Так случилось, что жительница г. Актобе Елена Ломакова (прежняя фамилия – Волошина) должна была выехать на постоянное место жительства в Россию. Но на шее дамокловым мечом висел банковский кредит в 3 млн175 тыс. тенге под 16,8% годовых. Ломакова решила продать квартиру. Покупательницей оказалась соседка по подъезду – Зухра Бактыбаева. Продавец честно предупредила: квартира находится в залоге.
Подтверждением этого являются соглашение о задатке и доверенность, которые обе стороны оформили у нотариуса г. Актобе Ольги Набатовой 16.07.2008 г. В течение 8 месяцев Зухра выполняла свои обязательства по погашению долга перед банком. После этого обе стороны оформили договор купли-продажи квартиры. Документ нотариально заверен у той же Набатовой.
А дальше произошло нечто неожиданное. С заявлением в ДВД Актюбинской области обратилась мать Зухры – Анна Бактыбаева: ни она, ни ее дочь не ведали, что купленная квартира заложена в банке. В отношении Ломаковой СУ ДВД Актюбинской области возбудило уголовное дело – «мошенничество, совершенное в крупном размере».
Приехавшую к родственникам в Актобе Елену Ломакову полиция арестовала в конце ноября 2009 года, а спустя ровно пять месяцев суд №2 г. Актобе под председательствованием судьи Р.Кустановой приговорил ее к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества, отбыванием срока наказания в колонии общего режима. Также суд постановил взыскать с Ломаковой материальный вред в сумме 2 млн 35 тыс. тенге; по 100 тыс. тенге за моральный вред – Зухре Бактыбаевой и ее матери Анне.
Появление в уголовном деле в качестве потерпевшей Бактыбаевой-матери совершенно необъяснимо. В момент совершения нотариальных сделок покупатель – Зухра Бактыбаева являлась совершеннолетней (1974 г.р.). Ни в одной сделке ее мать не участвовала, однако именно ее старший следователь СУ ДВД, подполковник полиции К.Турганбаев признал потерпевшей.
Объяснение сей метаморфозе отчасти содержится в обращении в редакцию Елены Ломаковой: Анна Бактыбаева не скрывала своей особой приближенности к следователю, не раз люди видели ее в его компании за пределами здания ДВД.
Осуждением Ломаковой «квартирное дело» не закончилось. В январе 2010 года следователь К.Турганбаев возбудил уголовное дело в отношении Ольги Набатовой – по статье УК – «злоупотребление полномочиями частными нотариусами».
Нотариусу инкриминируется незаконная выдача доверенности на продажу квартиры без согласия залогодержателя – АО «Ипотечная организация «БТА Ипотека». Мало того, следователь вручил нотариусу постановление о подписке о невыезде и изъял у нее удостоверение личности – в качестве «вещественного доказательства».
В то же время из материалов уголовного дела таинственным образом исчезла доверенность, которую Ломакова выдала Бактыбаевой и которую нотариально заверила Набатова.
Но более всего поражает другой факт. Несмотря на то, что в деле имеется письменное согласие «БТА Ипотеки» на отчуждение квартиры Ломаковой, находящейся у него в залоге, следователь Турганбаев с упорством, достойным иного применения, твердит: а было ли оно вообще? Утверждение не просто абсурдно, оно наводит на некоторые мысли, в том числе о существовании у следователя некоего умысла. Как тут не вспомнить известное: «Смотрю в книгу – вижу фигу».
Факт наличия в деле письма-согласия банка подтверждает и постановление судьи суда № 2 г. Актобе Р.Мухамбеткалиевой: «В материалах уголовного дела имеется письменное согласие залогодержателя – письмо АО «Ипотечная организация «БТА Ипотека» за исходящим № 04÷49−09 от 02.03.2009 г. о том, что банк не возражает против отчуждения квартиры, находящейся у него в залоге и что будет произведено его отчуждение с целью погашения задолженности перед банком». И если г‑ну Турганбаеву упорно изменяет зрение, мы предлагаем всеобщему обозрению копию этого документа.
По жалобе адвоката Набатовой – Ж.Жаксылыкова судья Р.Мухамбеткалиева признала: изъятие удостоверения личности Набатовой является незаконным, поскольку оно не является вещественным доказательством.
Судья Р.Мухамбеткалиева отменила оба постановления следственного управления областного ДВД – о возбуждении уголовного дела в отношении Набатовой и изъятии у нее удостоверения личности.
Прокуратура г. Актобе внесла протест на вердикт суда и сочла необходимым проведение дополнительных следственных действий.
С жалобой в Генеральную прокуратуру об отмене постановления органов следствия и прекращении уголовного преследования его подзащитной в марте этого года обратился другой адвокат Набатовой – А. Ташмуканов. Он просил также провести служебное расследование в отношении действий сотрудников прокуратуры г. Актобе. Увы, ответа нет до сих пор.
В обращении к СМИ Елены Ломаковой говорится: «Не раз следователь предлагал мне в обмен на подписку о невыезде дать показания против нотариуса и работников банка, но я отказалась это сделать».
Ольга Набатова пишет в Генпрокуратуру: «При личных разговорах сотрудники прокуратуры
г. Актобе, признавая … незаконность возбуждения уголовного дела в отношении меня, ссылаются на прямое указание Актюбинской областной прокуратуры об отказе в удовлетворении моей жалобы».
… Я не случайно в начале статьи выделила фамилию судьи Кустановой. Именно она осудила на длительный срок лишения свободы некоего Доценко. Осужденный провел в тюрьме два года, затем был оправдан Верховным судом РК. Государство возместило моральный и материальный ущерб, нанесенный Доценко незаконным решением Кустановой.
О коррумпированности и беспределе в судебных и правоохранительных органах на одном из последних совещаний вновь говорил президент Нурсултан Назарбаев. Тогда же он дал поручение Генеральному прокурору разобраться с ними. Сдается, что судебно-следственная эпопея с квартирой Ломаковой отчасти есть подтверждение правоты главы государства.
Случай с Ольгой Набатовой, полагаю, не надо рассматривать как частный. Дабы отстраниться от пристрастности, проконсультировалась у нескольких частных нотариусов Астаны. Все (правда, инкогнито) подтвердили: подобные нотариальные сделки они совершают точно так же. В действиях своего коллеги не усмотрели нарушений ни инструкции, ни законодательства. «Пусть тогда нас всех сажают», – возмутилась одна из нотариусов.
С официальным запросом о законности возбуждения уголовного дела в отношении нотариуса О.Набатовой обратилась к прокурору Актюбинской области Берику Асылову. Время идет.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»