Суббота , 5 июля 2025

Кто в списке потенциальных преемников?

nazarbaev_demokrat_wpКак уже извест­но, Нур­сул­тан Назар­ба­ев ушел в крат­ко­сроч­ный отпуск. Но в этот раз он не про­сто ушел в отпуск, а за собой оста­вил оче­ред­ной виток раз­го­во­ров о сво­ем пре­ем­ни­ке. Если обыч­но в отпус­ках он обду­мы­вал буду­щие кад­ро­вые пере­ста­нов­ки, то в этот раз, ско­рее все­го, пред­сто­ит ему решить вопрос о сво­ем пре­ем­ни­ке. И несмот­ря на начав­ший­ся лет­ний отпуск­ной сезон, неко­то­рые СМИ уже при­сту­пи­ли рас­кру­чи­вать эту тему. «На пере­ход­ный пери­од Назар­ба­ев рас­смат­ри­ва­ет толь­ко две кан­ди­да­ту­ры – Дари­гу или Нур­тая Абы­ка­е­ва, ска­зал Рахат Али­ев в интер­вью интер­нет-пор­та­лу «Рес­пуб­ли­ка», отве­чая на вопрос, кто будет после Назар­ба­е­ва. По мне­нию быв­ше­го зятя елба­сы, Назар­ба­е­ва муча­ет вопрос – отдаст ли пре­ем­ник потом власть его наслед­ни­ку. Кто даст боль­ше гаран­тий, на том он и остановится».

«Не граж­дане Казах­ста­на будут выби­рать ново­го пре­зи­ден­та, это решит семей­ный совет Назар­ба­е­вых», — напи­сал на сво­ей стра­ни­це в «Фейс­бу­ке» Рахат Али­ев. Но что это за совет и каких реше­ний от него мож­но ждать? На этот и дру­гие акту­аль­ные сего­дня для Казах­ста­на вопро­сы редак­ция пор­та­ла попро­си­ла отве­тить само­го авто­ра высказывания.

– Рахат Мух­та­ро­вич, може­те объ­яс­нить, что вы име­ли в виду, гово­ря о семей­ном сове­те, кото­рый будет при­ни­мать реше­ние о выбо­ре пре­ем­ни­ка Назарбаеву?

– Это голые фак­ты: ни одни выбо­ры пре­зи­ден­та и пар­ла­мен­та с момен­та неза­ви­си­мо­сти с 1991 года в Казах­стане не были чест­ны­ми и спра­вед­ли­вы­ми. Ни одна меж­ду­на­род­ная орга­ни­за­ция, ни одна стра­на Евро­пы не при­зна­ла этих выбо­ров. Фак­ти­че­ски Назар­ба­ев украл голо­са и пра­вит стра­ной вне зако­на. У нас даже сам выбор­ный закон не соот­вет­ству­ет меж­ду­на­род­ным стан­дар­там. Назар­ба­ев на сам­ми­те ОБСЕ в Астане «мамой» клял­ся, что все зако­ны адап­ти­ру­ет под стан­дар­ты ОБСЕ. Но сно­ва соврал.

– Може­те пере­чис­лить, из кого состо­ит этот семей­ный совет?

– Сам Нур­сул­тан Аби­ше­вич, его тре­тья жена Асель, доче­ри, в боль­шой мере Дари­га, мень­ше Дина­ра и Алия. Пле­мян­ни­ки Кай­рат и Назар­ба­ев (Саты­бал­ды). Даль­ше Тимур Кули­ба­ев. Из род­ствен­ни­ков и дру­зей Нур­тай Абы­ка­ев, Умбе­тов, Есимов.

– А кто там рулит, если не счи­тать Назарбаева?

– Назар­ба­ев при­ни­ма­ет кад­ро­вые реше­ния еди­но­лич­но, и обыч­но это про­ис­хо­дит на отды­хе, так, ска­жем, вда­ли от суе­ты. Но до это­го он тести­ру­ет свои замыс­лы с дву­мя-тре­мя людь­ми, кому дове­ря­ет, при­слу­ши­ва­ет­ся к их мне­нию. Рань­ше это были Ни, Абы­ка­ев и руко­во­ди­тель адми­ни­стра­ции, управ­ля­ю­щий дела­ми и пред­ста­ви­те­ли семьи — Дари­га, я и Тимур.

– Може­те пред­по­ло­жить, кто будет рулить, если он уйдет?

– Пред­по­ла­гать нече­го. Назар­ба­ев, как и любой отец, хочет пере­дать власть сво­е­му пер­во­му сыну от тре­тьей жены. Но на пере­ход­ный пери­од он рас­смат­ри­ва­ет толь­ко две кан­ди­да­ту­ры — Дари­га или Нур­тай Абы­ка­ев. Назар­ба­е­ва муча­ет толь­ко вопрос — отда­дут ли они потом власть его наслед­ни­ку. Кто даст боль­ше гаран­тий, на том Назар­ба­ев и остановится.

– Сей­час мно­го ходит раз­го­во­ров насчет пре­ем­ни­ков. Мы зна­ем вашу точ­ку зре­ния, что он сам власть не отдаст, но, допу­стим, про­изой­дет нештат­ная ситу­а­ция — двор­цо­вый пере­во­рот в резуль­та­те его ухо­да. У кого боль­ше шан­сов прий­ти к вла­сти на сего­дняш­ний момент из окру­же­ния: Тас­ма­гам­бе­тов, Маси­мов… кто-то еще?

– Уйгур Маси­мов стал дове­рен­ным чело­ве­ком Назар­ба­е­ва, так как через него были отмы­ты мил­ли­ар­ды дол­ла­ров в бан­ках Абу-Даби, Син­га­пу­ра и Гон­кон­га. Ото­бра­ны акции Каз­те­ле­ко­ма, Каз­ком­мерц­бан­ка, Народ­но­го и Каз­цин­ка, Каза­хмы­са и Евразий­ской груп­пы. Но затем были пере­пи­са­ны на семью и бра­та с пле­мян­ни­ка­ми. Назар­ба­ев боит­ся каза­хов, а Маси­мов нико­гда не смо­жет пре­тен­до­вать на пре­зи­дент­ство, так как после это­го будет похле­ще, чем в декаб­ре 1986 года и собы­тий в Жана­о­зене. Каза­хи про­сто устро­ят бунт про­тив это­го назна­че­ния. Что каса­ет­ся Тас­ма­гам­бе­то­ва, то он про­сто явля­ет­ся раз­дра­жа­ю­щим фак­то­ром для дру­гих кла­нов и груп­пи­ро­вок. Он необ­хо­дим Назар­ба­е­ву для балан­са сил. 

Тас­ма­гам­бе­тов из дру­го­го жуза, и ему Назар­ба­ев не дове­ря­ет. КНБ посто­ян­но ведет мони­то­ринг за ним. У меня есть эти материалы.

– Поли­то­лог Досым Сат­па­ев счи­та­ет, что Акор­да не при­слу­ши­ва­ет­ся к Крем­лю в сво­ей поли­ти­ке настоль­ко, что­бы согла­со­вы­вать с Пути­ным кан­ди­да­ту­ру пре­ем­ни­ка, но так ли это? Исхо­дя из ваше­го опы­та, как дипло­ма­та, насколь­ко Акор­да зави­си­ма от Крем­ля, а Назар­ба­ев от Путина?

– Назар­ба­ев очень силь­но зави­сит от Пути­на и от рос­сий­ских СМИ. Они за месяц интен­сив­ной обра­бот­ки масс в Казах­стане могут деста­би­ли­зи­ро­вать обста­нов­ку похле­ще, чем в Егип­те. Я не гово­рю про дея­тель­ность рос­сий­ских спец­служб и воен­ных. Но лиде­ры двух стран вынуж­де­ны играть свои роли парт­не­ров и лич­ных дру­зей. Они обя­за­ны иметь хоро­шие отно­ше­ния даже ради сов­мест­ной гра­ни­цы в 7,5 тысяч км – самой про­тя­жен­ной сухо­пут­ной гра­ни­цы в мире.

Но Назар­ба­ев не дове­ря­ет Пути­ну и актив­но рас­про­да­ет неф­тя­ные акти­вы Китаю. Ни одно пра­ви­тель­ство в мире не про­да­ет нико­му свой тру­бо­про­вод внут­ри стра­ны. А Назар­ба­ев умуд­рил­ся про­дать китай­цам поло­ви­ну казах­ско­го тру­бо­про­во­да. Это явно госу­дар­ствен­ная изме­на. Это пре­ступ­ле­ние, кото­рое под­ра­зу­ме­ва­ет импич­мент. Казах­стан уже пре­вра­тил­ся в китай­скую коло­нию. Мно­го­мил­ли­он­ные взят­ки он раз­ме­стил в бан­ках Син­га­пу­ра, Абу-Даби и Гонконга.
Пре­ем­ни­ка будет выби­рать еди­но­лич­но Назар­ба­ев пря­мо перед смер­тью. Каза­хам отве­де­на роль зри­те­лей, а точ­нее, бес­прав­ных рабов лиде­ра нации.
ИАП «Рес­пуб­ли­ка»

ПОЛИТПРОГНОЗ

ТОХТАР – сле­ду­ю­щий Президент?

• Эта ста­тья была напи­са­на в про­шлом году, как гово­рит­ся, по горя­чим сле­дам и по прось­бе одно­го еже­не­дель­ни­ка, но не была опуб­ли­ко­ва­на по извест­ным толь­ко редак­ции при­чи­нам. Мне кажет­ся, что, тем не менее, она не поте­ря­ла сво­ей акту­аль­но­сти – казах­стан­ско­му обще­ству сего­дня, может, как нико­гда, нуж­ны народ­ные герои. Ста­тью годич­ной дав­но­сти теперь пред­ла­гаю газе­те «ДАТ».
Автор

Про­изо­шед­шая с Тох­та­ром Ауба­ки­ро­вым мета­мор­фо­за сей­час у всех на устах. Что заста­ви­ло тако­го муже­ствен­но­го чело­ве­ка, не раз смот­рев­ше­го смер­ти в гла­за, изме­нить сво­им принципам? 

А то, что Ауба­ки­ров, в отли­чие от неко­то­рых руко­во­ди­те­лей оппо­зи­ции, был идей­ным, прин­ци­пи­аль­ным про­тив­ни­ком кур­са вла­стей. Дума­ет­ся, это­го никто отри­цать не будет. Чело­век, столь­ко лет высту­пав­ший искренне – а в искрен­но­сти его слов тоже никто не сомне­вал­ся – про­тив про­из­во­ла вла­стей, за пару недель не мог стать совер­шен­но дру­гим. Восточ­ная муд­рость гла­сит: «День­ги поте­рял – ниче­го не поте­рял, честь поте­рял – мно­го поте­рял, муже­ство поте­рял – все потерял». 

Ауба­ки­ров поте­рял свою честь. Это – одно­знач­но. В такие момен­ты обыч­но сра­ба­ты­ва­ет один из двух вари­ан­тов: или чело­ве­ка «сло­ма­ют», или же его «поку­па­ют». В слу­чае с пер­вым казах­стан­ским и казах­ским кос­мо­нав­том, заслу­жен­ным лет­чи­ком-испы­та­те­лем СССР, полу­чив­шим Золо­тую звез­ду Героя Совет­ско­го Сою­за имен­но за испы­та­ние ново­го поко­ле­ния истре­би­те­лей, а не за полет в кос­мос, вро­де бы оба вари­ан­та не долж­ны были сра­ба­ты­вать. Пото­му что чело­век про­шел и огонь, и воду, и мед­ные тру­бы. Угро­зой пре­вра­ще­ни­ем его сыно­вей в веч­ных «нар­ко­ма­нов» или тюрем­ным сро­ком на 15 лет за наду­ман­ное «мошен­ни­че­ство», даже их физи­че­ско­го устра­не­ния, сло­мать тако­го чело­ве­ка, вос­пи­тан­но­го на при­ме­ре Тара­са Буль­бы, Мат­тео Фаль­коне («я тебя поро­дил, я тебя и убью!») и Иоси­фа Ста­ли­на («мар­ша­ла на сол­да­та не меняю!») нель­зя. Это тоже одно­знач­но. На крес­ло депу­та­та пар­ла­мен­та или мини­стра обо­ро­ны, пред­се­да­те­ля кос­ми­че­ско­го агент­ства, прой­ден­но­го эта­па он тоже не купит­ся. Но что же все-таки сработало?

Дума­ет­ся, в дан­ном слу­чае мы име­ем дело с неожи­дан­ным и очень силь­ным ходом со сто­ро­ны наше­го пре­зи­ден­та (его спо­соб­ность на такие шаги дока­за­ны вре­ме­нем) – Тох­та­ру Ауба­ки­ро­ву обе­ща­но ни мно­го, ни мало… пост руко­во­ди­те­ля стра­ны пост­на­зар­ба­ев­ско­го пери­о­да. Как это будет выгля­деть на деле, зай­мет ли он сна­ча­ла, как пола­га­ет­ся по Кон­сти­ту­ции, крес­ло спи­ке­ра сена­та пар­ла­мен­та, или же будет при­ду­ман какой-то вро­де вице-пре­зи­ден­та про­ме­жу­точ­ный пост, – не суть важ­но. Важ­но то, что у пре­зи­ден­та не было дру­го­го выбо­ра, и этот выбор точен, уда­чен, без­оши­бо­чен и оправ­дан. В первую оче­редь, с точ­ки зре­ния инте­ре­сов нации. И… с точ­ки зре­ния инте­ре­сов само­го лиде­ра нации. Состы­ку­ют­ся ли эти инте­ре­сы, не анта­го­ни­стич­ны ли они, как огонь и вода по сво­ей при­ро­де? И суме­ет ли Тох­тар Ауба­ки­ров сомкнуть в себе эти несов­ме­сти­мые вещи?

Дума­ет­ся, выбор верный. 

Во-пер­вых, Ауба­ки­ров из той ред­чай­шей когор­ты людей, кто сего­дня может повто­рить зна­ме­ни­тую фра­зу Нур­та­са Онда­сы­но­ва, пред­се­да­те­ля Сов­ми­на КазССР 1938–52 годов: «Нико­гда взят­ки не брал – у меня руки чисты, ни на кого заяв­ле­ния не писал – совесть чиста, нико­гда не делил людей – душа чиста». У него име­ет­ся имму­ни­тет про­тив кор­руп­ции, и нико­му не удаст­ся, как когда-то Аска­ра Ака­е­ва, зара­зить виру­сом этой страш­ной и неиз­ле­чи­мой болезни.
Во-вто­рых, кос­мо­навт не аффи­ли­ро­ван, как нын­че мод­но гово­рить, ни с одной из про­ти­во­бор­ству­ю­щих груп­пи­ро­вок на самом верху. 

В‑третьих, тем, кто пред­став­ля­ет эти груп­пи­ров­ки, по боль­шо­му сче­ту, дове­рия нет. Ни со сто­ро­ны наро­да, ни со сто­ро­ны пре­зи­ден­та. Не смо­гут они в пост­на­зар­ба­ев­ский пери­од удер­жать стра­ну в узде. Каки­ми бы мил­ли­ар­да­ми они ни воро­ши­ли, как бы ни били себя в грудь, изоб­ра­жая из себя «все­мо­гу­ще­го руководителя…» 

И пре­зи­дент это пре­крас­но пони­ма­ет. Он не дове­ря­ет так же и тому, кто мог бы, пра­вя жест­кой рукой, сохра­нить необ­хо­ди­мую ста­биль­ность в стране. Но по дру­гой при­чине – тот не смо­жет обес­пе­чить без­опас­ность его инте­ре­сов, не усто­ит в слу­чае чего перед народ­ным напо­ром. С этой точ­ки зре­ния, Ауба­ки­ров иде­аль­но под­хо­дит на роль пре­зи­ден­та стра­ны (хотя Вик­тор Хра­пу­нов из-за буг­ра утвер­жда­ет, что пре­зи­дент на эту роль гото­вит Дари­гу, но это было бы самим худ­шим вари­ан­том из всех худ­ших). Про­тив его кан­ди­да­ту­ры и Москва силь­но воз­ра­жать не будет, что нема­ло­важ­но для дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та. Пре­зи­дент, види­мо, рас­счи­ты­ва­ет, что если уж стать «казах­ским Дэн Сяо­пи­ном», – этот вари­ант исклю­чить тоже нель­зя – ему не удаст­ся, то про­слав­лен­ный кос­мо­навт как чело­век с силь­ным харак­те­ром суме­ет спа­сти стра­ну от поли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го што­по­ра, а так­же ста­нет гаран­том его без­об­лач­ной жиз­ни до самой смер­ти. Если все на самом деле обсто­ит имен­но так, то под таким вари­ан­том под­пи­шет­ся, если не все насе­ле­ние стра­ны, то абсо­лют­ное его боль­шин­ство – уж точно!

Хва­тит ли муже­ства у само­го опле­ван­но­го, обес­че­щен­но­го уже Ауба­ки­ро­ва, что­бы выдер­жать достой­но это самое боль­шое испы­та­ние в его жиз­ни? Долж­но хва­тить. Когда согла­шал­ся, он сам, види­мо, на это и рас­счи­ты­вал. Лишь бы вер­хов­ная власть его не «кину­ла», как это было не раз…

Но… А что, если наши вер­сии не вер­ны и кумир мно­гих и мно­гих людей в Казах­стане «купил­ся»? Ой, нет, это невоз­мож­но ни при каких обсто­я­тель­ствах. Сло­мал­ся? Тогда уже ничто не спа­сет его от вто­рич­ной и окон­ча­тель­ной поли­ти­че­ской смерти. 

Но как не хочет­ся в это верить… 

Умир­зак
АКЖИГИТ,
uakzhigit@mail

РЕЙТИНГ

НАСТУПИЛА ПОРА
государственников?

Рей­тинг управ­лен­че­ской эли­ты Казах­ста­на за вто­рой квар­тал это­го года соста­вил фонд «Центр соци­аль­ных и поли­ти­че­ских иссле­до­ва­ний «Стра­те­гия». В июне фон­дом про­ве­ден оче­ред­ной экс­перт­ный опрос по оцен­ке авто­ри­тет­но­сти, эффек­тив­но­сти и пер­спек­тив­но­сти руко­во­ди­те­лей госор­га­нов Казах­ста­на. Все­го было опро­ше­но 24 эксперта. 

Наи­бо­лее высо­кую оцен­ку по пара­мет­ру «авто­ри­тет­ность, как лич­но­сти» (6,13 бал­ла) полу­чил гла­ва КНБ, лидер рей­тин­га Нур­тай Абы­ка­ев (общий балл – 5,19). Неко­то­рые экс­пер­ты на этот раз обос­но­ва­ли его лидер­ство в том чис­ле и тем, что в рес­пуб­ли­ке под руко­вод­ством Абы­ка­е­ва был создан и начал свою дея­тель­ность Анти­тер­ро­ри­сти­че­ский центр, новый центр силы, кото­рый будет вли­ять на рас­клад во внут­ри­э­лит­ных отно­ше­ни­ях. Отме­ча­ет­ся и сни­же­ние рей­тин­га сек­ре­та­ря Сове­та без­опас­но­сти Кай­ра­та Кожам­жа­ро­ва, кото­рый пере­ме­стил­ся с 24-го места в мар­те (3,71) на 30‑е место в июль­ском спис­ке (3,35).

В трой­ку лиде­ров рей­тин­га, поми­мо Абы­ка­е­ва, вошли так­же гос­сек­ре­тарь Марат Тажин (5,17 бал­ла) и руко­во­ди­тель адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та Карим Маси­мов (5,13 бал­ла). Послед­ний, по срав­не­нию с мар­тов­ским опро­сом, пере­ме­стил­ся на одну строч­ку вниз, в то вре­мя как Тажин замет­но улуч­шил свои пози­ции, под­няв­шись с пято­го на вто­рое место в рей­тин­ге. Гос­сек­ре­тарь име­ет прак­ти­че­ски рав­ные оцен­ки по всем трем пока­за­те­лям, в то вре­мя как эффек­тив­ность Маси­мо­ва, как мене­дже­ра оце­не­на ниже, чем его авто­ри­тет­ность и перспективность.

Пре­мьер-министр Серик Ахме­тов (4,85) и аким Аста­ны Иман­га­ли Тас­ма­гам­бе­тов (4,83) на этот раз полу­чи­ли мень­ше 5 бал­лов и не попа­ли в спи­сок лиде­ров рей­тин­га, но вошли в груп­пу поли­ти­ков-тяже­ло­ве­сов. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние, что и Ахме­тов, и Тас­ма­гам­бе­тов доста­точ­но высо­ко оце­не­ны (выше 5 бал­лов) по таким пара­мет­рам, как авто­ри­тет­ность, и в то же вре­мя хуже оце­не­ны их мене­джер­ские каче­ства и пер­спек­тив­ность в поли­ти­че­ском плане. 

Кро­ме назван­ных в груп­пе тяже­ло­ве­сов отме­че­ны два вне­штат­ных совет­ни­ка пре­зи­ден­та – Булат Уте­му­ра­тов (4,67) и Тимур Кули­ба­ев (4,23), министр финан­сов Булат Жами­шев (4,04), спи­кер мажи­ли­са пар­ла­мен­та Нур­лан Ниг­ма­ту­лин (4,04) и вице-пре­мьер – министр инду­стрии и новых тех­но­ло­гий Асет Исе­ке­шев (4,02).

Из всех пере­чис­лен­ных пер­сон наи­боль­шим авто­ри­те­том, по мне­нию опро­шен­ных, поль­зу­ет­ся Уте­му­ра­тов (5,06 бал­ла), в то вре­мя как он име­ет срав­ни­тель­но сред­нюю в этой груп­пе пер­спек­тив­ность, как поли­тик. Наи­мень­шие пока­за­те­ли в этой груп­пе по пер­спек­тив­но­сти у мини­стра Бола­та Жамишева. 

Зна­чи­тель­ное изме­не­ние пози­ций вице-пре­мье­ра Асе­та Исе­ке­ше­ва, кото­рый улуч­шил свои пози­ции по срав­не­нию с мар­том на 15 пунк­тов. В груп­пу «серед­няч­ков» вошло 27 руко­во­ди­те­лей. Здесь сле­ду­ет выде­лить несколь­ко пере­ме­ще­ний, кото­рые могут вызвать инте­рес. Так, во вто­ром квар­та­ле экс­пер­ты замет­но сни­зи­ли оцен­ки дея­тель­но­сти заме­сти­те­ля пре­мьер-мини­стра Кай­ра­та Келим­бе­то­ва (с 8‑го места (4,38) он пере­ме­стил­ся на 23‑е (3,64)) и пред­се­да­те­ля Наци­о­наль­но­го бан­ка Гри­го­рия Мар­чен­ко (с 9‑го места (4,34) на 25‑е (3,58)). При этом, если Мар­чен­ко экс­пер­ты отка­зы­ва­ют в его пер­спек­тив­но­сти как поли­ти­ка, то Келим­бе­тов низ­ко оце­нен по тако­му пока­за­те­лю, как «мене­джер­ская эффективность». 

Сре­ди тех, кто зна­чи­тель­но улуч­шил пози­ции в рей­тин­ге в груп­пе «серед­няч­ков», мож­но назвать аки­ма Алма­ты Ахмет­жа­на Еси­мо­ва (с 29-го на 11‑е место); министр ЧС Вла­ди­мир Бож­ко (с 30-го места на 13‑е); министр внут­рен­них дел Кал­му­хан­бет Касы­мов (с 31-го на 15‑е место) и дирек­тор Служ­бы цен­траль­ных ком­му­ни­ка­ций Ержан Баба­ку­ма­ров (с 36-го места на 27‑е).

Инте­рес­но так­же и то, что пози­ции зна­чи­тель­ной части участ­ни­ков этой груп­пы прак­ти­че­ски не пре­тер­пе­ли изме­не­ний за иссле­ду­е­мый пери­од. Напри­мер, пози­ции пер­во­го заме­сти­те­ля пре­мьер-мини­стра — мини­стра реги­о­наль­но­го раз­ви­тия Бахыт­жа­на Сагин­та­е­ва (16‑е место в обо­их опро­сах), при этом у него доволь­но высо­кий пока­за­тель пер­спек­тив­но­сти (4,27), но, как отме­ча­ет один из экс­пер­тов, «пер­спек­тив­ность его как поли­ти­ка будет зави­сеть от дове­рия Н. Назарбаева».

Так­же нет суще­ствен­ной дина­ми­ки и в груп­пе «аут­сай­де­ров». На крайне низ­кую оцен­ку пред­се­да­те­ля Цен­траль­ной изби­ра­тель­ной комис­сии Куан­ды­ка Тур­ган­ку­ло­ва повли­я­ли имев­ши­е­ся в экс­перт­ной сре­де ожи­да­ния по пово­ду выбо­ров аки­мов рай­о­нов и горо­дов, кото­рые он, по всей види­мо­сти, не оправдал.

Наи­бо­лее инте­рес­ным, на наш взгляд, пред­став­ля­ет­ся рей­тинг поли­ти­ков по тако­му пока­за­те­лю, как «пер­спек­тив­ность». По резуль­та­там экс­перт­но­го опро­са, в этом слу­чае лиде­ром рей­тин­га стал руко­во­ди­тель АП Карим Маси­мов, а Нур­тай Абы­ка­ев ока­зал­ся на тре­тьем месте. В целом спи­сок 10 наи­бо­лее пер­спек­тив­ных поли­ти­ков крайне неод­но­ро­ден и вме­сте с тем у всех на слу­ху. В дан­ном слу­чае обра­ща­ет на себя вни­ма­ние неко­то­рое сни­же­ние обще­го рей­тин­га пер­спек­тив­но­сти пред­ста­ви­те­лей «ста­рой гвар­дии» пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва и уси­ле­ние пред­ста­ви­те­лей новой, тех­но­кра­ти­че­ской вол­ны политиков.

ЦСПИ «Стра­те­гия»

Республиканский еженедельник онлайн