Информация последних дней из учреждений, входящих в систему КУИС, – что фронтовая сводка. В учреждении ЕЦ-166/25, что в поселке Гранитном Акмолинской области, подавлен бунт заключенных. В Степногорске при попытке к бегству из колонии застрелен 25-летний заключенный.
Надо сказать, система КУИС давно больна «бунтовской» лихорадкой. С начала этого года в редакцию нашей газеты с сигналом «SOS!» и мольбой о помощи обращались и осужденные, и родственники содержащихся в колониях. Однако события последних дней свидетельствуют: чем дальше руководство КУИС загоняет болезнь внутрь, тем более угрожающи и опасны ее последствия. Кто-то видит причины болезни в факторах влияния извне (длинные руки чуть ли не ЦРУ и дестабилизационные силы в соседнем Кыргызстане), родственники осужденных заявляют: прогнила насквозь СИСТЕМА, где коррупция, начетничество и жестокое обращение с заключенными стали нормой.
Особо дурной славой пользуется ЕЦ-166/25. ЧП, произошедшее в Гранитном в период с 8 по 11 августа нынешнего года, стало особо показательным.
Как сообщили на пресс-конференции в Генпрокуратуре, беспорядки в учреждении были спровоцированы нежеланием осужденных повиноваться законным требованиям руководства, в частности, они хотели послабления режима содержания. О накале температуры беспорядков говорят даже официальные данные: различные степени ранения получили 102 осужденных, имели место 2 факта суицида методом самосожжения, в результате которых один осужденный погиб, второй с термическими ожогами доставлен в медучреждение.
Однако родственники содержащихся в Гранитном осужденных называют другие причины беспорядков. В своем обращении к президенту Назарбаеву, Генеральному прокурору, военному комиссару по правам человека при ООН в Женеве, международные правозащитные организации они называют вещи своими именами.
«8 августа в колонию были введены войска. Осужденных забивали до смерти. Некоторые из них обливали себя бензином и заживо сгорали! То, что заявило официально УИС в свое оправдание, – низкая ложь! Общее число порезавших себя человек приблизилось к 250. Учреждение ЕЦ-166/25 является местом, где нет закона. … Каждый вновь поступающий осужденный подвергается пыткам, избиениям, вымогательствам. Наших сыновей, мужей, братьев, забивают нелюди в погонах за то, что на них настрочил докладную приближенный к администрации колонии отъявленный негодяй из числа осужденных «активистов», потому что ему отказали в дележе продуктовой передачи. Сотрудники учреждения стараются поддерживать подобную обстановку, так как им выгодно, когда людей зомбируют страхом», – пишут они.
Далее родственники сообщают о других неблаговидных делах руководства учреждения: «На промышленной зоне колонии идет бойкая производственно-коммерческая нелегальная деятельность, где труд осужденных используется в виде рабсилы. Лакопокрасочные цеха, СТО, цеха по производству изделий из металла – места, где должностные лица колонии используют за харчи труд осужденных, при этом не декларируя никоим образом свои доходы. Данные коррупционные проявления носят практически открытый характер. Многочисленные проверяющие об этом осведомлены. Несмотря на открытую предпринимательскую деятельность, ни один из начальствующего состава, кто является собственниками этих хозяйствующих предприятий, не зарегистрировал на себя какой-либо формы гражданско-правовой ответственности. При этом выпускаемая продукция, текущие платежи за электричество, прочее – все производится за счет государства! При таком положении вещей сотрудники прямо заинтересованы в том, чтобы держать в постоянном страхе контингент осужденных. Забивать их по малейшему поводу, с целью не допустить обращений с жалобами, недовольств. За малейший недовольный взгляд осужденного забивают. Пытки, избиения – повседневная норма этого учреждения».
13 августа родственники осужденных попытались встретиться с начальником учреждения. Однако, несмотря на то, что это был приемный день, он «натравил», как пишут авторы обращения, на них своих сподручных, которые вступили с собравшимися в физическое противостояние. Один из служивых в погонах ударил беременную женщину. Силовые приемы позволил себе и другой: ударив оператора интернет-портала «Стан.ТВ», он попытался сломать его камеру (на снимке оператор в центре). И все это вытворяли «стажеры», как они представлялись, в полковничьих погонах.
Более всего родственников возмутило то, что руководство учреждения ЕЦ-166/25 и КУИС дезинформирует общественность, скрывая истинные причины бунта заключенных.
В Генпрокуратуре сообщили: в отношении осужденных заведено два уголовных дела, следствие продолжается. Но если правы родственники осужденных, будут ли привлечены к ответственности должностные лица учреждения и КУИС?
В любом случае, произошедшее в колонии Гранитного – ЧП уже не местного масштаба. За исходом событий наверняка внимательно следят в других подобных учреждениях. И если пламя негодования осужденных перекинется на них, то никаких войск не хватит. Ведь в отличие от солдатских казарм, места не столь отдаленные в Казахстане переполнены спецконтингентом.
Возвращаясь к напечатанному
Профессор ПРОТИВ академиков
В казахстанских вузах между профессорами и сотрудниками административного аппарата часто складываются отношения, которые заканчиваются судебными разбирательствами. Как только чаша весов Фемиды склоняется в ту или иную сторону, каждая сторона считает себя вправе обратиться в СМИ. Так и на этот раз администрация КазНТУ потребовала от газеты опровержения, мотивируя свою правоту решением суда. Газета опубликовла 16 июня 2010 года материал «Академики против уволенных профессоров». Однако Есет Нурмаганбет представил более свежие приговор и постановление судов, в которых все обвинения, перечисленные в письме КазНТУ,
с него сняты.
В своем письме редакции Е. Нурмаганбет отмечает: «Сотрудникам-«академикам» КазНТУ было известно об отмене приговора и постановления до публикации статьи в газете, следовательно, опубликованы непроверенные и заведомо клеветнические материалы».
Так, Е.Нурмаганбет представил самое свежее постановление суда от 1 июня 2010 года надзорной коллегии по уголовным делам Верховного суда Казахстана, в котором отменяется приговор Бостандыкского суда от 15 мая 2009 года и постановление коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда от 24 июня 2009 года.
В постановлении суда объясняется, что если Е.Нурмагамбет после отказа правоохранительных органов в возбуждлении уголовного дела повторно направляет эти же сведения по другим адресам, то в его действиях нет состава клеветы. Кроме того, сторона частного обвинения «не представила достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что Нурмаганбет распространяет сведения, заведомо зная, что они являются ложными».
Кроме того, он представил документы о том, что еще в январе 2008 года сотрудницы в ходе суда показали, что Нурмаганбет не принуждал их к половому сношению путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего. Суд посчитал, что сотрудницы «ни в какой зависимости от него не находились». Кроме того, преподавательницы подтвердили, что открыто Е.Нурмаганбет не принуждал их к половому сношению». В результате по приговору суда Е.Нурмаганбет признан невиновным и оправдан за отсутствием состава преступления. Сотрудницы же и адвокат в письменном виде извинились на судебном заседании перед профессором. Почему же эти данные, опровергнутые судом, о чем не могли не знать в вузе, представители КазНТУ вновь привели в своем письме, осталось не ясным.
«D»
ВОЛЬНОМУ воля
ЗАСТАВИЛИ ВСТАТЬ
на «путь исправления»?
В пятницу, 13 августа 2010 года Алматинский районный суд г. Астаны на выездном заседании в учреждении, где содержится экс-министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков, вынес решение о переводе осужденного из колонии общего режима в колонию-поселение. Вердикт суда вступит в законную силу по истечении 15 суток после его принятия. Возможное место пребывания Нурлана Искакова пока не известно.
Вот как прокомментировала данную информацию одна из адвокатов, защищавших интересы экс-министра, Роза Куанышбаева:
– Во-первых, основанием для такого постановления суда послужило то, что, согласно действующему законодательству наступил срок, когда суд вправе решить вопрос о переводе осужденного в другие, более смягчающие условия содержания. Во-вторых, есть такое выражение: «Человек встал на путь исправления». Если он за время содержания его в спецучреждении, действительно, показал себя с хорошей стороны, не допустил никаких нарушений, не имеет никаких замечаний, то администрация учреждения вправе ходатайствовать перед судом о том, чтобы человеку назначили менее жесткие меры наказания. В данном случае это колония-поселение. Пока постановление суда не вступило в силу, поэтому говорить о чем-то еще было бы некорректно.
Напомню: Нурлан Искаков был задержан 30 марта 2009 года. Органом следствия, Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, экс-министр обвинялся в хищении бюджетных средств, организации ОПГ и злоупотреблении служебным положением. Однако в ходе многомесячного судебного разбирательства первые два обвинения не нашли своего подтверждения. Приговором Есильского районного суда №2 г. Астаны под председательством Ерлана Тасырова экс-министр экологии осужден за злоупотребление должностными полномочиями на 4 года лишения свободы с содержанием в колонии общего режима.
Нурлан Искаков – доктор экономических наук, первый казахстанский ученый в области исследований по устойчивому развитию. За время пребывания в местах лишения свободы он успел написать книгу «Стратегия устойчивого развития: прорывные идеи и технологии». Эта книга написана в рамках реализации «Концепции перехода к устойчивому развитию Республики Казахстан до 2024 года», утвержденной Указом главы государства 14 ноября 2006 года.
Подборку подготовила
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»