Понедельник , 7 июля 2025

Как один кореец обманул всех казахов Тараза

voronobmЭпи­сто­ляр­ный жанр в виде обра­ще­ний как к гла­ве госу­дар­ства, так и во все под­чи­нен­ные лич­но ему госу­дар­ствен­ные орга­ны испол­ни­тель­ной, зако­но­да­тель­ной и судеб­ной вла­сти в Казах­стане ныне самый попу­ляр­ный. Но там в луч­шем слу­чае отде­лы­ва­ют­ся эпи­сто­ляр­ны­ми отпис­ка­ми, в худ­шем – «ловят тиши­ну». В отча­я­нии и безыс­ход­но­сти зако­но­по­слуш­ные граж­дане, желая пре­дать глас­но­сти свои про­бле­мы, от реше­ния кото­рых отстра­ня­ет­ся власть, пишут в СМИ – нет, не в госу­дар­ствен­ные, кор­мя­щи­е­ся за счет их нало­го­вых пла­те­жей, а в так назы­ва­е­мые «аль­тер­на­тив­ные», то бишь оппозиционные. 

Вот и на сей раз. Копию сво­е­го обра­ще­ния пре­зи­ден­ту Назар­ба­е­ву и его намест­ни­ку в Жам­был­ской обла­сти Кари­му Кокрек­ба­е­ву при­сла­ли в редак­цию нашей газе­ты вете­ра­ны тру­да, участ­ни­ки ТОО «Каин­ды» Рыс­ку­лов­ско­го рай­о­на и дирек­тор это­го пред­при­я­тия Танат Бур­хан­ба­ев (на фото спра­ва). Види­мо, допек­ло. Обра­ще­ние пуб­ли­ку­ем с неко­то­ры­ми орфо­гра­фи­че­ски­ми и сти­ли­сти­че­ски­ми поправ­ка­ми и незна­чи­тель­ны­ми сокращениями.

«Наше ТОО «Каин­ды» нахо­дит­ся на рас­сто­я­нии 40–50 км от Тара­за. В силу это­го фак­то­ра моло­дежь, в основ­ном, ста­ра­ет­ся най­ти рабо­ту в горо­де. В селе оста­ют­ся жить люди в воз­расте, кото­рым труд­но под­ни­мать эко­но­ми­ку сво­е­го сель­хоз­пред­при­я­тия, так как, имея земель­ные наде­лы, кото­рые мы объ­еди­ни­ли в ТОО, дру­гих эко­но­ми­че­ских воз­мож­но­стей мы не имеем.

Вос­поль­зо­вав­шись этим, гене­раль­ный дирек­тор ТОО «Сенім», он же депу­тат област­но­го мас­ли­ха­та, он же руко­во­ди­тель Корей­ско­го наци­о­наль­но­го цен­тра Жам­был­ской обла­сти и вла­де­лец ряда кре­стьян­ских хозяйств и дру­гих пред­при­я­тий Лав­рен­тий Кан (фото – сле­ва), заве­до­мо спла­ни­ро­вал неза­кон­ную схе­му по отъ­е­му у нас и дру­гих жите­лей дру­гих сел (ТОО «Сөгеті») пер­спек­тив­ных в раз­ви­тии земель, нахо­дя­щих­ся в пред­гор­ных, курорт­ной зоне, про­хо­дя­щей парал­лель­но трас­се «Запад­ная Евро­па – Запад­ный Китай». Наши зем­ли мож­но исполь­зо­вать не толь­ко в сель­ско­хо­зяй­ствен­ных целях, но и для раз­ви­тия туриз­ма, при­до­рож­но­го сер­ви­са и т.д.

Счи­та­ем, что в дей­стви­ях Лав­рен­тия Кана име­ют­ся все при­зна­ки по неза­кон­но­му отъ­е­му наше­го пред­при­я­тия и земель, о чем сви­де­тель­ству­ют сле­ду­ю­щие факты.

Вовле­кая нас в сов­мест­ный биз­нес в 2011году, Кан пред­ло­жил нам заклю­чить дого­вор о сов­мест­ной дея­тель­но­сти, в кото­ром закреп­ля­лось, что мы пред­став­ля­ем свои зем­ли, а он инве­сти­ру­ет всю нашу сов­мест­ную дея­тель­ность, льви­ную долю уро­жая – 95% заби­ра­ет Кан, 5% как диви­ден­ды пере­да­ет нам, участ­ни­кам ТОО в коли­че­стве око­ло 50 человек. 

Мы пер­во­на­чаль­но согла­си­лись на эти усло­вия с тем, что­бы, во-пер­вых, не про­ста­и­ва­ла зем­ля, он обе­щал косить сено и раз­да­вать его всем жите­лям бес­плат­но; во-вто­рых, обе­щал под­ни­мать эко­но­ми­ку хозяй­ства с тем,чтобы оно ста­но­ви­лось в рав­ные усло­вия с пред­при­я­ти­ем Кана; в‑третьих, обе­щал при­ни­мать уча­стие в реше­нии соци­аль­ных про­блем села, постро­ить водо­хра­ни­ли­ще, поса­дить сад, про­из­ве­сти ремонт адми­ни­стра­тив­но­го зда­ния наше­го ТОО; в‑четвертых, обе­щал нам 10% в виде дивидендов.

Но как толь­ко мы заклю­чи­ли дого­вор, Кан поса­дил на наших зем­лях 500 га сафло­ра, полу­чил суб­си­дии под нее, а потом стра­хов­ку от неуро­жая. В 2012 году посе­ял 500 га сафло­ра, 100 га ячме­ня, но и из это­го уро­жая ниче­го нам не дал. В 2013 году посе­ял 100 га ячме­ня, в 2014 году – 200 га яро­во­го ячме­ня. За более трех лет Кан выдал все­го по 300 кг ячме­ня и по 48 тюков сена, хотя сена косил на наших зем­лях в огром­ных размерах.

В 2012 году Кан на 14 га наших пред­го­рий поса­дил капу­сту. Капу­ста тре­бу­ет боль­шо­го коли­че­ства воды, и Кан пере­крыл пода­чу воды в наше село, в резуль­та­те чего мы не смог­ли полу­чить уро­жай на сво­их при­до­мо­вых участ­ках. Не выдал Кан Л. обе­щан­ную нам муку и ниче­го не сде­лал для под­ня­тия эко­но­ми­ки села. 

Все его вкла­ды были вло­же­ны на посев и убор­ку уро­жая капу­сты, сафло­ра, ячме­ня и сена, кото­рые еди­но­лич­но присвоил.

А теперь, когда мы поня­ли, что Кан все эти годы вво­дил нас в заблуж­де­ние и ниче­го от его обя­за­тельств по дого­во­ру о сов­мест­ной дея­тель­но­сти мы не полу­чи­ли, узна­ем, что все затра­ты, кото­рые про­из­во­дил Кан на себя, он пове­сил на ТОО «Каин­ды». Более того, пошли раз­го­во­ры о том, что мы яко­бы долж­ны ему око­ло 20 млн. тен­ге. Сей­час в счет фик­тив­ных сво­их затрат он пыта­ет­ся забрать наши земли,так как в дого­вор он зало­жил неза­кон­ные усло­вия о том, что мы само­сто­я­тель­но, без Кана, не можем рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми землями.

Ана­ло­гич­но он посту­пил с ТОО «Сөгеті», предъ­явив ему иск на 4,5 млн. тен­ге. Суд неза­кон­но нало­жил арест на иму­ще­ство «Сөгеті».

Дей­ствуя неза­кон­но, Кан забрал печать и устав у быв­ше­го дирек­то­ра ТОО «Каин­ды». На наши офи­ци­аль­ные обра­ще­ния не реа­ги­ру­ет. Счи­та­ем, что пра­во­вую оцен­ку дей­стви­ям Кана долж­ны дать орга­ны про­ку­ра­ту­ры и поли­ции. Но на ана­ло­гич­ные заяв­ле­ния ТОО «Сөгеті» никак не реа­ги­ру­ют ни област­ной аки­мат, ни орга­ны про­ку­ра­ту­ры и полиция».

Танат БУРХАНБАЕВ,
фер­мер, вете­ран труда,
Жам­был­ская область

Республиканский еженедельник онлайн