«Общественная позиция»
(проект «DAT» №26 (390) от 5 июля 2017 г.
Казахстан: ДО И ПОСЛЕ
Вопросы модернизации сознания всегда ставились перед обществом в периоды критического переосмысления вектора развития страны в момент кризиса. Наш народ давно готов к таким деяниям. Уже в начальные годы независимости был некий порыв всех слоев населения. Возрожденное национальное самосознание искало выход в новой национальной идее.
Однако этот порыв не был подхвачен и направлен в созидательное русло, как экономического реформирования, так и ментального позитивного развития нашего народа. Была упущена историческая возможность, а самое главное – время. Из всех стран постсоветского лагеря только Литва, Латвия и Эстония использовали историческую ситуацию народного порыва. Были проведены необходимые политические реформы и осуществлена модернизация экономики.
Сегодня Эстония в три раза превосходит Казахстан по цифре ВВП на душу населения. Латвия и Литва в два раза. И это при полном отсутствии природных богатств и сырья в этих трех странах.
Автору сразу вспоминается и другой пример наиболее удачного рыночного реформирования и модернизации экономики в послевоенной Германии, которую провел Л. Эрхард. Именно его называют автором немецкого экономического чуда. Министр финансов, а затем и канцлер ФРГ, принял страну в 1947 году в руинах и без денег, после уплаты контрибуции победителям. Уже через пять лет проведения реформ страна вышла на показатели довоенного уровня, а к 1957 году значительно превзошла экономические показатели 1939 года и стала развитой страной. При этом снижение уровня безработицы и прочие социальные показатели улучшились кратно. Не будем подробно останавливаться на его методах. (Автор подробно излагал их в статье «Чем мы больны?» в «ДАТе» в 2014 году).
Напомним вкратце тем, что Л. Эрхард проводил метод отставания социальных и иных общегосударственных программ, от реальных темпов рыночных преобразований и роста производительности труда. Как отмечал Л.Эрхард, рост производительности труда должен опережать удовлетворение запросов социума. И если ужимал он социальные расходы населения на 5 марок, то правительственные расходы снижал на 10, в том числе и зарплату министрам. Красной нитью его деяний было создание массовой покупательской способности всех слоев населения. Он рассматривал вопрос стирания амплитудности в «вилке потребительства между бедными и богатыми», как один из основополагающих проблем прогресса, и справедливого социального развития. Л. Эрхард устраивал тысячекратные встречи с народом и различными секторами производства. Повсюду разъяснял свои намерения, и немцы ему поверили. Он всегда считал, что его работа должна строиться исключительно на доверии народа к действиям правительства. «Без вовлечения всех слоев населения страны реформы обречены на провал», – отмечал Эрхард. Свою такую разъяснительную работу среди немцев он называл пропагандистским, информационным сопровождением и экономическим воспитанием. Или, образно говоря, то, что мы сейчас называем государственной программой по модернизации сознания народа.
Назовите сегодня хоть одного министра в Казахстане, который не тысячекратно, как Л. Эрхард, а хотя бы кратно вышел в народ с разъяснительными намерениями. Я не говорю уже о депутатах правящей партии «Нур Отан». Они, подняв себе зарплату до 1 млн тенге, тихо и безрезультатно сидят в Астане, протирая себе известное место.
Напомним еще один пример такого деяния, а именно перестройку в СССР в конце 80-х годов. Тогда партия коммунистов поставила задачу коренной перестройки общественного сознания с известным плюрализмом мнений, новым мышлением по интенсификации экономики и прочей говорильней времен М. Горбачева. Отметим здесь, что, несмотря на наличие четкой исполнительской вертикали на проведение этих экономических и идеологических программ (партком, райком, обком и ЦК республики), намеченные планы не реализовались. Все вылетело в пустопорожнюю и безрезультатную говорильню перестроечных лет. Более того, они дали обратный от ожидаемого отрицательный эффект.
Можно привести и другие исторические парадигмы таких деяний. Все они показывают, что проведение этой фундаментальной работы в период экономического кризиса – трудноисполнимая затея. Встревоженный кризисом и нестабильностью желудок граждан не способен послать перестроечные и модернизационные посылы в мозг (сознание) человека. Как говорят классики философии – «бытие определяет сознание».
Модернизация сознания в части своего практического воплощения очень сложная идеологическая задача. Она не терпит векторного или сегментного пути исполнения. Здесь нужен опыт сферического видения и понимание постепенности и очередности в решении декларируемых задач. И особенно важно, в первую очередь, чтобы в ее исполнительство включились широкие слои населения. А для этого необходима системная, агитационная и разъяснительная работа соответствующих министерств и депутатов. Связано это обстоятельство и с тем, что у казахстанцев выработался некий алармизм (боязнь и невосприятие) по решениям правительства и законотворчеству мажилиса. Слишком много непродуманных ограничительных решений, запретных мер, штрафов, снижение уровня социальных достижений и прочего инициируется сегодня сверху. Доверие к правительству и депутатам упало в настоящее время до минимального уровня.
Поэтому без опоры на прошлые знания, на предшествующий практический опыт никто ничего путного не сделает. Получится очередной словесный понос, обильно вылетающий из трубы госпропаганды, в информационные СМИ. Народ этому уже не верит, а без массового включения всех слоев населения в процесс модернизации будет очередная коммунистическая и горбачевская говорильня. А времени у нас уже нет, мы обильно и безвозвратно украли его у нашего будущего поколения.
Вместе с тем, поставленные сегодня Республиканской общественной комиссией планы по программе модернизации сознания не охватывают такого полного видения вопроса. Шесть направлений в этой работе, на которые указал президент нашей страны Н. Назарбаев, должны дополняться и расширительно реализовываться. Кроме того, необходимо определить постоянный рабочий орган правительства в лице отдельного министерства или Государственной комиссии по модернизации.
Одной из первоочередных задач такой программы модернизации сознания и ее дополнением и расширением, на наш взгляд, должны быть вопросы искоренения пороков нашего социума, врожденных прошлыми, экономико-политическими институтами. У всех народов имеются свои отрицательные и положительные черты. Сильные этносы, и это особенно важно сейчас в эпоху глобализации, стараются целенаправленно обсуждать и выявлять свои недостатки, принимать меры по их устранению. Это становится важной частью внутренней национальной идеи в практических задачах переформатирования сознания и изменения ее в лучшую сторону.
Немецкие гуманисты в своем труде («Письма темных людей») нещадно критиковали недостатки своего народа, разумеется, в целях их искоренения.
О недостатках в нашем народе говорил еще великий Абай. Всем известны его «Слова назидания». Несколько материалов на эту тему были прочитаны мною в подшивках первой казахской газеты («Айқап»), которая издавалась деятелями Алаш-Орды еще более ста лет тому назад. С некоторой осторожностью говорил об этом и наш покойный писатель Герольд Бельгер. Очень хорошо об этом написал С. Куттыкадам в маленьком соответствующем разделе своей книги «Дао Алтая». Обозначают наши пороки и Ермек Турсунов в своих статьях о мелочах жизни.
Но особенно поразили автора настоящей статьи рассекреченные архивы ЦРУ, где нашли свыше 6000 материалов о Казахстане. В этих исследованиях американцев есть материалы и выводы о наших национальных недостатках. Зачем им это понадобилось? Какие цели они этими исследованиями преследовали?
Однако, если обобщить и резюмировать все это вместе взятое, то получится слишком большое, хотя и узнаваемое полотно отрицательных черт нашего менталитета в этой нехорошей номинации. Поэтому в итоге я оставил только то, что обозначалось и совпадало у вышеназванных авторов более двух или трех раз. Итак, перечислим наши несносности или пороки:
1. Трайбализм (к этому в Казахстане сегодня прирастает клановость); 2. Зависть; 3. Лень; 4. Карьеризм; 5. Хвастовство или склонность к понтам. Здесь же наша склонность к всевозможным тоям и юбилеям; 6. Подхалимство к вышестоящему начальству и руководству и соответствующие восхвалительства. В этом мы уже перешли все разумные грани и потолки приличия; 7. Склонность к мздоимству (коррупционерство); 8. Терпеливость, истоки которой берут свое начало еще со времен кочевничества. Сегодня оно с годами сдеформировалась у нас до покорности; 9. А еще мы любим говорить. Мы говорим и по делу, и без дела. Мы изошлись в словах. В результате мы имеем то, что имеем. Вернее, нас имеют.
Разумеется, слабые народы замалчивают свои недостатки. Сильные этносы особенно в период своего становления и суверенизации обсуждают свои темные недостатки в целях их излечения и искоренения. Ведь у нас есть и немало хороших черт. Надо только проводить некоторую многовекторную и идеологическую работу в нужном направлении. Эти задачи должны стать частью нашей национальной идеи в нарастающей эпохе глобализации. Мы должны обеспечить конкурентность сознания нашего народа в этом непростом и соревновательном мире.
У нас сегодня целых четыре министерства, в задачу которых в той или иной мере должны входить вопросы нашего идеологического становления и модернизации сознания. Назовем министров пофамильно: Абаев, Сагадиев, Мухамедиулы, Ермекбаев. Однако их общей, спаянной и целеполагающей работы в этом направлении не чувствуется. Все они в зоне плотной критики наших СМИ. О последнем из названных министров (Н. Ермекбаеве) мало что слышно и видно в нашем сообществе. И все они вместе взятые и персонально крайне далеки от прямого общения с народом. Тем более по обсуждаемому вопросу.
Каждое из вышеназванных недостатков требует своего пристального внимания, расширительного и критического осмысления и мер по их искоренению. Это очень большое поле для размышления и последующей работы по ним.
Возвращаясь к теме нашей статьи, отметим, что если говорить о недостатках, присутствующих в ментальности нашего народа, я бы в первую очередь назвал трайбализм и зависть. Это подчеркивалось во многих материалах в газете «Айқап», которую курировал Миржакып Дулатов (автор стиха-призыва «Оян, қазақ!»). Часто эти названные негативы присутствуют и связываются вместе. «Көре алмаймыз», говорим мы в таких случаях и рассказываем соответствующие анекдоты.
Трайбализм и зависть в Казахстане – явление историческое, реально ощутимое и, к сожалению, живучее. Имеет ли, например, трайбализм какую-то биологическую основу. Анализы по крови не находят различий у казахов по жузовому признаку. Мы единый народ. Однако сегментность продолжает свою историю и, более того, недалекая часть нашей элиты, заботливо разжигает этот огонь в клановых очагах, называя это особенностью нашей истории.
К жузовым трещинам сегодня добавляются клановые раздраи и склоки. С болью об этом говорили наши великие сыны. Еще более восьмидесяти лет тому назад поэт и просветитель нашего народа Ахмет Байтурсынов написал короткое философское размышление на эту тему («Көк есектер»). На наш взгляд, это лучшее, что было написано по поводу трайбализма и зависти.
Вчитаемся, а главное, вдумаемся в него (в переводе автора):
В чем повинен я пред тобой, мой народ?
Почему ты вложил в мою долю измену?
На весах человеческих, в пользу твою,
Не я ли взрастил ожиданье свобод?
И на честь и движение путь указал,
Пролил свет на тропу, на не ближнюю даль.
Говорил, если люди окрестных стран
Устремились в крутую свободную высь,
Не глотай их движения горькую пыль,
С ними вровень скакать по дороге стремись.
К свободе свободный лишь может лететь,
А раб, даже сзади, будет робеть.
Что плохого я сделал тебе, мой народ?
Что богатства твои я на ветер пустил?
Что разрушил и чем я тебя очернил?
За похлебку собака себя продает,
Неужели голодным зачат был твой род?
Недозрелый осел вонь навоза везет,
Млад и стар это все в свою плоть привнесет.
Всем в наследство останется эта печать,
Всех вас будут потом по ней уличать.
В черном гное отцов черный род узнавать,
Всех я вас на весах у судьбы оценю.
Что найду, то все в вашу вину запишу,
И их лица безлицые я сохраню.
И потомкам отдам, как завет, к их суду,
Не ликуйте, то будет истории суд.
На костях вам за зависть и ложь воздадут,
Всех предавших священный и светлый свой дух,
Среди нечистей грязных потом назовут.
Не боюсь я застенков холодной тюрьмы,
И петля, да и смерть от свинца не страшны.
Мне сердцем, прожившим понять тяжело,
Что в ауле своем, что в ауле родном,
Я облаян, укушен был предавшим псом.
Под аулом гениальный А. Байтурсынов понимал, конечно, свою страну. Он был арестован в 1927 году как алашординец. Освобожден по ходатайству Е. Пешковой (супруга М. Горького). Вновь его арестовали в 1937 году и расстреляли. Если вы, читатель, возьмете в руки его сфабрикованное дело, то увидите сами, кто на него доносил. Это были наши известные «зиялы қауым», уважаемые люди, одним словом – свои. Причина их доносительства – трайбализм и зависть. От таких негативных деяний погибли многие наши великие просветители тех времен. По существу, весь цвет нашей зарождавшейся интеллигенции.
Ахмет Байтурсынов свои стихи «Көк есектер» писал в тюрьме, когда с горечью вспоминал тех, кто на него доносил. Скажем здесь еще об одном обстоятельстве: он не назвал имен доносителей, просто обозначил явление – пес (псизм), недозрелый ослизм.
Автор настоящей статьи вырос в далеком мойынкумском ауле Жамбылской области. Мы, жители села, изредка матерились меж собой. Это было нормой, а иногда и производственной необходимостью. Но два слова были тяжелы для сердца казаха, если дело доходило до матовых ситуаций. Это – собака и ишак. Причем собака с оттенком бродячего псизма и измены, и ишак с оттенком тупого осла.
Разумеется, у трайбализма есть и другие составляющие. Это многокомпонентное явление. В частности, иногда нападают на умных остальные (к жузовости примешивается зависть). У нас в стране это принято. Ахмет Байтурсынов был не просто умным, он был интеллектуал, высокой горой в степи. Именно поэтому на него доносили неоднократно, а два раза результативно. В этот же ряд можно поставить и таких выдающихся деятелей, интеллигентов нашего народа, как А. Букейханов, М. Дулатов, М. Ауезов, К. Сатпаев, М. Исиналиев, и многих других. На них аккуратно и многократно доносили.
Трайбализм и зависть не исчезли и сегодня. С болью мы видим её составляющие в нынешних реалиях. Мы зависимы от них. Их пазлы – трещины до сих пор рвут на части единую степь, не давая народу почувствовать себя сильным. Мы уже давно должны перешагнуть через эти трещины и забыть о них.
Вместе с тем большинство наших писателей современности максимально педалируют жузовые и родовые словоискательства, определяя такие свои обращения как нашу национальную особость. Убери такие изыски из их книг, и они превратятся в пустышки. Удивлял автора Г. Бельгер, дававший таким произведениям благожелательные отзывы, тем обстоятельством расширяя круг будущих читателей. Авторитет его как знатока казахской литературы очень высок. Однако понять его доброту можно, за его спиной стоит единая германская нация, сжатая в добротный сплоченный кулак. Немцы забыли уже о своем делении на саксонцев, пруссаков и т.д. и если вспоминают об этом, так только в той ракурсности, чтобы еще более сплотиться в единую аккуратную без трещин скалу – немецкий народ. В громадной, беспрореховой и спокойной тени которой сформировалось современное, модернизированное, германское экономическое чудо.
Одновременно отметим и следующее обстоятельство. У нашего народа есть великолепная черта – широта души. Большой потенциал и у такой составляющей нашей ментальности, как сострадание и родственная боль за свой народ. Особенно ярко это выражается вдали от Родины. При учебе в Ленинграде мы трижды обнимались с любым нашим соотечественником и никогда не спрашивали о жузе, и роде. Мы были едины.
На такой позитивной базе при определенном идеологическом освещении и многовекторной работе названных нами министерств по реализации нашей национальной идеи (в том числе и модернизации сознания) можно легко свести негатив трайбализма, зависти и других недостатков до нулевых отметок. Однако это требует планомерной работы. А пока те, кто заинтересован в нашей разделительности, сидят в довольно упитанной упаковке, в которой легко угадываются закрома нашей богатой Родины. Или все это пущено на самотек, где правят бал родовые и клановые сказители степи.
Сегодня очень важно, чтобы такая местечковость не перешла в сознание нашей молодежи. Мы – взрослое поколение. Наши глаза читали Абая, Пушкина, Ауезова, Айтматова и Толстого. А народ наш уже давно созрел для единства, он жаждет его. Нам необходимо избавляться от своих недостатков. Именно с этого должна в первоочередном порядке начинаться планомерная и объемная работа по модернизации нашего сознания.
Айдар Сеит-кожа СЕЙДАЛИЕВ,