Среда , 2 июля 2025

Мангистаусцы – не монстры

Напи­сать вам решил после чере­ды непри­ят­ных слу­ча­ев, про­изо­шед­ших в моей жиз­ни в послед­ние 6 меся­цев. Дел в том, что око­ло пяти меся­цев назад я, токарь с 13-лет­ним ста­жем рабо­ты, был вынуж­ден уво­лить­ся с рабо­ты из за посто­ян­но ока­зы­ва­е­мо­го на меня дав­ле­ния со сто­ро­ны руководства.

Все нача­лось после при­хо­да ново­го началь­ни­ка цеха, он ока­зал­ся уро­жен­цем ЮКО. В пер­вые же дни он откры­то заявил, что мест­ные кад­ры ему не нуж­ны. В ито­ге те, кто согла­сил­ся отда­вать ему опре­де­лен­ную часть зар­пла­ты, оста­лись, осталь­ным при­шлось уво­лить­ся. Обра­ще­ние к выше­сто­я­ще­му руко­вод­ству ниче­го не дало. Сей­час в Ман­ги­стау теку­честь кад­ров ста­ла выгод­ным делом, пото­му что на место ушед­ших новых работ­ни­ков берут за взятки.

У началь­ства любо­го ран­га ста­ла мод­ным выра­же­ние «не нра­вит­ся – уволь­няй­ся». Страш­но, что у нас в Казах­стане любой такой началь­ник счи­та­ет себя вла­сти­те­лем судеб. После уволь­не­ния сра­зу стал искать рабо­ту, это ока­за­лось непросто.
В неф­те­до­бы­ва­ю­щие ком­па­нии наше­го реги­о­на устро­ить­ся невоз­мож­но, ока­зы­ва­ет­ся, они все при­над­ле­жат Китаю, и китай­цы запре­ти­ли при­ем на рабо­ту. Стран­но, что эти ком­па­нии назы­ва­ют нацкомпаниями.

Глав­ное, вез­де гово­рят, что люди нуж­ны, но из-за при­ка­за китай­цев при­нять не могут. В этих ком­па­ни­ях мас­со­во уволь­ня­ют людей, кото­рым до пен­сии оста­лось 3–4 года, но на их место нико­го не берут. Не зна­чит ли это, что они будут при­во­зить сюда посто­ян­но сво­их рабочих?

Напри­мер, в ТОО «Ерсай» уже так дела­ют, при­во­зят инду­сов (не спе­ци­а­ли­стов), шесть меся­цев обу­ча­ют их, и после обу­че­ния эти люди начи­на­ют полу­чать по три­ста тысяч тен­ге в месяц, в то вре­мя как мест­ные работ­ни­ки полу­ча­ют по 70–80 тысяч тен­ге. В неф­те­сер­вис­ные орга­ни­за­ции на рабо­ту при­ни­ма­ют, но толь­ко за взят­ки, и не малые, хотя зар­пла­ты там намно­го мень­ше, чем в нефтедобывающих.

Ради хоро­шей рабо­ты денег мож­но и не пожа­леть, но тот, кто берет день­ги, не дает гаран­тию, что тебя вско­ре не уво­лят. При­ни­ма­ют-то толь­ко на 3 меся­ца, так ска­зать, на испы­та­тель­ный срок, а по исте­че­нии это­го сро­ка с тобой про­сто могут не про­длить дого­вор. Им это выгод­но, пото­му что эти три меся­ца дают зар­пла­ту мень­шую, чем основ­ным работ­ни­кам, а испы­ту­е­мые, меж­ду тем, ста­ра­ясь пока­зать себя с хоро­шей сто­ро­ны, рабо­та­ют, как Ста­ха­нов. Плюс как я уже отме­чал, после ушед­ших мож­но наби­рать за взят­ки новых работ­ни­ков. Конеч­но, мож­но пой­ти к пред­при­ни­ма­те­лям, но у них зар­пла­та еще ниже, гра­фик рабо­ты 6 дней по 10 часов, без соцпакета. 

Вот и полу­ча­ет­ся, что не нуж­ны Ман­ги­стау спе­ци­а­ли­сты, могу­щие и жела­ю­щие рабо­тать не за страх, а за совесть, на бла­го всей нашей стра­ны, ведь от доб­ро­со­вест­но­го тру­да каж­до­го из нас зави­сит про­цве­та­ние Родины.

А полу­ча­ет­ся, что отдель­ным лицам, отдель­ным чинов­ни­кам, отдель­ным поли­цей­ским с целью лич­но­го обо­га­ще­ния луч­ше при­во­зить к нам уро­жен­цев даль­не­го и ближ­не­го зарубежья.

Напри­мер, сей­час в Актау настоль­ко мно­го неле­галь­ных рабо­чих из Кара­калп­ка­ии, что если всех их депор­ти­ро­вать, то все мест­ные без­ра­бот­ные полу­чат рабо­ту. Конеч­но, про­бле­мы не толь­ко в них.

В интер­не­те наши род­ные казах­стан­цы из дру­гих обла­стей поче­му-то пишут, что, мол, ман­ги­ста­у­цы зажра­лись, обнаг­ле­ли, что нам 100 тысяч тен­ге зар­пла­ты уже мало.

Доро­гие зем­ля­ки, поверь­те, это не так. Во-пер­вых, у боль­шин­ства ман­ги­ста­у­цев зар­пла­та мень­ше 100 тысяч тен­ге. Во-вто­рых, даже тем, кто полу­ча­ет такие день­ги, их ката­стро­фи­че­ски не хва­та­ет, пото­му что в Ман­ги­стау не про­из­во­дит­ся ниче­го, все при­воз­ное, а зна­чит, доро­гое. Теми поми­до­ра­ми, огур­ца­ми, кото­рые выра­щи­ва­ют здесь кир­ги­зы, сыт не будешь, да и они доро­гие, кста­ти, выра­щи­ва­ют их в основ­ном на зем­лях, зара­жен­ных быв­ши­ми хими­че­ски­ми и ура­но­вы­ми заво­да­ми. Власть об этом зна­ет, да, видать, силь­ная «кры­ша» у вла­дель­цев этих «план­та­ций».

У нас даже почти при 600-тысяч­ном насе­ле­нии обла­сти нет ни одной птицефабрики.

В‑третьих, раз­ве это пло­хо – полу­чать достой­ную зар­пла­ту за достой­ный труд? Раз­ве это пло­хо – желать кра­си­во оде­вать и вкус­но кор­мить свою семью? Раз­ве это пло­хо – желать дать детям достой­ное обра­зо­ва­ние. Когда же мы пере­ста­нем быть раба­ми на сво­ей земле?

Не знаю, как в дру­гих обла­стях, но у нас даже за то, что­бы устро­ить ребен­ка в дет­ский сад, надо дать взят­ку 80–100 тысяч тен­ге, пото­му что в Актау прак­ти­че­ски все дет­ские сады заня­ты нало­го­вой, суда­ми, госу­дар­ствен­ны­ми и част­ны­ми вуза­ми, част­ны­ми шко­ла­ми, част­ны­ми офи­са­ми, част­ны­ми жилищами.

Пре­зи­дент часто гово­рит о том, что­бы дет­ские сады были отда­ны детям, но поче­му-то его ука­за­ние не выполняют.

Даже что­бы в море иску­пать­ся, надо пла­тить, так как все пля­жи в чер­те горо­да ого­ро­же­ны и застро­е­ны ресто­ра­на­ми и кафе, пля­жи за горо­дом плат­ные. Есть и бес­плат­ные, но они не при­год­ные или дале­ко за городом.

Из гостей идешь домой, выпив­ший, но не буя­нишь, не нару­ша­ешь поря­док – обя­за­тель­но поли­ция при­ста­нет и пока все день­ги не забе­рет, не отстанет.

Не дай бог забо­ле­ешь – в боль­ни­цу луч­ше не попа­дать, за все надо пла­тить, усло­вия ужас­ные, на обо­ру­до­ва­ние страш­но смот­реть. Не пони­маю, поче­му жур­на­ли­сты все это не сни­ма­ют, хотя бы скры­той каме­рой, как заве­ду­ю­щая дет­са­дом или поли­цей­ский берут взят­ки, в каких усло­ви­ях лежат в боль­ни­цах Актау. А ведь дирек­то­ра мест­но­го ТВ еще и депутаты.

По теле­ви­зо­ру гово­рят о том, что Казах­стан зани­ма­ет пер­вое место в мире по экс­пор­ту зер­на. В Акта­ус­ком пор­ту постро­и­ли зер­но­вой тер­ми­нал, такие же – за счет Казах­ста­на в зару­беж­ных пор­тах. А хлеб все рав­но ужас­но доро­гой. Может, не надо все зер­но продавать.

Народ бед­не­ет, власть пре­дер­жа­щие бога­те­ют. Про­хо­дишь мимо слу­жеб­ной пар­ков­ки судеб­ных испол­ни­те­лей – маши­ны одна кру­че дру­гой, у про­ку­ра­ту­ры, ДВД – такая же кар­ти­на. Зато детей из при­го­ро­да в шко­лы возят на допо­топ­ных авто­бу­сах, уди­ви­тель­но, как они еще ездят! Навер­ня­ка же эти пере­воз­ки выиг­рал кто-то по тен­де­ру, но раз детей не возят на без­опас­ных авто­бу­сах, зна­чит, тен­дер был нечест­ный, и навер­ня­ка за эти ста­рые авто­бу­сы пла­тят из бюд­же­та и нема­лую сумму.

Я, и, думаю, очень мно­гие жите­ли Ман­ги­стау, хотим спро­сить у пра­ви­тель­ства стра­ны и руко­вод­ство области
– поче­му ино­стран­ные граж­дане име­ют пра­во про­во­дить свою кад­ро­вую поли­ти­ку в казах­стан­ских компаниях?
– поче­му ино­стран­ные граж­дане име­ют пра­во при­во­зить сюда сво­их рабо­чих (не специалистов)?

– поче­му ино­стран­ные рабо­чие полу­ча­ют зар­пла­ту боль­ше, чем казах­стан­ские рабочие?

– когда мы пере­ста­нем боять­ся поте­рять рабо­ту, из-за того что на наше место могут взять неле­галь­но­го мигранта?

В кон­це хочу обра­тить­ся ко всем про­стым казах­стан­цам: люди, не верь­те тому, что гово­рят о ман­ги­ста­у­цах по казах­стан­ским теле­ка­на­лам – мы не злоб­ные, не кида­ем­ся с кула­ка­ми на жен­щин и детей, не сжи­га­ем юрты, мы такие же нор­маль­ные люди, как и вы. И орал­ма­ны – гра­мот­ные, обра­зо­ван­ные, доб­рые люди.

P.S. Чест­но гово­ря, пере­жи­ваю, что после это­го пись­ма у меня будет еще боль­ше непри­ят­но­стей, поэто­му поз­воль­те под­пи­сать­ся псевдонимом.

Махам­бет ИСАТАЕВ, г. Актау

Казах­ский изу­чу самостоятельно

Я пен­си­о­нер­ка, 61 год, пен­сия – 26 000 тен­ге, роди­лась в Шым­кен­те. Обра­зо­ва­ние выс­шее, спе­ци­аль­ность – това­ро­вед. 24 года отра­бо­та­ла на опто­вой базе, где в мои обя­зан­но­сти вхо­ди­ло: каче­ство и соот­вет­ствие ГОСТу посту­па­е­мой про­дук­ции, зна­ние конъ­юнк­ту­ры и спро­са, про­ве­де­ние дегу­ста­ции в роз­ни­це, зна­ние прейс­ку­ран­та цен. Такое подроб­ное опи­са­ние к тому, что у мно­гих про­фес­сия това­ро­ве­да ассо­ци­и­ру­ет­ся как тор­га­ше­ская. Живу с сыном и сно­хой в трех­ком­нат­ной квар­ти­ре, внук дол­жен родить­ся в мае.

Рань­ше чита­ла «Рес­пуб­ли­ку» – слиш­ком рус­ский взгляд, тен­ден­ци­оз­ный, сей­час не читаю, В «Сво­бо­де сло­ва» Ерга­ли­е­вой до ее ухо­да про­смат­ри­ва­ла толь­ко заго­лов­ки, пото­му что уже зна­ла мане­ру пода­чи мате­ри­а­ла. Сей­час «Сво­бо­ду» читаю по при­выч­ке, какая-то вялая, нет дина­миз­ма, пода­ча газет­но-клас­си­че­ская, да еще руб­ри­ка «кри­ми­нал» ни к чему, тако­го «добра» в ново­стях полно.

Ваша газе­та муж­ская, ана­ли­ти­че­ская, взве­шен­ная, хотя ино­гда и вас зано­сит в эмоции.

Желая под­дер­жать вашу газе­ту, под­пи­са­лась на 2012 год, но пер­вый номер полу­чи­ла в поне­дель­ник, вто­рой – в пят­ни­цу (ходи­ла в «Каз­по­чту»), тре­тий – в суб­бо­ту. Поэто­му пере­шла на при­выч­ный метод при­об­ре­те­ния газе­ты, в чет­верг утром, на (оптов­ке газет и жур­на­лов). Хоте­лось бы, что­бы вы сде­ла­ли репор­таж о работ АО «Каз­поч­та», поин­те­ре­суй­тесь зар­пла­та­ми низа и вер­ха; сто­и­мость их услуг явно завы­ше­на, поэто­му, как я счи­таю, достав­ка газет и жур­на­лов, по их мне­нию, не при­быль­на. Про­би­ва­ют чек в нало­го­вой и берут 100 тен­ге (я сама про­би­ва­ла, это было в 2005 году, может, сей­час 200).

Я не отно­шусь к про­тестно­му элек­то­ра­ту, област­ным и город­ским аки­ма­ми гор­жусь, город с каж­дым годом кра­си­во благоустраивается.

Все думаю, поче­му неф­тя­ни­ки Жана­о­зе­на не смог­ли под­клю­чить пар­тию к реше­нию вопро­сов «Нур Отан». С ними надо гово­рить их лозун­га­ми и верить в них, у них есть рыча­ги и боль­шие. И еще, в про­шлом году вес­ной иду по цен­траль­ной ули­це Казы­бек би, навстре­чу – чет­ве­ро под­рост­ков лет 12–13, идут и поют пес­ню на казах­ском язы­ке. Хоро­шо поют, зна­чит, им спо­кой­но, они дома, и зря бес­по­ко­ят­ся о казах­ском язы­ке, все идет хоро­шо, нормально.

И послед­нее. Хоте­лось бы читать ваши интер­вью с моло­де­жью, какое у них ощу­ще­ние стра­ны, роди­ны. Очень меня бес­по­ко­ит отно­ше­ние рабо­вла­дель­цев (так я назы­ваю шым­кент­ских пред­при­ни­ма­те­лей) к моло­де­жи. Знаю моло­до­го чело­ве­ка, каза­ха 28 лет, рабо­та­ет охран­ни­ком в мар­ке­те с 8.30 до 23 часов. Обед – 15 минут, целый день на ногах, нель­зя при­сесть, по обра­зо­ва­нию учи­тель мате­ма­ти­ки, но что­бы устро­ить­ся учи­те­лем надо отдать 2000 дол­ла­ров. Или при­хо­дят пар­ни-стро­и­те­ли на рабо­ту, восемь чело­век, тро­их остав­ля­ют, осталь­ных домой отправ­ля­ют, конеч­но, в табе­ле прочерк.

Вот эти темы хоро­шо бы осве­тить, толь­ко не виде жалоб, а при­зы­вом к пат­ри­о­ти­че­ским чув­ствам, даже к наци­о­на­лиз­му, думай­те о сво­ем поко­ле­нии, каза­хи! Это ваша заме­ча­тель­ная стра­на – Казахстан! 

Пыта­лась три года назад на гос­кур­сах изу­чать казах­ский язык. Пре­по­да­ва­тель – моло­дая девуш­ка, пло­хо гово­ря­щая по-рус­ски, по обра­зо­ва­нию фило­лог, опы­та пре­по­да­ва­ния точ­нее, мето­ди­ки для людей в воз­расте нет. Сего­дня дала заяв­ку на кни­гу по рекла­ме в вашей газе­те, буду изу­чать само­сто­я­тель­но. Была бы счаст­ли­ва, если бы сде­ла­ли интер­вью с Кай­ра­том Нуртас. 

Ходи­ла на его кон­церт 7 мар­та, все сидя­щие и сто­я­щие места заня­ты, как поет душев­но и какой насто­я­щий батыр, поет толь­ко пес­ни на казах­ском язы­ке с чистей­шим казах­ским про­из­но­ше­ни­ем. Пуб­ли­ка – от бабу­шек пре­клон­но­го воз­рас­та до юных дево­чек, моей сосед­ке было 9 лет. Непе­ре­да­ва­е­мая любовь зри­те­лей. Я боюсь за него, талант­ли­вым людям в жиз­ни столь­ко пре­град, а осо­бен­но в шоу-биз­не­се. Как вы поня­ли, я его фанат. Он насто­я­щий пред­ста­ви­тель моло­до­го казах­ско­го поко­ле­ния и я уве­ре­на, кото­рый ценит обы­чаи сво­е­го наро­да. В интер­вью с ним уви­ди­те срез мыс­лей и чая­ния молодежи.

Спа­си­бо вам за сме­лость, а точ­нее, муже­ство созда­ния такой газеты.

С ува­же­ни­ем, Свет­ла­на Уксти­на, г. Шымкент

Республиканский еженедельник онлайн