• Казахстан – это самая сильная экономика Таможенного союза и всего СНГ. К такому неприятному для Москвы выводу пришли аналитики инвестбанка HSBC. С этим мнением соглашаются и эксперты Всемирного банка, в его свежем прогнозе развития мировой экономики Казахстану обещают рост ВВП на 6% в год до 2016 года включительно.
Партнеры Казахстана по Таможенному союзу – Россия и Белоруссия – могут только позавидовать. Как, впрочем, и остальные страны СНГ. Как говорят аналитики HSBC, причиной такого роста стали своевременно проведенные реформы, а также отказ от государственного стимулирования экономики и девальвация национальной валюты…
«Давайте прямо скажем, что большие темпы экономического роста в Казахстане – это никакие не институциональные реформы, а прежде всего высокие цены на нефть – основной их экспорт, – считает старший эксперт направления Политэкономия и региональное развитие ИЭП им. Гайдара Сергей Жаворонков. – Было время – в начале нулевых, когда цена на нефть подскочила в несколько раз, казахский ВВП рос и на 25% в год. Потому что население там небольшое, а нефти и газа много. А основы казахской экономики такие же, как и у России – нефть, газ, металлы и уран, это в чистом виде сырьевая экономика. Да, они пытались осуществлять некоторые институциональные реформы, но их результат не очевиден. Например, Астана провела пенсионную реформу, но это дурной пример для подражания. Кроме того, в Казахстане такие же проблемы с правами собственности, как и в России, а если у вас могут отобрать собственность, то вам уже неважно, что там низкая налоговая ставка. Так что я бы не восторгался и не завидовал казахскому росту».
И все-таки, в чем же секрет экономического роста бывшей «братской республики», в чем заключается отличие ее экономики от России, которое позволяет ей расти быстрее? Об этом «СП» спросила «резидента» Казахстана, экономиста Петра Своика.
– Что касается разницы между государственным стимулированием экономки, то я ее не вижу – у вас его нет, и у нас нет. Тенге девальвируется последние три года из-за дефицита платежного баланса, а также потому, что слабеют рубль и доллар, к которым привязана национальная валюта Казахстана. Суть тенге и рубля одинакова – это национальные доллары, так называемая система «кэррэнси боард» – жесткая привязка валюты к американскому доллару, которая существует во многих развивающихся странах. В общем, никаких особых казахских «ноу-хау» нет. Вот только фондовый рынок у нас, в отличие от российского, совершенно не развит и не имеет никакого влияния на экономику, не дает инвестиционной поддержки реальному производству.
– Так откуда же берется 6%-процентный экономический рост?
– Что касается вызывающих зависть 6% роста, причина в том, что сырьевая составляющая в ВВП в Казахстане больше, чем в России – доходит почти до половины. Соответственно, рост цен на нефть, хотя он сейчас и небольшой, дает прирост ВВП, а остальные, не сырьевые секторы, растут гораздо меньше 6%. Единственная отрасль – торговля, которая даже опережает нефтянку и растет на 15-10% в год.
– А что вы скажете насчет пенсионной реформы, которую в отличие от России уже провел Казахстан?
– Пенсионную реформу мы провели по рекомендации Всемирного банка. Помимо солидарной (государственной), ввели накопительную пенсионную систему, которая, как предполагалось, впоследствии заменит государственную. Но она ничего не заменила и только создала дополнительные проблемы. Во-первых, в ней участвует не больше половины всего трудоспособного населения Казахстана, поэтому солидарную систему до сих пор приходится сохранять. А во-вторых, накопительные деньги вкладываются в государственные бумаги, которые специально для этого и выпускаются, то есть финансирование процентов по накопительным пенсиям идет из того же бюджета.
В итоге с этой пенсионной реформой мы оказались, мягко говоря, в одном мягком месте, и сейчас правительство не знает, что делать с пенсионными деньгами. Там их 23 млрд тенге, и большая часть хранится в гособлигациях, то есть – этих денег практически нет. Также мы провели самую радикальную и быструю реформу ЖКХ – полностью сняли его с бюджетных дотаций, передав в частные руки… И до сих пор мучаемся с жилищным хозяйством. Так что эти сведения, что Казахстан очень здорово живет, сильно приукрашены.
– Какова доля импортных товаров и продуктов в Казахстане?
– В ВВП Казахстана чистый экспорт составляет до 45-48%. Если к этому прибавить транспорт, энергетику, строительство, которые обслуживают этот экспорт, то получится, что внешний вывоз формирует до 3/4 национального ВВП, а практически всю оставшуюся долю ВВП формирует импорт. Проще говоря, экономика Казахстана производит то, что страна не потребляет, а она потребляет то, что экономика не производит. Почти все производство работает на экспорт, а население живет на импортных товарах и продуктах. И это, если быть кратким, самое главное качество нашей экономики.
– Как у вас обстоят дела с несырьевыми секторами экономики, правительство занимается их развитием?
– В 2008 году, сразу после кризиса, правительство Казахстана приняло программу Форсированного Индустриально–инновационного Развития, которую прозвали «семилетка ФИР». В этой программе запланирован целый ряд показателей, улучшающих экономическую структуру экономики из года в год – в сторону сокращения сырьевой зависимости и увеличения доли несырьевых отраслей. Например, доля обрабатывающей промышленности по этой программе должна была вырасти до 13% ВВП, ВПК (военно-промышленный комплекс) должен был подняться на 3–4% от существующего показателя роста.
Причем, нынешний 2014 год – это последний срок исполнения программы ФИР, но скажу вам честно, что ее показатели все эти годы не выполняются и не будут выполнены. Ни доля несырьевых секторов в экономике, ни производительность труда в республике не растут. Дошло даже до того, что в прошлом году Государственная служба статистики просто перестала вести мониторинг показателей по этой программе – смысла нет. В общем, мы закатились в сырьевую нишу основательно, гораздо сильнее, чем Россия.
– Премьер Медведев на днях заявил, что Россия попала в ловушку среднего дохода, потому что зарплаты росли быстрее производства. А у вас как с этим дело обстоит?
– Сегодня средняя зарплата в Казахстане в валютном выражении составляет до 700 долларов в месяц (23 100 рублей), а в образовании, здравоохранении и сельском хозяйстве намного меньше – порядка 400 долларов (13 200 рублей), средняя пенсия около 250 долларов (8 250 рублей). А цены в магазинах у нас примерно такие же, как и в России, и Алматы не дешевле Москвы, хотя зарплаты там, конечно же, выше, но ненамного. Однако в целом разницы между уровнем жизни в столице и в регионах практически нет.
При этом потребительские товары, как я уже говорил выше, почти на 100% импортные, а продукты – больше чем наполовину привозные. Так что особой разницы между Россией и Казахстаном я не вижу – это классические сырьевые страны. У нас просто население меньше, а понтов больше, и есть умение создавать о себе положительное мнение за пределами республики – вот и весь секрет.
Сергей ГЛАДУНОВ,
Svpressa.ru