сти­ции теря­ют смысл. Ино­стран­ным инве­сто­рам ника­ки­ми фору­ма­ми, хоть алма­тин­ски­ми, хоть аста­нин­ски­ми, моз­ги не запуд­рить. Они все пре­крас­но пони­ма­ют. Един­ствен­ная воз­мож­ность заста­вить их вкла­ды­вать день­ги –  это дать гаран­тии воз­врат­но­сти их инве­сти­ций со сто­ро­ны госу­дар­ства. А такие дол­ги – это нагруз­ка на население.

Оче­вид­но, что, преж­де все­го, Казах­стан дол­жен закрыть свои внут­рен­ние потреб­но­сти, создать здо­ро­вую, а зна­чит, само­до­ста­точ­ную эко­но­ми­ку. Помочь под­нять­ся сред­не­му клас­су, кото­рый начал было про­кле­вы­вать­ся в пери­од туч­ных лет, осво­бо­дить его от потре­би­тель­ских и ипо­теч­ных кре­ди­тов, дать воз­мож­ность зара­ба­ты­вать. Ведь любое совре­мен­ное обще­ство име­ет сред­ний класс, пред­став­ля­ю­щий мини­мум 50% насе­ле­ния, имен­но на него и опи­ра­ет­ся власть, что­бы быть устой­чи­вой. Эта про­слой­ка и дела­ет эко­но­ми­ку стра­ны, а круп­ные пред­при­я­тия вырас­та­ют толь­ко в усло­ви­ях нали­чия тако­го клас­са. А пока люди в Казах­стане бед­ные, мы обре­че­ны добы­вать сырье, раз­ви­вать толь­ко это направление.

Маг­бат СПАНОВ,

дирек­тор Инсти­ту­та раз­ви­тия Казахстана:

У нас все

НАОБОРОТ

По сло­вам пре­зи­ден­та, за годы неза­ви­си­мо­сти в казах­стан­скую эко­но­ми­ку было инве­сти­ро­ва­но око­ло 108 млрд дол­ла­ров. Таким обра­зом, в сред­нем еже­год­но в стра­ну при­вле­ка­лось око­ло 5,7 млрд дол­ла­ров. Это доста­точ­но весо­мый вклад для Казах­ста­на, посколь­ку эта циф­ра при­бли­зи­тель­но рав­на объ­е­му ВВП, кото­ро­го  наша стра­на достиг­ла толь­ко в послед­ние годы.

Но при всех плю­сах от инве­сти­ро­ва­ния надо обра­тить вни­ма­ние на то, что пра­ви­тель­ство не стре­ми­лось сле­до­вать золо­то­му пра­ви­лу эко­но­ми­ки – 80% всех вло­же­ний в стра­ну долж­ны состав­лять внут­рен­ние инве­сти­ции. К сожа­ле­нию, у нас все наобо­рот. Госу­дар­ство  упор­но сто­ит на сво­ем и не пыта­ет­ся изме­нить ситу­а­цию. Оно пол­но­стью игно­ри­ру­ет внут­рен­ние накоп­ле­ния, кото­рые как раз-таки и состав­ля­ют от 5 млрд дол­ла­ров еже­год­но. Я могу судить об этом, исхо­дя из сумм накоп­ле­ний на депо­зи­тах, в пен­си­он­ных фон­дах, стра­хо­вых орга­ни­за­ци­ях как физи­че­ских лиц, так и юридических.

Тем более стра­на испы­ты­ва­ет дефи­цит инве­сти­ций. Обра­ти­те вни­ма­ние на то, что зна­чи­тель­ные инве­сти­ции в Казах­стане были направ­ле­ны в стро­и­тель­ный сек­тор, в част­но­сти на воз­ве­де­ние Аста­ны. И это пра­виль­но, посколь­ку дефи­цит жилья в Казах­стане сло­жил­ся еще в совет­ское вре­мя, когда была при­ня­та про­грам­ма «Жилье-91», не осу­ществ­лен­ная до кон­ца. Казах­ста­ну нуж­но стро­ить поряд­ка 6–7 млн квад­рат­ных мет­ров жилья, что­бы закрыть потреб­ность на бли­жай­шие 10 лет. Мы к таким пока­за­те­лям даже не приблизились.

Стро­и­тель­ство жилья – это основ­ная соци­аль­ная состав­ля­ю­щая, необ­хо­ди­мая для насе­ле­ния. 40 млрд дол­ла­ров было потра­че­но на стро­и­тель­ство Аста­ны. Но при­вле­кать в стро­и­тель­ство недви­жи­мо­сти для насе­ле­ния нуж­но гораз­до боль­ше, чем сей­час, и сосре­до­та­чи­вать инве­сти­ции не толь­ко в одном горо­де, но и повсе­мест­но, что­бы решить про­бле­му жилья для всех казахстанцев.

Хотя боль­шин­ство инве­сти­ций были направ­ле­ны в нуж­ное рус­ло, эко­но­ми­че­ская эффек­тив­ность стро­и­тель­ства того или ино­го объ­ек­та низ­кая. Это свя­за­но с тем, что мно­гие из пред­при­я­тий были слиш­ком доро­ги,  а так­же с кор­руп­ци­он­ны­ми явле­ни­я­ми в нашей экономике.

Пра­ви­тель­ство дела­ет упор на раз­ви­тие гор­но­руд­но­го сек­то­ра в ущерб раз­ви­тию МСБ. Игно­ри­ро­ва­ние это­го аспек­та может при­ве­сти к тому, что мас­са людей, кото­рая, к сожа­ле­нию, не рабо­та­ет, жест­ко поста­вит перед пра­ви­тель­ством вопрос о заня­то­сти, а так­же сво­их соци­аль­ных, эко­но­ми­че­ских и поли­ти­че­ских правах.

Республиканский еженедельник онлайн