Понедельник , 7 июля 2025

КУПЛЕННАЯ медицина РОДИНЫ

Мы про­дол­жа­ем раз­го­вор о про­бле­мах меди­ци­ны, под­ня­тый в обра­ще­нии к нам нашим авто­ром-вра­чом. Пони­ма­ем, что толь­ко эти­ми про­бле­ма­ми состо­я­ние наше­го здра­во­охра­не­ния не огра­ни­чи­ва­ет­ся, и поэто­му при­гла­ша­ем чита­те­лей при­нять заин­те­ре­со­ван­ное уча­стие в обсуж­де­нии этой и дру­гих про­блем нашей жизни. 

Сле­ду­ю­щей про­бле­мой, на кото­рой я хочу оста­но­вить­ся, явля­ет­ся кад­ро­вый вопрос, ина­че гово­ря – ква­ли­фи­ка­ция вра­чей. Сла­бая или пло­хая ква­ли­фи­ка­ция вра­чей сла­га­ет­ся из мно­гих причин.

Нико­му сей­час не сек­рет, что не толь­ко в меди­цин­ских вузах сту­ден­ты учат­ся, сда­вая экза­ме­ны мате­ри­аль­ны­ми цен­но­стя­ми. Под­бор буду­щих сту­ден­тов в мед­ин­сти­ту­ты недо­ста­точ­но про­ду­ман. Здесь долж­ны учи­ты­вать­ся не толь­ко тео­ре­ти­че­ские зна­ния по опре­де­лен­ным школь­ным пред­ме­там, но и при­зна­ние, осо­знан­ное жела­ние буду­щей спе­ци­аль­но­сти, т.к. врач име­ет дело с душой чело­ве­ка, а не толь­ко с телом. И еще, я бы ска­зал, необ­хо­ди­мы спо­соб­ные паль­цы, т.к. мно­гие мани­пу­ля­ции, мето­ды лече­ния выпол­ня­ют­ся рука­ми самих вра­чей. Напри­мер, все сто­ма­то­ло­ги­че­ские лече­ния дела­ют­ся рука­ми, а не язы­ком. Хирур­ги, орто­пе­ды, гине­ко­ло­ги и мно­гие дру­гие тоже рабо­та­ют рука­ми. Тео­ре­ти­че­ски знать мето­ды и спо­со­бы лече­ния – одно, а выпол­нить их – другое.

Уче­ба в мед­ин­сти­ту­тах очень тру­до­ем­ка и слож­на по срав­не­нию с дру­ги­ми учеб­ны­ми заве­де­ни­я­ми, где сту­ден­ты «гры­зут нау­ку» от сес­сии до сес­сии. А в меди­цине про­слу­шан­ные сего­дня лек­ции зав­тра же раз­би­ра­ют­ся на прак­ти­че­ских заня­ти­ях. И это по всем пред­ме­там, кото­рых в день по несколь­ку. Домаш­ние зада­ния сту­ден­там зада­ют­ся в огром­ных объ­е­мах. Порой сту­ден­ты за ночь не в состо­я­нии про­сто бег­ло озна­ко­мить­ся с мате­ри­а­лом. Зна­чит, про­грам­ма оста­ет­ся не усво­ен­ной. А ведь по меди­цин­ским пред­ме­там огром­ное коли­че­ство спе­ци­фи­че­ских тер­ми­нов, назва­ний, кото­рые не встре­ча­ют­ся в обыч­ной жиз­ни. Иной раз не толь­ко запом­нить, даже не выго­во­рить, как, напри­мер,  «цик­ло­пен­тан­пер­гид­ро­пе­нан­трен». Тут помо­га­ет про­стая зуб­реж­ка, резуль­тат кото­рой через 2 дня равен нулю.

Меди­ци­на огром­ная, ни один вир­ту­оз с памя­тью ком­пью­те­ра не в состо­я­нии запом­нить дан­ные всей меди­ци­ны. Поэто­му сту­ден­тов надо учить рабо­тать с лите­ра­ту­рой. Тут мож­но не под­дер­жать авто­ров идеи «семей­ных вра­чей». Семей­ные вра­чи были в XIXXX веках, но сама меди­ци­на была не так раз­ви­та и болез­ней помень­ше. Зна­ния сту­ден­тов стра­да­ют не толь­ко от чрез­мер­ной нагруз­ки, они нахо­дят­ся в пря­мой зави­си­мо­сти от зна­ния и уме­ния самих пре­по­да­ва­те­лей. Все зна­ют, что на мно­гих меди­цин­ских кафед­рах рабо­та­ют раз­лич­ные про­те­же высо­ко­по­став­лен­ных лиц, кото­рые не обла­да­ют соот­вет­ству­ю­щи­ми зна­ни­я­ми и опы­том рабо­ты. Они дале­ки от дара учи­те­ля, прак­ти­че­ски не в состо­я­нии пока­за­тель­но выпол­нить ту или иную мето­ди­ку лече­ния. Так­же нико­му не сек­рет, что мно­гие доцен­ты и про­фес­со­ра полу­ча­ли свое зва­ние не зна­ни­я­ми, а дру­ги­ми путя­ми, а, если чест­но ска­зать, они име­ют куп­лен­ные дипло­мы уче­ных сте­пе­ней или про­сто через плагиат.

Я хоро­шо знаю одно­го док­то­ра мед­на­ук, про­фес­со­ра, кото­рый не напи­сал соб­ствен­ной рукой ни одной науч­ной ста­тьи, не про­чи­тал ни одной лек­ции. Во мно­гих ста­тьях, где он соав­тор (в том чис­ле и в моих), он поня­тия не име­ет, что там напи­са­но. Ни малей­ше­го его соб­ствен­но­го тру­да нет в тех науч­ных мате­ри­а­лах, кото­рые он при­вел в сво­их дис­сер­та­ци­ях.  Таких я знаю не толь­ко его одно­го. И, как это ни пора­зи­тель­но, этот же чело­век сей­час откры­ва­ет учеб­ное заве­де­ние «Кур­сы для вра­чей после дипло­ма». Чему он соби­ра­ет­ся учить дипло­ми­ро­ван­ных вра­чей, не понят­но. Зато всем понят­но, как он стал лже­уче­ным и полу­ча­ет лицен­зии на аван­тю­ру. Я знаю мно­гих вра­чей, кото­рые после окон­ча­ния инсти­ту­та не бра­ли в руки учеб­ни­ков, не гово­ря уже о спец­ли­те­ра­ту­ре. Врач не чита­ю­щий – не врач, а ремесленник-кустарь.

Мне хоро­шо извест­но, как про­хо­дит защи­та дис­сер­та­ции в медицине.

Дис­сер­тант убла­жа­ет сво­е­го руко­во­ди­те­ля любы­ми спо­со­ба­ми, чего толь­ко ни поже­ла­ет шеф. В свою оче­редь, шеф дис­сер­та­цию пре­тен­ден­та отда­ет сво­им дру­зьям на рецен­зию и полу­ча­ет поло­жи­тель­ный отзыв. Сам про­цесс защи­ты про­хо­дит в уче­ном сове­те, где никто из чле­нов сове­та, кро­ме оппо­нен­тов, не инте­ре­су­ет­ся дан­ны­ми дис­сер­та­ции и во вре­мя голо­со­ва­ния все меха­ни­че­ски под­ни­ма­ют руки. Эти про­цес­сы сей­час про­хо­дят очень глад­ко, осо­бен­но когда дис­сер­тант име­ет «глу­бо­кий» карман.

Как оста­но­вить про­бле­му лже­уче­но­го? Есте­ствен­но, в первую оче­редь стро­го нака­зы­вать за пани­брат­ство в нау­ке. Оппо­нен­тов и отзы­вы на дис­сер­та­ции назна­чать в мини­стер­стве науч­но­му кол­лек­ти­ву, где откры­то обсуж­да­ют­ся (если не име­ют гостай­ну) резуль­та­ты дис­сер­та­ции, а защи­ту раз­ре­шать не в род­ном инсти­ту­те (кол­лек­ти­ве). Конеч­ные резуль­та­ты апро­би­ро­вать на прак­ти­ке или в науч­ной лабо­ра­то­рии в про­из­вод­ствен­ных отрас­ле­вых учре­жде­ни­ях до защи­ты дис­сер­та­ции для опре­де­ле­ния прак­ти­че­ской цен­но­сти дис­сер­та­ции. А для уже состо­яв­ших­ся лже­уче­ных пра­ви­тель­ство долж­но орга­ни­зо­вать комис­сию, что­бы про­ве­рить цен­ность дис­сер­та­ции и зна­ние дис­сер­тан­том пред­ме­та. Мы не такие бога­тые, что­бы пожиз­нен­но кор­мить армию лже­уче­ных в науке.

Сле­ду­ю­щей серьез­ной про­бле­мой, свя­зан­ной с ква­ли­фи­ка­ци­ей вра­чей, явля­ет­ся уче­ба на кур­сах в Инсти­ту­те усо­вер­шен­ство­ва­ния вра­чей. Сей­час на эти плат­ные кур­сы направ­ля­ют учре­жде­ния, опла­чи­вая уче­бу. Име­ют­ся даже част­ные кур­сы. Про­бле­мы на этих кур­сах такие же, как в инсти­ту­тах: про­грам­мы с боль­ши­ми излиш­ка­ми, повто­ре­ние прой­ден­ных мате­ри­а­лов, мало­опыт­ность пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва, недо­ста­точ­ность демон­стра­ции новых мето­дов в нау­ке. Сколь­ко встре­чаю сво­их быв­ших сту­ден­тов и кол­лег, кото­рые побы­ва­ли на этих кур­сах, они в один голос заяв­ля­ют, что ниче­го ново­го, что было в про­грам­ме инсти­ту­та, эти кур­сы им не дают, кро­ме хоро­ше­го отды­ха в Алма­ты за счет их кли­ник. Здесь было бы разум­но не соби­рать вра­чей в южной сто­ли­це, а что­бы сотруд­ни­ки сами езди­ли (при­хо­ди­ли) в реги­о­наль­ные кли­ни­ки и учи­ли людей пря­мо на рабо­чих местах. Во-пер­вых, была бы эко­но­мия мате­ри­аль­ных затрат. Ведь куда дешев­ле напра­вить одно­го-дво­их, чем соби­рать десят­ки людей здесь. Во-вто­рых, вра­чи не отры­ва­лись бы надол­го от сво­их повсе­днев­ных обя­зан­но­стей, т.е. люди полу­ча­ли бы боль­ше мед­услуг. В‑третьих, коман­ди­ро­ван­ный из цен­тра усо­вер­шен­ство­ва­ния ока­зал бы мед­по­мощь или ква­ли­фи­ци­ро­ван­ную кон­суль­та­цию мест­ным айбо­ли­там и больным.

У вра­чей име­ют­ся так назы­ва­е­мые «ква­ли­фи­ка­ци­он­ные кате­го­рии» – I, II, III, выс­шая, на осно­ва­нии кото­рых им при­бав­ля­ют к зар­пла­те. Одна­ко эти кате­го­рии на прак­ти­ке ни о чем не гово­рят. Как ни уди­ви­тель­но, все глав­ные вра­чи мед­учре­жде­ний пого­лов­но име­ют выс­шие кате­го­рии. Всем извест­но, что глав­ные вра­чи, став глав­ны­ми, не ведут при­е­ма боль­ных. Если он полу­ча­ет (все полу­ча­ют) допол­ни­тель­ную опла­ту за вра­че­ва­ние, то это про­сто откры­тая ложь. За него при­ем ведет кто-нибудь из под­чи­нен­ных. К тому же если даже он был до полу­че­ния «глав­но­го» хоро­шим прак­ти­ком, то на долж­но­сти «глав­но­го» теря­ет ква­ли­фи­ка­цию как хозяйственник.

Теперь о том, как полу­ча­ют вра­чи этих категорий.

Врач – пре­тен­дент на кате­го­рию – пишет соб­ствен­но­руч­но отчет как бы о про­де­лан­ной рабо­те за послед­ние 2–3 года. Он его пишет не по дан­ным отче­та дей­стви­тель­но испол­нен­ных работ, а про­сто на память, с потол­ка. Чем боль­ше он пре­тен­ду­ет на повы­шен­ную кате­го­рию, тем боль­ше ука­зы­ва­ет слож­ные мето­ды и спо­со­бы лече­ния. Этот липо­вый отчет под­пи­сы­ва­ет его глав­ный врач и заод­но  дает ему хоро­шую харак­те­ри­сти­ку. С эти­ми «доку­мен­та­ми» пре­тен­дент идет в комис­сию, в соста­ве кото­рой обыч­но нахо­дит­ся один «веду­щий» спе­ци­а­лист по его про­фи­лю, с кото­рым пре­тен­дент или его покро­ви­тель (глав­врач) зара­нее дого­ва­ри­ва­ет­ся о раз­ме­ре воз­на­граж­де­ния за при­сво­е­ние категории.

Когда пре­тен­дент идет на комис­сию, тот же «спец» пред­став­ля­ет его осталь­ным чле­нам комис­сии как хоро­ше­го вра­ча и сам же зада­ет пару ниче­го не зна­ча­щих вопро­сов, обыч­но под­ска­зан­ных им самим. И все! Осталь­ным чле­нам комис­сии, кото­рые явля­ют­ся спе­ци­а­ли­ста­ми дру­гих раз­де­лов меди­ци­ны, ника­ко­го дела к дан­но­му пре­тен­ден­ту нет. Никто не про­ве­ря­ет его дан­ные, ука­зан­ные в его отче­те. Никто в гла­за не видит его выле­чен­но­го боль­но­го и не про­ве­ря­ет спо­соб­но­сти в лече­нии в соот­вет­ствии с пре­тен­ду­е­мой кате­го­ри­ей. Фак­ти­че­ски эти кате­го­рии про­сто про­да­ют­ся. Хозя­ин кате­го­рии вос­ста­нав­ли­ва­ет свои мате­ри­аль­ные затра­ты, полу­чая при­бав­ку к еже­ме­сяч­ной зар­пла­те. Но зато в отче­тах депар­та­мен­та и Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния уве­ли­чи­ва­ет­ся коли­че­ство ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных вра­чей, хотя сред­ства, выде­лен­ные на лече­ние людей, суще­ствен­но уменьшаются.

Как этот порок ликвидировать?

Очень про­сто! Пре­тен­дент на кате­го­рию не дол­жен идти в комис­сию, а комис­сия долж­на прий­ти в кли­ни­ку, на рабо­чее место вра­ча. И тут све­рить дан­ные его отче­та с дан­ны­ми месяч­ных отче­тов в кли­ни­ке. Чле­ны комис­сии долж­ны уви­деть и убе­дить­ся в ква­ли­фи­ка­ции пре­тен­ден­та-вра­ча не по одной его рабо­те, а в несколь­ких. Как ска­за­но выше, вра­чи за кате­го­рию полу­ча­ют при­бав­ку к зар­пла­те, но поче­му-то это не вли­я­ет при опла­те вра­чеб­ной услу­ги насе­ле­ни­ем. Раз­ве это спра­вед­ли­во в отно­ше­нии полу­ча­те­лей услуг, т.е. боль­ных? Ведь каче­ство услуг навер­ня­ка раз­ное, а поче­му цена долж­на быть оди­на­ко­вой? Что это, если не про­стая урав­ни­лов­ка за счет народа?

Я обра­ща­юсь к вам, редак­ции попу­ляр­ной газе­ты, с боль­шой надеж­дой, что вы най­де­те воз­мож­ность под­нять эти вопро­сы на уровне правительства!

Задош КУСАИНОВ,

врач выс­шей категории, 

отлич­ник здравоохранения

Республиканский еженедельник онлайн