«Общественная позиция»
(проект «DAT» №34 (398) от 21 сентября 2017 г.
DАТ-ОПРОС
Зачастую, слушая выступления и доклады казахстанских государственных мужей, возникает жгучее желание купить им на всю свою журналистскую зарплату жвачек Stimorol, напомнив слоган рекламного ролика, что «Иногда лучше жевать, чем говорить». На сей раз отличился, причем дуплетом вице-спикер мажилиса Владимир Божко, который предложил ограничить неконтролируемый приток сельской молодежи в города и обучать детей на полу для экономии бюджета. Обе инициативы Божко сразу же стали главными заголовками и предметом горячих обсуждений в социальных сетях.
Нас больше привлек другой момент. Многие понимают, что слова Божко об ограничении притока сельской молодежи вырваны из контекста. Поэтому, справедливости ради отметим, депутат озвучил свои мысли не с того предложения, и приведем его цитату целиком: «Необходимо снижать неконтролируемый приток сельской молодежи в города. Устранять те причины, что двигает молодежь уходить в города, молодежь на селе должна иметь достойные условия жизни и работу, жилье, пользоваться современной социально-культурной инфраструктурой».
Как видите, ничего плохого Божко не сказал, даже наоборот, его устами глаголет истина. Ведь будь жизнь на селе достойной, никто бы и не бежал оттуда в поисках пропитания.
Вопрос в другом. Почему происходит такая реакция, когда общество стало вести себя словно строгая свекровь по отношению к невестке, ища недостатки в каждом ее слове или действии? Неужели отношения власти и гражданского общества приравнялись, когда первая многие годы не желала прислушиваться к мнению народа, а теперь народ не желает принимать инициативы власти? Быть может, это переход к этапу новых отношений, за которым и до развода не далеко?
Об этом мы попросили поделиться своими мнениями активных пользователей социальных сетей.
Казбек БЕЙСЕБАЕВ,
экс-дипломат:
– Действительно, заместитель председателя мажилиса Владимир Божко лишь открыто высказался по проблеме села и сельской молодежи, которые давно известны всем. Надо также сказать, что такое признание на высоком уровне мы слышим впервые. Следует также отметить, что он призвал соответствующие министерства и акиматы заняться этой проблемой. Раньше наши депутаты предпочитали по этой теме открыто не выступать, а если и задавали вопросы правительству, то оформляли это в депутатских запросах, о которых простые граждане не в курсе.
Почему такая резкая реакция на эти слова в обществе? Потому что достиг определенный предел терпимости. Народ возмущается потому, что парламент в лице В. Божко только открыл для себя эту проблему. Разве там не знали, почему и по каким причинам сельчане перебираются в города? В самих городах не все обеспечены работой и имеют средства существования. Сейчас в стране ухудшается социально-экономическая ситуация, растут цены на продукты, скоро поднимутся тарифы на коммунальные расходы.
Одним словом, жизнь становится все труднее и труднее. Народ уже не верит обещаниям властей о светлом завтра. Народ видит, как слова властей расходятся с делами. Сюда нужно добавить тотальную коррупцию в государственных органах, о чем сообщают почти каждодневные аресты разных чиновников. В школах не хватает помещений для детей. Но ведь дети не с рождения идут в школы, а с шести лет. Почему за это время, зная количество будущих учеников, не подготовились, не построили новые школы, а старые не расширили. И таких почему становится всё больше и больше. Говоря словами классика, власть слишком далека от народа и поэтому такая нервная реакция на каждое сказанное слово высокими чиновниками. Если проблемы и, в первую очередь села, не будут решаться, то протестное настроение населения будет только нарастать. А сельчанам, как пролетариату, особо терять нечего…
Анар БЕКБАСОВА,
журналист:
– Негативная реакция общества на комментарий Владимира Божко была ожидаемой, ведь обвиняя неких провокаторов власти, замалчивают другую очень серьезную проблему – существующую разницу между трудовыми условиями местных и иностранных рабочих. Да, в казахстанских селах ситуация с каждым годом все хуже и ее нужно исправлять, но урбанизация есть во всех странах. Это нормальный процесс.
Другое дело, что казахстанские рабочие, независимо от того, городские они или сельские, у иностранных работодателей в Казахстане находятся в менее комфортных условиях, чем их зарубежные коллеги, работающие с ними бок о бок. Комментарий Владимира Божко говорит о том, что власти пока не собираются решать эту проблему. Скоро в нашей стране откроются более 50 китайских предприятий. В правительстве до сих пор не могут точно сказать, сколько граждан Казахстана эти предприятия обеспечат работой и обеспечат ли? Какие специальности могут быть востребованы – никто не говорит. Чиновники любят связывать безработицу с низким профессионализмом казахстанцев, но пока мы не видим, чтобы предпринимались меры для подготовки специалистов, способных работать на китайских заводах. Более того, информация о переносе предприятий выдается дозированно. Думаю, что власти должны серьезно подумать о последствиях политики в трудовой сфере.
Рустем ТУРСУНБАЕВ,
бизнесмен:
– Люди чувствуют фальшь. Ведь божко (пишу с маленькой буквы специально) не привел причин, которые срывают молодежь с мест. Это повальная коррупция и неработающая экономика. Отсутствие перспектив. Понятно, что гэбист и бывший зампред, член «Нур Отана» и сенатор и не может позволить себе даже намека на провалы Назарбаева. Поэтому идут манипуляции словами. Тут вина перекладывается с власти на сельскую молодежь. Не прямо, но подтекстом. Это вызывает отторжение. Ну разумеется, ещё и то, что нет уважения и доверия к власти. Особенно к представителям реакционной части.
Дастан ЕЛЬДЕСОВ,
публицист:
– К «выстрелу дуплетом» вице-спикера мажилиса Владимира Божко отношусь позитивно – это тот случай, когда надо говорить, а не молчать. Ведь «штурму» «Абу-Даби Плаза» до сих пор не дана какая-то официальная оценка, мало кто из депутатов проанализировал это событие. Лишь после беспорядков в «Абу-Даби Плаза» достигнута договоренность о разработке специальной программы по подготовке местных кадров, пообещали, что после завершения строительства «Абу-Даби Плаза» будет создано две тысячи новых постоянных рабочих мест для граждан Казахстана, а также будет депортирован 61 индийский рабочий, и на время как бы успокоили молодежь. Надо понимать, что причины беспорядков в «Абу-Даби Плаза» и выхода молодежи на улицы – не пьяный индийский рабочий и не драка между охранниками и индийцами, это лишь повод.
Причины таких конфликтов – в местной безработице, социальной незащищенности молодежи, в разнице зарплаты не в пользу местных и более лучших условиях работы для иностранцев. Такая практика используется инвесторами в экономически отсталых странах Африки и Латинской Америки, а также у нас. Ибо в развитых странах не допускаются ущемления прав своих работников, которые находятся в лучших условиях, чем гастарбайтеры. Вместо устранения причин и условий, порождающие социальные конфликты, было заключено спецсоглашение с застройщиком «Абу-Даби Плаза», по которому в нарушение Правил установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы принимались на работу больше иностранцев, что не отвечает интересам казахстанцев. Любые инвестиции должны нести благо нашей стране и ее гражданам: в любом соглашении необходимо учитывать интересы республики.
В противном случае это породит волнения и конфликты, как в случае с «Абу-Даби Плаза». Но даже на такую работу многие местные ребята не могут рассчитывать, не говоря об отсутствии у них своего жилья в отличие от иностранных рабочих, для которых имеются общежития и даже свои столовые. Депутат Азат Перуашев поднимал вопрос строительства социального жилья для приезжей молодежи, чтобы решить эту большую социальную проблему. Пока лишь в Алматы начнется массовое строительство общежитий для студентов и молодых семей. А в Астане молодежь находится в неравных условиях с иностранцами. В итоге не выявлены настоящие причины конфликта, а причины, озвученные Владимиром Божко, запоздали лет на 15.
В развале сельского хозяйства в годы независимости виновато государство, ответственность за внутреннюю миграцию несет также государство. Поэтому давно назрела государственная программа по комплексному разрешению огромной социальной проблемы – внутренней миграции. В первую очередь, по миграцию сельских жителей в города с тем, чтобы остановить ее – ведь в селах остро нуждаются в специалистах и рабочих, направить большие средства, финансы, компетентных управленцев для сельского хозяйства. Это возрождение ветеринарной службы, аграрной науки, строительство современных малых городов, поселков городского типа, заводов сельхозпереработки, открытие сельских учебных заведений, льготное кредитование сельхозпроизводителей, развитие сельхозкооперации, новых технологий, возрождение отгонного животноводства и т.д.
Я не согласен, что слова Божко об ограничении притока сельской молодежи вырваны из общего контекста. Ведь вице-спикер мажилиса обвинил социальные сети во лжи, подстрекательской и недостоверной информации, которая как будто вывела молодежь на улицы: «Приходится констатировать, что зачастую в виртуальном пространстве доминирует язык ненависти и злобы, экстремизма и радикализма, много лжи. Последний пример по инциденту при строительстве «Абу-Даби Плаза» в очередной раз заставляет нас задуматься. (…) Вместе с тем в социальных сетях прошла подстрекательская информация на основе абсолютно надуманных и недостоверных данных. На нее откликнулась часть молодежи, в большинстве своем прибывшая из сел, испытывающая сложности в поисках достойно оплачиваемой работы и жилья».
Здесь явное противоречие: озвучиваются причины произошедшего конфликта и в то же время это (надуманный) конфликт из-за «надуманных и недостоверных данных». Тогда, получается, индийцев незаконно депортировали?! Пришло время изживать практику прихода инвесторов со своей рабсилой. «Штурм» «Абу-Даби Плаза» – явный сигнал нашим властям перед открытием 51 китайского предприятия в Казахстане: не завозите китайских рабочих, а обучайте своих специалистов и рабочих для этих заводов, обустраивайте своих безработных.
Властям надо думать о глубинных причинах таких социальных волнений, а не гасить силой и не задерживать казахстанцев – это может вызвать в будущем волнения еще большей силы. Правительство Казахстана должно разработать специальную государственную программу в связи с открытием китайских предприятий с тем, чтобы создать условия для перенятия технологий, учесть национальные интересы и выгоды для собственной экономики, а также миграционную и экологическую составляющую проектов. По второму депутатскому «выстрелу». Своим оригинальным решением музейного образования Владимир Божко невольно поднял проблему состояния отечественных музеев и других заведений культуры.
Не секрет, что во многих аулах давно не существует даже клубов, не говоря о музеях. Получается, вице-спикер мажилиса «не в теме», раз ссылается на опыт музеев Японии и Европы? Неужели наши чиновники не знают, что улицы, общественные места в Японии, Европе моют шампунем, а общественный и личный транспорт содержится в идеальной чистоте? Поэтому там запросто садятся на ступеньки или на полу не только в помещениях, но и на улице – везде чисто. Конечно, можно использовать такой выход: мыть полы в музеях шампунем, а всем посетителям выдавать бахилы, но это новшество влетит в копеечку нашим бедным музеям. Не говоря о состоянии музеев, о музейных экспонатах, которые необходимо поднимать до европейского или японского уровня, если уж сравнивать. В той же Японии множество музеев, в том числе и в провинциях. У нас же не во всех районных центрах есть хоть один хороший музей, не говоря о селах. Но тут наше государство явно экономит – слишком мало разнообразных очагов культуры, а многие имеющиеся музеи в неудовлетворительном состоянии. Даже в крупных городах с ними проблема, например, музеев современного искусства вообще нет (!), был один в Астане, да и тот может закрыться. По этой причине мы так и сидим ниже плинтуса.
Марат ТОЛИБАЕВ,
бизнесмен:
– Я считаю, что слова Владимира Божко исковеркали и придали желаемую кому-то окраску. На самом деле его главной мыслью было, что нужно на селе создать такие благоприятные условия для жизни, чтобы молодежь не сбегала в город и не пополняла армию безработных. В этой мысли нет ничего крамольного и оскорбительного. Так почему за его слова схватились?
Кому выгоден этот скандал? В первую очередь, он выгоден радикальным казахским националистам. Они с радостью использовали этот повод в качестве доказательства высокомерного отношения русских в Казахстане к казахам. Они видят в любом критическом высказывании неказаха оскорбление в свой адрес и готовы обижаться по каждому даже несуществующему поводу. Ведь в своем высказывании Божко не употреблял слова «казахи», но в новостях почему-то уже стали говорить, что Божко против казахской аульной молодежи.
Кто еще заинтересован в скандале? Оппозиция. И не только открытая оппозиция, а латентный протестный электорат. Недовольных властью людей в стране много. И они используют любой повод, чтобы возбудить у сограждан ненависть к властям. Я и сам отношу себя к националистам (в хорошем смысле этого слова) и к умеренной оппозиции, так как часто критикую власть. Но я против использования в дискуссии с оппонентами грязных приемов. Например, приписывания кому-то несказанных слов или несуществующих смыслов.
Азамат
ШОРМАНХАНУЛЫ,
«D»