Мангистаусцы – не монстры

Написать вам решил после череды неприятных случаев, произошедших в моей жизни в последние 6 месяцев. Дел в том, что около пяти месяцев назад я, токарь с 13-летним стажем работы, был вынужден уволиться с работы из за постоянно оказываемого на меня давления со стороны руководства.

Все началось после прихода нового начальника цеха, он оказался уроженцем ЮКО. В первые же дни он открыто заявил, что местные кадры ему не нужны. В итоге те, кто согласился отдавать ему определенную часть зарплаты, остались, остальным пришлось уволиться. Обращение к вышестоящему руководству ничего не дало. Сейчас в Мангистау текучесть кадров стала выгодным делом, потому что на место ушедших новых работников берут за взятки.

У начальства любого ранга стала модным выражение «не нравится – увольняйся». Страшно, что у нас в Казахстане любой такой начальник считает себя властителем судеб. После увольнения сразу стал искать работу, это оказалось непросто.
В нефтедобывающие компании нашего региона устроиться невозможно, оказывается, они все принадлежат Китаю, и китайцы запретили прием на работу. Странно, что эти компании называют нацкомпаниями.

Главное, везде говорят, что люди нужны, но из-за приказа китайцев принять не могут. В этих компаниях массово увольняют людей, которым до пенсии осталось 3–4 года, но на их место никого не берут. Не значит ли это, что они будут привозить сюда постоянно своих рабочих?

Например, в ТОО «Ерсай» уже так делают, привозят индусов (не специалистов), шесть месяцев обучают их, и после обучения эти люди начинают получать по триста тысяч тенге в месяц, в то время как местные работники получают по 70–80 тысяч тенге. В нефтесервисные организации на работу принимают, но только за взятки, и не малые, хотя зарплаты там намного меньше, чем в нефтедобывающих.

Ради хорошей работы денег можно и не пожалеть, но тот, кто берет деньги, не дает гарантию, что тебя вскоре не уволят. Принимают-то только на 3 месяца, так сказать, на испытательный срок, а по истечении этого срока с тобой просто могут не продлить договор. Им это выгодно, потому что эти три месяца дают зарплату меньшую, чем основным работникам, а испытуемые, между тем, стараясь показать себя с хорошей стороны, работают, как Стаханов. Плюс как я уже отмечал, после ушедших можно набирать за взятки новых работников. Конечно, можно пойти к предпринимателям, но у них зарплата еще ниже, график работы 6 дней по 10 часов, без соцпакета.

Вот и получается, что не нужны Мангистау специалисты, могущие и желающие работать не за страх, а за совесть, на благо всей нашей страны, ведь от добросовестного труда каждого из нас зависит процветание Родины.

А получается, что отдельным лицам, отдельным чиновникам, отдельным полицейским с целью личного обогащения лучше привозить к нам уроженцев дальнего и ближнего зарубежья.

Например, сейчас в Актау настолько много нелегальных рабочих из Каракалпкаии, что если всех их депортировать, то все местные безработные получат работу. Конечно, проблемы не только в них.

В интернете наши родные казахстанцы из других областей почему-то пишут, что, мол, мангистауцы зажрались, обнаглели, что нам 100 тысяч тенге зарплаты уже мало.

Дорогие земляки, поверьте, это не так. Во-первых, у большинства мангистауцев зарплата меньше 100 тысяч тенге. Во-вторых, даже тем, кто получает такие деньги, их катастрофически не хватает, потому что в Мангистау не производится ничего, все привозное, а значит, дорогое. Теми помидорами, огурцами, которые выращивают здесь киргизы, сыт не будешь, да и они дорогие, кстати, выращивают их в основном на землях, зараженных бывшими химическими и урановыми заводами. Власть об этом знает, да, видать, сильная «крыша» у владельцев этих «плантаций».

У нас даже почти при 600-тысячном населении области нет ни одной птицефабрики.

В-третьих, разве это плохо – получать достойную зарплату за достойный труд? Разве это плохо – желать красиво одевать и вкусно кормить свою семью? Разве это плохо – желать дать детям достойное образование. Когда же мы перестанем быть рабами на своей земле?

Не знаю, как в других областях, но у нас даже за то, чтобы устроить ребенка в детский сад, надо дать взятку 80–100 тысяч тенге, потому что в Актау практически все детские сады заняты налоговой, судами, государственными и частными вузами, частными школами, частными офисами, частными жилищами.

Президент часто говорит о том, чтобы детские сады были отданы детям, но почему-то его указание не выполняют.

Даже чтобы в море искупаться, надо платить, так как все пляжи в черте города огорожены и застроены ресторанами и кафе, пляжи за городом платные. Есть и бесплатные, но они не пригодные или далеко за городом.

Из гостей идешь домой, выпивший, но не буянишь, не нарушаешь порядок – обязательно полиция пристанет и пока все деньги не заберет, не отстанет.

Не дай бог заболеешь – в больницу лучше не попадать, за все надо платить, условия ужасные, на оборудование страшно смотреть. Не понимаю, почему журналисты все это не снимают, хотя бы скрытой камерой, как заведующая детсадом или полицейский берут взятки, в каких условиях лежат в больницах Актау. А ведь директора местного ТВ еще и депутаты.

По телевизору говорят о том, что Казахстан занимает первое место в мире по экспорту зерна. В Актауском порту построили зерновой терминал, такие же – за счет Казахстана в зарубежных портах. А хлеб все равно ужасно дорогой. Может, не надо все зерно продавать.

Народ беднеет, власть предержащие богатеют. Проходишь мимо служебной парковки судебных исполнителей – машины одна круче другой, у прокуратуры, ДВД – такая же картина. Зато детей из пригорода в школы возят на допотопных автобусах, удивительно, как они еще ездят! Наверняка же эти перевозки выиграл кто-то по тендеру, но раз детей не возят на безопасных автобусах, значит, тендер был нечестный, и наверняка за эти старые автобусы платят из бюджета и немалую сумму.

Я, и, думаю, очень многие жители Мангистау, хотим спросить у правительства страны и руководство области
– почему иностранные граждане имеют право проводить свою кадровую политику в казахстанских компаниях?
– почему иностранные граждане имеют право привозить сюда своих рабочих (не специалистов)?

– почему иностранные рабочие получают зарплату больше, чем казахстанские рабочие?

– когда мы перестанем бояться потерять работу, из-за того что на наше место могут взять нелегального мигранта?

В конце хочу обратиться ко всем простым казахстанцам: люди, не верьте тому, что говорят о мангистауцах по казахстанским телеканалам – мы не злобные, не кидаемся с кулаками на женщин и детей, не сжигаем юрты, мы такие же нормальные люди, как и вы. И оралманы – грамотные, образованные, добрые люди.

P.S. Честно говоря, переживаю, что после этого письма у меня будет еще больше неприятностей, поэтому позвольте подписаться псевдонимом.

Махамбет ИСАТАЕВ, г. Актау

Казахский изучу самостоятельно

Я пенсионерка, 61 год, пенсия – 26 000 тенге, родилась в Шымкенте. Образование высшее, специальность – товаровед. 24 года отработала на оптовой базе, где в мои обязанности входило: качество и соответствие ГОСТу поступаемой продукции, знание конъюнктуры и спроса, проведение дегустации в рознице, знание прейскуранта цен. Такое подробное описание к тому, что у многих профессия товароведа ассоциируется как торгашеская. Живу с сыном и снохой в трехкомнатной квартире, внук должен родиться в мае.

Раньше читала «Республику» – слишком русский взгляд, тенденциозный, сейчас не читаю, В «Свободе слова» Ергалиевой до ее ухода просматривала только заголовки, потому что уже знала манеру подачи материала. Сейчас «Свободу» читаю по привычке, какая-то вялая, нет динамизма, подача газетно-классическая, да еще рубрика «криминал» ни к чему, такого «добра» в новостях полно.

Ваша газета мужская, аналитическая, взвешенная, хотя иногда и вас заносит в эмоции.

Желая поддержать вашу газету, подписалась на 2012 год, но первый номер получила в понедельник, второй – в пятницу (ходила в «Казпочту»), третий – в субботу. Поэтому перешла на привычный метод приобретения газеты, в четверг утром, на (оптовке газет и журналов). Хотелось бы, чтобы вы сделали репортаж о работ АО «Казпочта», поинтересуйтесь зарплатами низа и верха; стоимость их услуг явно завышена, поэтому, как я считаю, доставка газет и журналов, по их мнению, не прибыльна. Пробивают чек в налоговой и берут 100 тенге (я сама пробивала, это было в 2005 году, может, сейчас 200).

Я не отношусь к протестному электорату, областным и городским акимами горжусь, город с каждым годом красиво благоустраивается.

Все думаю, почему нефтяники Жанаозена не смогли подключить партию к решению вопросов «Нур Отан». С ними надо говорить их лозунгами и верить в них, у них есть рычаги и большие. И еще, в прошлом году весной иду по центральной улице Казыбек би, навстречу – четверо подростков лет 12–13, идут и поют песню на казахском языке. Хорошо поют, значит, им спокойно, они дома, и зря беспокоятся о казахском языке, все идет хорошо, нормально.

И последнее. Хотелось бы читать ваши интервью с молодежью, какое у них ощущение страны, родины. Очень меня беспокоит отношение рабовладельцев (так я называю шымкентских предпринимателей) к молодежи. Знаю молодого человека, казаха 28 лет, работает охранником в маркете с 8.30 до 23 часов. Обед – 15 минут, целый день на ногах, нельзя присесть, по образованию учитель математики, но чтобы устроиться учителем надо отдать 2000 долларов. Или приходят парни-строители на работу, восемь человек, троих оставляют, остальных домой отправляют, конечно, в табеле прочерк.

Вот эти темы хорошо бы осветить, только не виде жалоб, а призывом к патриотическим чувствам, даже к национализму, думайте о своем поколении, казахи! Это ваша замечательная страна – Казахстан!

Пыталась три года назад на госкурсах изучать казахский язык. Преподаватель – молодая девушка, плохо говорящая по-русски, по образованию филолог, опыта преподавания точнее, методики для людей в возрасте нет. Сегодня дала заявку на книгу по рекламе в вашей газете, буду изучать самостоятельно. Была бы счастлива, если бы сделали интервью с Кайратом Нуртас.

Ходила на его концерт 7 марта, все сидящие и стоящие места заняты, как поет душевно и какой настоящий батыр, поет только песни на казахском языке с чистейшим казахским произношением. Публика – от бабушек преклонного возраста до юных девочек, моей соседке было 9 лет. Непередаваемая любовь зрителей. Я боюсь за него, талантливым людям в жизни столько преград, а особенно в шоу-бизнесе. Как вы поняли, я его фанат. Он настоящий представитель молодого казахского поколения и я уверена, который ценит обычаи своего народа. В интервью с ним увидите срез мыслей и чаяния молодежи.

Спасибо вам за смелость, а точнее, мужество создания такой газеты.

С уважением, Светлана Укстина, г. Шымкент

Республиканский еженедельник онлайн