Воскресенье , 20 апреля 2025

МИД не для посторонних людей

midkzНедавно Указом главы государства Казыханов Ержан Хозеевич назначен послом РК в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Также Кайрат Абусеитов назначен послом РК в Королевстве Норвегия и освобожден от должности посла РК в Великобритании и Северной Ирландии, посла РК в Ирландии и Республике Исландия по совместительству. Вместе с тем Аскар Тажиев освобожден от должности посла Казахстана в Королевстве Норвегия. Вот о нем и почему его освободили с должности – разговор идет ниже.

Именно с этих слов начал свое выступление глава государства на коллегии в МИДе весной 2011 года, когда объявил о замене Каната Саудабаева на Ержана Казыханова на посту главы внешнеполитического ведомства РК. И что мы сейчас имеем?

О злоупотреблениях в кадровой работе, в том числе при назначениях в загранаппарат министерства, знали если не все, то многие. В наследство новому министру достались десятки сотрудников – «подснежников», тех самых «посторонних людей», которые годами внедрялись (другое слово не подходит, нижеизложенное подтверждает это) в МИДовскую систему. Это не просто бесполезные для госслужбы люди, они по своим моральным качествам оказались слабым звеном в системе национальной безопасности, в обеспечении которой играет определенную роль МИД РК.

Очевидно, что, находясь у его руля, Ержан Казыханов не мог за один-два года очистить от проходимцев авгиевы конюшни своего предшественника. Допускаю, что именно поэтому нынешний министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов слукавил, когда говорил в интервью СМИ о борьбе с «единичными фактами коррупционных нарушений» в его ведомстве. Судя по целому ряду недавних уголовных дел, связанных с мошенниками-дипломатами, речь как раз должна идти о системной коррупции, которая за годы коррозии кадровой службы превратила МИД в «ОПГ-кормушку» (см. газету «Время», июль).

Соответственно, любые попытки скрыть правду лишь подтверждают заинтересованность в сохранении статус-кво иных дипломатов. Чьей, спрашивается, заинтересованности? Статс-секретаря, извините за каламбур? Ответ надо найти, а для этого освежим память некоторыми фактами.

В 2012 году были установлены факты незаконных поборов в МИДе РК, когда тысячи граждан Казахстана и иностранцев заставляли осуществлять излишние выплаты, причем официально, через банки второго уровня, в пользу РГП ХОЗУ МИД за оформление каждой визы. Нескольких сотрудников РоГаикоПыта ХОЗУ МИД весной текущего года «закрыли». Руководитель этой конторы отделался сильным испугом, впрочем, как и предыдущий, в отношении которого в прошлом году было возбуждено уголовное дело.

В апреле 2013 года сотрудники КНБ выявили звено организованной преступной группы (ОПГ) в составе 6 человек в представительстве МИДа в г. Алматы. Если выявленный финансовый ущерб составил 240 млн. тенге, то можно предположить, что не выявленный – в разы больше? Причем результат от выявления незаконной деятельности МИДа – почти никакой. Просто перестали устраивать поборы. Деньги не возвращены потерпевшим, виновные должностные лица, мы не говорим о рядовых клерках, остались на своих теплых местах. Авторитет и международный имидж государства вновь подорваны из-за коррупционеров в МИДе РК.
В 2013 году полицией ФРГ арестованы генеральный консул Казахстана во Франкфурте-на-Майне и один из его сотрудников – за совершение преступления, связанного с крупной контрабандой.

Ныне, похоже, разгорается новый скандал, но уже в Посольстве Казахстана в Королевстве Норвегии, вокруг очередного консула-проходимца, 2-го секретаря Куаныша Агайдарова. С ним, на свою беду, пришлось столкнуться назначенному осенью прошлого года Указом главы государства Чрезвычайному и Полномочному Послу Аскару Тажиеву. Источники в МИДе сообщили, что этого дипломата, прошедшего все ступени карьерной лестницы за 23 года службы в МИДе, «подставили» перед президентом РК первые руководители родного ведомства. Скорее всего, доложили, что создал «проблемы в коллективе» и, вообще, «не справляется»… Теперь послу грозит «освобождение от должности в связи с переходом на другую работу». Но обо всем по порядку.

Эпизод 1 (такой термин употребляют, описывая следствие по деятельности ОПГ, ну, а МИД РК, сами видите…). Недисциплинированность, безответственное, халатное отношение к профессиональным обязанностям – так консул К. Агайдаров зафиксирован в многочисленных объяснительных записках. Более того, консул оказался элементарно нечист на руку, украл оставшиеся после приема в честь дня Независимости РК несколько коробок с более 100 бутылками алкоголя, но потом перед лицом своих товарищей и при их порицании вынужден был вернуть государственное добро. Сие действо также было зарегистрировано соответствующим актом в бухгалтерии Посольства. Как вы думаете, нормальный человек будет возвращать то, что не воровал? Как оказалось, это и даже неисполнение консулом ряда текущих поручений посла по работе, были только «цветочки».

Эпизод 2. Каплей, переполнившей чашу терпения посла А.Тажиева, стало исчезновение на целые сутки К. Агайдарова, о чем немедленно, согласно инструкции, был информирован Центральный аппарат МИДа. Позже консул-невидимка напишет в объяснительной, что «не слышал и не видел звонки посла и своих коллег», а супруга не отвечала на звонки потому, что «закрыла свой счет на мобильный телефон». Самым интересным, но как оказалось, не для наших «компетентных органов», стала картина произошедшего, которая была воспроизведена, в том числе с помощью спецаппаратуры норвежских транспортных властей. Когда К. Агайдаров появился и находился на работе, передвижения закрепленной за ним автомашины с государственными дипномерами были зафиксированы в пригороде г. Осло. За рулем машины находилось неизвестное лицо, вероятнее всего, иностранец?! Вы скажете, что это не члены ОПГ, шаставшие по «малинам»- огородам вокруг Осло, а спецагенты, выполнявшие секретное задание?

Эпизод 3. Спецагент 00 К. Агайдаров выносит домой, в нарушение соответствующих инструкций, 133 папки служебной документации, в том числе с грифом «ДСП», что также зафиксировано актом комиссии Посольства РК в Норвегии. Вы скажете, это он делал для того, чтобы отснять микро-фотоаппаратом содержимое папок на микропленку? Если это так, то для чего?

Эпизод 4. Апофеоз драмы – ЧП, или Пофигизм руководства МИДа РК. Посол Аскар Тажиев поручает сотрудникам забрать у К. Агайдарова ключи от автомашины, входной двери в посольство, опечатать сейф и входную дверь в кабинет консула – для проведения дополнительной проверки его деятельности, согласно приказу Посла и созданной комиссии посольства. Произошедшее далее, как в кино: очко, ой, сердце агента 00 К. Агайдарова сжалось от нехорошего предчувствия, и на следующий день он… сбежал вместе с семьей в неизвестном направлении!

Учитывая, что официального уведомления о появлении К. Агайдарова в Казахстане и зачислении его в аппарат МИДа посольством РК в Осло не было получено, ему с 4 марта этого года в табеле учета рабочего времени сотрудников посольства ставится отметка «прогул». При этом «беглец» замечен в департаменте внешнеполитического ведомства США. Видимо, ходит туда на работу?

В имеющейся у нас копии письма посла от 21 июля 2014 года говорится, что подобные действия сотрудников МИДа могут классифицироваться как «мошенничество», согласно УК Казахстана.

Вы не поверите, но первые руководители МИДа не ответили ни на одно из семи писем посла по указанным ЧП, проступкам и, в целом, беспрецедентный для дипломатической службы ситуации вокруг бывшего консула К. Агайдарова. Полученные от источника в МИДе копии документов (акты посольства, объяснительные К. Агайдарова, заявление бухгалтера по его финансовым задолженностям и др.) также могут подтвердить, что некоторые положения Административного кодекса, этики госслужащего и даже УК РК о «действии/бездействии», «халатности» и др. могут быть применены к ответственным, а правильнее, безответственным, лицам министерства.

Дополнительные штрихи к моральному облику К. Агайдарова дает его «деятельность» в бытность консульского сотрудника в Тайланде. Он и там наследил: уже три года не возвращает казахстанской гражданке А.К. деньги, которые та по ошибке направила ему банковским переводом на оформление паспорта своей дочери (вместо 100 долларов США заплатила в десять раз больше). На этом фоне будет неудивительно, если появится информация о «невнешних сношениях» консульского сотрудника с тайской гражданкой, с определенными «природными» последствиями, причем от ответственности наш герой также… сбежал.

Приведенные примеры незаконной деятельности в подразделениях МИДа, в Алматы, Астане, и, вероятно, в Осло и столицах других государств, где Казахстан имеет если не посольства, то представительства, – это звенья одной цепи – коррупционной. Уверены, существуют и другие латентные правонарушения, о которых мы пока не знаем, но можем догадываться. Самое грустное – такие многочисленные проходимцы-агайдаровы, засевшие в загранучреждениях РК, являются находкой для иностранных спецслужб. Следует отметить, что посол в своих сообщениях ставил вопрос о безопасности посольства, в том числе информационной. В этой связи возникают большие вопросы к специальным правоохранительным органам Республики Казахстан, которые курируют МИД РК.

21 июля Аскар Тажиев написал министру Ерлану Идрисову:

• «Считаю, что действия К. Агайдарова, а также попытки Центра прикрыть их, не только противоречат этике государственной службы, но и нарушают Закон о дипломатической службе и, в целом, законодательство Республики Казахстан. Известные негативные факты в системе консульской службы, выявленные компетентными органами в 2013г., являются системной проблемой, связанной с неразборчивостью и халатностью в подготовке кадров МИДа. Ситуация вокруг К. Агайдарова является тому подтверждением. Вам также известно указание Главы государства о том, что «в МИДе не должно быть посторонних людей». В своей позиции и действиях руководствуюсь именно данной установки Президента РК.»

Получается, за четкое выполнение поручений президента РК первые руководители МИДа подставляют посла? Это, кстати, касается не только кадровой сферы, но и информационно-аналитической работы посольства, объем которой увеличился в три раза, а также поручения по привлечению инвестиций в РК. Так, на информацию-предложение посла от 13.03.2014 года по потенциальному инвестиционному проекту создания солнечной энергетической установки в нашей стране (на сумму около 250 млн. евро) с участием всемирно известной норвежской корпорации Scatec AS, МИД РК не только не ответил, но даже не направил ее в заинтересованные госорганы.

Бахытжан ТОБАЯКОВ,
член Союзов писателей
и журналистов РК, лауреат премии им. А. Букейханова

• P.S.: Редакция «D», публикуя этот материал, не исключает возможных провокаций в отношении Аскара Тажиева или членов его семьи. Дела с моральной чистоплотностью в МИДе РК, видимо, настолько проблематичны, что возникают подозрения о существовании в этом ведомстве хорошо отлаженной системы коррупции, мздоимства и взаимного прикрывательства. Во всяком случае, мы следим за дальнейшим разворотом событий. При необходимости готовы представить документы, которыми располагаем, запрашиваемой стороне.

Республиканский еженедельник онлайн