«Общественная позиция»
(проект «DAT» №15 (379) от 20 апреля 2017 г.
Спасение утопающих…
За последние несколько лет новости о паводках, прорывах дамб и затоплениях целых населенных пунктов в разных регионах Казахстана стали обыденными. Есть такое выражение: первый раз – случайность, второй – совпадение, а третий – уже факт. Факт того, что наши службы не готовы к предотвращению вполне ожидаемых природных явлений. Наши ЧС-ники больше напоминают деда Мазая – героя стихотворения Николая Некрасова. К сожалению, вместо зайцев в нашем случае страдают люди.
Чтобы внести ясность в картину происходящего, мы попросили прокомментировать складывающуюся ситуацию известного эколога, председателя Экологического союза ассоциаций и предприятий «Табигат» Мэлса Елеусизова.
– Мэлс Хамзаевич, неужели так сложно было предвидеть природные угрозы, которые повторяются каждый год, и почему комитет по ЧС при МВД РК борется с последствиями стихийных бедствий, а не с причинами?
– Это серьезнейшая проблема, связанная, в первую очередь, с непонимаем властей. Я об этом сколько уже говорил, однако ноль внимания. Мною разработаны предложения, все они подходят под эту проблематику, но опять же никакой реакции со стороны ответственных государственных лиц. Складывается ощущение, что им больше нравится бороться с последствиями. В качестве примера можно привести ситуацию с накопителем сточных вод Сорбулак. Там сейчас складывается реальная опасность. И она намного серьезнее, чем это было несколько лет назад. Если прорвет Сорбулак, то не станет Балхашского района. Все смоет. И наводнения, которые сейчас происходят, не пойдут ни в какое сравнение с Сорбулаком.
– Не все видели своими глазами Сорбулак, но многие знают водохранилище Капчагай. Сделайте, пожалуйста, сравнение.
– Объем воды в Сорбулаке составляет миллиард кубометров. Длина Капчагая 120 километров, в котором 14 млрд. кубометров воды. Однако в условиях селя одна частица воды захватывает 55 частей грунта, то есть это будет сравнимо с тремя Капчагаями. Представляете масштаб?! Тогда даже Всевышний не сможет остановить угрозу над населенными пунктами Балхашского, Куртинского и части Илийского районов.
– А как обстояли эти дела в период СССР?
– Тогда было гораздо лучше с пониманием и совершенно другое отношение к таким вещам. В 1990 году я встречался с заместителем председателя Совета министров СССР академиком Абалкиным. Я предложил ему разработанные мной предложения по решению подобных вопросов, которые он утвердил и дал соответствующее распоряжение Совмину Казахской ССР. Это распоряжение включало комплекс мер по строительству канала, работы по очистке воды и ее дальнейшего использования в хозяйственных нуждах.
Если бы Союз не развалился, эта проблема давно была бы решена. А теперь это никому не нужно. Нынешние чиновники от государственной власти считают, что Елеусизов просто так поднимает эти вопросы. Но я еще раз говорю, все мои доводы опираются на науку и конкретные данные. Есть элементарные законы физики, от которых никуда не деться.
Как вы отметили, наши службы не работают на упреждение. В 2010 году я написал письмо на имя президента Назарбаева, он, конечно, на эти письма реагирует, а вот дальше – тишина. Даже было такое поручение на специальном бланке, оно было адресовано тогдашнему министру по ЧС Божко. Но все осталось на прежнем месте.
– Сколько у нас водоемов и дамб, от которых исходят угрозы, и кому они принадлежат?
– В этом вопросе тоже большой бардак. Такие объекты ни в коем случае нельзя передавать в частные руки. Это ни к чему хорошему не приведет. Частник – это капиталист, который, прежде всего, нацелен на извлечение выгоды. Ведь Кызылагаш прорвало, потому что был переполнен водоем. Его хозяин рассчитывал задержать как можно больше воды, чтобы потом ее продавать. В итоге смыло населенный пункт, погибли люди. И таких примеров, к сожалению, очень много. Сейчас Комитет по водным ресурсам начал немного активизироваться, после того как им предоставили такую возможность.
– Какие принимаются меры в отношении их владельцев в случае выявления неподобающего содержания водных объектов?
– В том-то и дело, что не предусмотрено никаких мер. Даже если в законах что-то прописано, то они не работают. Кызылагаш должен был стать уроком, но этого не произошло. Радует, что Комитет по водным ресурсам начал проводить работы по ремонту и отслеживать состояние водоемов, что уже неплохо. Но этого недостаточно, поскольку частную собственность держать под контролем очень сложно. Поэтому надо просто возвращать все водоёмы в государственную собственность. Ведь каждый из них несет большую угрозу.
То, что сейчас происходит, происходило и в прошлом году. Можно было бы упреждать эти угрозы. Не все еще восстановлено от последствий паводков прошлого года. Как обычно, не хватает денег.
– Какие меры упреждающего характера необходимо предпринять, чтобы минимизировать угрозы паводков?
– Меры должны комплексными. Нужно знать географию, проводить съемку, привлекать к этим работам местных жителей, установить уже известные вещи, где раньше проходили паводковые воды. И в этих местах где-то углубить, где-то оградить, где-то прочистить проток. В этой работе также должны быть заинтересованы местное население и бизнес.
Хочу отметить, что дальше будет только хуже. Сейчас идет потепление климата. У государства нет этого понимания. Все считают, что для нас важна экономика, а о том, что природу исковеркали и она будет за это мстить, забывают. Сейчас температура земли поднялась на полградуса. Это всемирное изменение климата и последствия человеческой деятельности. За двести лет промышленного бума сожгли огромное количество угля и нефти. Уничтожили 70% лесного массива на земле. Это все наносит колоссальный ущерб природе. Всего на полградуса поднялась температура земли, а уже такие серьезные проблемы. Уничтожаются посевы, дома, здания, дороги, мосты, гибнут люди.
– Говорят, коллективная ответственность порождает безответственность. Как распределена ответственность между местными исполнительными органами и службами ЧС?
– Местные комитеты ЧС находятся в двойном подчинении. По-хорошему, всеми этими вопросами должны заниматься местные органы, правильно управляя процессами. Однако мозгом этих процессов должен быть комитет по ЧС, который объединили с МВД РК. Я считаю, что это неправильное решение. Должно быть самостоятельное Министерство по ЧС. Потому что министру внутренних дел не хватает времени, у него своих проблем с преступностью хватает.
– Страны с мощной экономикой, такие, как Япония, Италия и другие, после катастрофических стихийных бедствий, которые настигли их несколько лет назад, приходят в себя и быстро восстанавливаются. В Казахстане же даже талые воды создают такие проблемы, что экономика начинает напрягаться. Но ведь тот же Алматы находится в зоне сейсмической опасности. Насколько наши службы смогут адекватно отреагировать, если, не дай Бог, что-то там случится?
– Я вообще не понимаю, зачем Алматы делать многомиллионным городом. В советское время проводилось исследование Академии наук СССР на предмет экологической емкости Алматы. Еще тогда определили, что больше 700 тыс. населения городу нельзя. А сейчас в нем почти 3 млн. жителей. Уже возникают проблемы. В населенных пунктах окраин города проблемы с водой. И эти проблемы будут только возрастать. Концентрация такого большого населения в одном городе – большая ошибка. В Алматы и без того дышать нечем, а тут еще в связи со строительством вырубают много деревьев.
Что касается землетрясения, то из истории мы знаем, что с периодичностью раз в 100 лет в Алматы происходят катастрофические землетрясения. Алматы находится в ряду самых опасных сейсмических зон до 10-11 баллов. После такого землетрясения ничего не останется. Складывается ощущение, что будто все делается нарочно, чтобы уничтожить население. Зачем его расширять, зачем эти небоскребы?! Если случится такое землетрясение, то Алматы станет братской могилой. Власть абсолютно не понимает всей степени угрозы, несущей с собой сейсмическую ситуацию в южной столице. Многоэтажные дома, которые понастроили за последние годы, представляют очень серьезную опасность.
Одна треть людей погибнет, одна треть будет в тяжелом состоянии. Наши службы, в том числе медицинские, не смогут оказать всем помощь. Их здания тоже вряд ли уцелеют. Поэтому такая концентрация жителей в одном городе категорически недопустимо.
В США около 300 млн. населения. А в ее столице Вашингтоне проживает немногим больше 600 тыс. человек. Хотя этот город можно было давно «раскочегарить» до многомиллионного мегаполиса. В отличие от наших, у их властей есть понимание простых вещей.
Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,
«D»
Кстати
Новостные ленты информационных агентств последних дней больше напоминают фронтовые сводки из поля боя.
Azattyq.org – Вчера в городе Актобе начала выходить из берегов река Каргалы. В результате за сутки из расположенных вдоль этой реки сёл имени Кенеса Нокина, Садовое и ряда дачных массивов эвакуировано около 400 человек. Об этом сообщила пресс-служба областного департамента по ЧС.
КазТАГ – Талые воды размыли земляную дамбу в Атбасаре в районе железнодорожного моста. В итоге вода затопила более 200 домов в непосредственной близости от самого моста.
Abai.kz – Из-за весенних паводков в Казахстане уже эвакуировано почти 5 тыс. человек, сообщил вице-министр внутренних дел РК Юрий Ильин. «В целях недопущения гибели населения заблаговременно из населенных пунктов, попавших в зоны затопления, было эвакуировано 4715 человек, из них больше всего в Акмолинской области – это 1340 человек, а также в Актюбинской – 1174, и Костанайской – 200 человек. Затем в Восточно-Казахстанской – 52 человека, Жамбылской – 55, Северо-Казахстанской – 44 человека», – сказал Ю.Ильин на брифинге в понедельник.
Azattyq.org – В пяти областях Казахстана разливы и подтопления продолжатся до конца недели, в связи с чем объявлено штормовое предупреждение, сообщает РГП «Казгидромет». «В период 18–21 апреля на реках Актюбинской, Костанайской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областей продолжатся подъемы уровней воды, разливы и подтопления», – говорится в сообщении, распространенном в понедельник.
По информации РГП «Казгидромет», до 21 апреля на реках Актюбинской, Костанайской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областей продолжится подъем уровня воды, разливы и подтопления.
КазТАГ – «В связи с подъемом уровня воды в реке Ишим проведена заблаговременная эвакуация населения, домашних животных и имущества в населенных пунктах, находящихся под угрозой подтопления», – рассказали в пресс-службе ЧС в среду. Из опасных зон сел Николаевка и Жаргайын Есильского района эвакуированы 114 и 90 человек соответственно.
«В Николаевке люди эвакуированы из 40 домов, также переведены в безопасное место 123 головы скота. Из села Жаргайын 90 человек эвакуированы в село Орнек. Кроме того, в безопасное место перегнали 601 голову скота. Среди эвакуированных – 54 ребенка», – проинформировали в ДЧС.
По данным ведомства, по состоянию на 8.00 утра 19 апреля перелив воды через гребень плотины Сергеевского водохранилища составляет 3 м 29 см.
«В ближайшие дни через русло реки Есиль, протекающей по территориям Есильского, Кызылжарского и Шал акына районов, а также вблизи Петропавловска ожидается прохождение большого объема воды», – предупредили в ДЧС.