Каждый тиран ИМЕЕТ СВОЙ час расплаты

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №25 (389) от 29 июня 2017 г.

 

Плетенье чепухи

 

Герольд БЕЛЬГЕР


 

Очень много книг о Сталине вышло в последние годы. Значит, есть спрос. И судить о том я не собираюсь. В конце концов, не моя это компетенция. Восторга к нему я никогда не питал. А в остальном разберутся люди и история.

Но кто он по национальности? Кто-то уверяет – грузин. Кто-то настаивает: осетин. (Недавно читал, что мать его была осетинкой. Да и Мандельштам о том писал.) Кто-то называет его «волосатым ингушем».

Сам он любил представляться русским.

А. В. Антонов-Овсеенко в статье «Сталин и его время» (см. «Вопросы истории», № 1, 1989 г.) пишет: «В 1922 году одна парижская газета писала: «Ленин смертельно болен. Когда он умрет, к власти придет этот волосатый ингуш и устроит им всем кровавую баню» (с. 91).

«Летом двадцать восьмого Бухарин убеждал Каменева: «Если мы не объединимся, Коба, подобно Чингисхану, всем глотки перережет» (с. 93). Троцкий называл Сталина «серой кляксой» (с. 92).

 

***

От иных пословиц волосы дыбом. Например, арабская пословица гласит: «Каждый тиран имеет свой час расплаты».

Астафиралла!

Вспомнились Гитлер, Сталин, Пол Пот, хусейны и разные фюрерчики разных стран.

Зауал неминуем.

 

***

Иные афоризмы также сбивают с панталыка.

Юлий Цезарь: «Он слишком много думал: опасны такие люди».

Значит, не опасны те, кто вообще не думает. Тому свидетельство – история.

 

***

А вот еще один титан политики, уникальная личность, колосс – Франклин Рузвельт. О нем написал объемную книгу А. И. Уткин («Рузвельт», М. «Логос», 2000).

Лет десять назад я ее проштудировал и сделал немало выписок.

Рузвельт провел жизнь в инвалидной коляске, с 1922 года до конца жизни пользовался протезами из стали и кожи, испытывал жуткие физические и душевные боли.

В какой-то мере мне это знакомо с 12-летнего возраста. И еще мое внимание привлекло то, что в 1891 году Рузвельт шесть недель учился в немецкой школе.

Чем он был примечателен как личность?

«Одним из главных талантов Рузвельта был безошибочный выбор способных людей, он видел их возможности едва ли не сразу» (с. 45).

«Ему нужны были думающие люди, способные отстаивать свои идеи. Без этого качества Рузвельт не вошел бы в историю» (с. 178).

«Ежедневно почта Франклина Рузвельта составляла от пяти до восьми тысяч писем» (с. 121).

«Главными чертами Рузвельта как политика были мужество, терпение, удивительное чувство времени, способность увидеть суть, практически идеализм, интуитивная способность отзываться на нужды людей. Рузвельт знал обо всем понемногу, но в трех областях ему не было равных – в политике, американской истории и географии» (с. 513).

«Рузвельт читал на трех языках – немецком, французском и испанском. Книги, которые он читал, обычно делят на три категории: американская история мореходства и книги для развлечений. Кроме того, пресса: шесть или восемь газет ежедневно и непременно целиком, а не отдельные статьи. Радио его не интересовало, как и нарождающееся телевидение. В поэзии его фаворитами были Киплинг и Руперт Брук. Он любил длинные повествовательные поэмы» (с. 579).

Библиотека его, кстати, состояла из 16 тыс. томов.

С прессой он встречался охотно и регулярно. Последняя [встреча] оказалась 998 й.

Жизнь Рузвельта поучительна.

В хронике военных лет эту могучую тройку – Рузвельт, Черчилль, Сталин – часто показывали. Чувствовалось, что они оценивали друг друга по достоинству.

Известно, какую помощь оказывала Америка Советскому Союзу в годы правления Рузвельта. Вот какие данные приводятся в книге Уткина: «Именно в это время, в последнем квартале 1942 года, Америка послала в Россию 60 тыс. грузовиков, 11 тысяч джипов, 2 млн пар обуви, 50 тыс. тонн взрывчатки, почти полмиллиона тонн стали, четверть миллиона тонн авиационного бензина» (с. 351).

Жил он скромно, умер тихо, похоронили тоже без пафоса.

«Он просил положить простую белую плиту без малейших украшений, обозначив на ней только даты рождения и смерти» (с. 507).

Гарри Трумэн, говоря о Линкольне и Рузвельте, обронил фразу: «Герои знают, когда умирать». В мае 1958 г. агентство опросов Гэллапа задало американцам вопрос: «Каких деятелей прошлого и настоящего вы хотели бы пригласить к себе домой?».

Линкольн занял первое место, Франклин Рузвельт – второе, Вашингтон – третье, Элеонора Рузвельт – шестое, Иисус Христос – одиннадцатое»… (с.531).

Каково?!

Есть о чем подумать.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн