Назарбаев и власть – «МОГИЛЬЩИКИ» языка и духа

Заголовок никого не должен шокировать. Назарбаев – мой президент. Я его люблю не меньше любого нуротановца, если не больше. Вслед за М. Нарикбаевым я могу сказать: «Если понадобится, я за президента жизнь отдам». Так что у меня с любовью к президенту и патриотизмом все в порядке.

Все великие народы мира знают значение и роль родного языка. Обратимся к М.Хайдеггеру: «Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища. Язык есть просветляющее – утаивающее самого бытия. Язык есть дом бытия, живя в котором человек экзистирует, поскольку, оберегая истину бытия, принадлежит ей».

Ему вторит и президент России Д. Медведев 6 июня в день рождения А.С.Пушкина – в день русского языка высказал великую мысль: «Язык – геном нации». Не только сами первые руководители России, но и их супруги пропагандируют, радеют за русский язык, русскую культуру. А у нас все наоборот. Мне кажется, в семье нашего президента только он сам и умница Дарига в полном объеме владеют государственным языком. За двадцать лет ни Сара Алпысовна, ни Рахат Алиев, ни Тимур Кулибаев ни разу не выступили на казахском. Любопытно, на каком языке считает свои миллиарды Т.Кулибаев? Если он считает свои деньги на русском языке, значит, все его деньги – деньги России, если на английском, то США, а если на казахском – то деньги кровные. Деньги тоже любят язык. Вся земля казахская, все элементы таблицы Менделеева в недрах Казахстана – обязаны «говорить» на казахском. Таков закон везде в мире.
Могут сказать, «что позволено Юпитеру, не позволено быку», то есть молчи, но это экстраполяция на все общество. Если утром в Астане чихнет Назарбаев, то после обеда будут чихать во всем Казахстане.

Если у нас в стране за все отвечает президент, то он должен отвечать за государственный язык. Политика, «как бы чего не вышло», беспомощность, трусость казахской власти в языковой политике больно ударяет по самолюбию казахов. Из-за 23% русских, живущих в Казахстане, чтобы им было комфортно, из-за боязни «русского фактора» Назарбаев и казахская власть держат всех казахов в духовном рабстве, искусственно препятствуя функционированию казахского языка.

20 лет казахи живут в так называемой «независимости», но не бывает независимости народа, государства без независимости языка. Казахи до сих пор не могут жить в стихии родного языка. То, что сейчас худо-бедно существует казахский язык, – это не благодаря Назарбаеву и казахской власти, а вопреки им. Скоро к юбилею власть будет бить фанфары – вот, мол, мы добились больших успехов в духовной сфере – язык развивается, «Мәдени мұра», сколько казахских школ открыли, у казахов раньше никогда ничего такого не было, и все это благодаря нынешней власти!

Власть оторвана от народа, не знает реальной ситуации. Сейчас все население страны в основном говорит на русском, оно, как Назарбаев, говорит «на понятном всем языке». Странная вещь: увеличивается численность казахов – увеличивается число носителей русского языка; вроде бы увеличивается число казахских школ – а в вузах, наоборот, растет количество обучающихся на русском. В этом учебном году 1 сентября в одной из школ Алматы в 1-й класс с русским языком обучения принято 74 ребенка, из них 65 – казахи («Жас Алаш»). Вот «величие», самосознание казахов! За двадцать лет в Казахстане выросла такая поросль казахов, которая не только не знает свой язык, но и стесняется быть казахами, им неловко за свою азиатскую внешность.

Ушлый Ю.Кирициянов («Аргументы и факты») ехидно спрашивает: «Кто вам, братья-казахи, мешает говорить и писать по-казахски, читать казахскую литературу?». Ответ очень прост: Назарбаев и казахская власть, поистине они и есть «могильщики» казахского языка и духа. В каком нормальном государстве люди могут сидеть десятилетиями во власти, не зная государственного языка? А.Жаксыбеков, М.Та­жин, Е.Идрисов, Е.Ертысбаев и многие министры, депутаты – это нонсенс, карикатура на казахов. Депутату Плохих, извините, Нехорошеву зачем изучать казахский, если сами казахи ни в зуб ногой. Бывшие коммунисты, комсомольцы, сталинисты, атеисты, русофилы, нет, скорее всего, русофобы во власти далеки от духовности, не понимают роли языка в жизни народа, государства.

Хороша и приближенная к власти так называемая «казахская интеллигенция». А.Кекильбаев, Н.Оразалин, С.Абдырахманов («Егемен Қазақстан») по определению везде и всюду понимают тебя или не понимают, обязаны говорить только на казахском, но они со смачным казахским акцентом дают интервью на русском, чтобы другие (о ужас!) не подумали, что они не знают русского языка. А здоровая часть казахской интеллигенции давно отвернулась от Назарбаева, занимает пассивную, выжидательную позицию, она пуглива, ждет, когда уйдет Назарбаев, зная, пока он у власти, казахам не видать родной язык, как собственных ушей.

Среди русского населения страны власть пустила слух: «Если уйдет Назарбаев, на его место придет националист, будет хуже». Ничего подобного, это сказки, на дворе XXI в. – дураков нет. Хуже точно не будет.

Кстати, о преемнике Назарбаева. Ни Кулибаев, ни Масимов по понятию не могут быть президентами, они элементарно не сдадут мне, профессору, экзамен по казахскому языку. Называю первые пришедшие на ум имена кандидатов в президенты – У.Кайсаров, А.Байменов, И.Тас­магамбетов, М.Кул­-Мухаммед, А.Косанов, Ж.Куа­нышалин, З.Батталова, К.Кушербаев, Б.Сапарбаев и много других неизвестных людей в АП и министерствах, но с одним условием – все они должны прослушать мою минимум двухчасовую лекцию по философии существования и управлению государством. Казахская земля богата талантами, вот и задача у Назарбаева – найти казахского Путина среди них.

Теперь малость о логическом и историческом в казахско-русских отношениях, менталитетах. Колониальное прошлое так сильно отразилось на психологии казаха, что для него существует только один старший родной брат – русский. Казах горделив, несмотря на свою убогость, он не признает ни немца, ни француза, ни китайца, ни американца – они все равны ему. Но только стоит появиться русскому, от былой гордости ничего не остается. При виде русского казах настораживается, стушевывается, мгновенно появляется страх и трепет, начинает заикаться и сразу переходит на русский язык. В русском человеке казах видит своего Хозяина. Наверное, депортация народов в Казахстан также сильно повлияла на казаха. Казах видит, ощущает, как на его глазах, на его землю русский загнал немца, поляка, корейца, чеченца и др., значит, русский сильный, самый главный, он Барин. Для казаха Russisch uber alles, то есть русский превыше всего! Единственное, чего казах не приемлет у русского, – это то, что русские едят свинину.
Казах, если ты хочешь подражать во всем русскому, учись до конца! Любви к родному языку. Если ты будешь любить родной язык, как русские любят, ты тоже будешь великим.

Иман Валерия Порохова пишет: «…Всякое властное образование, всякая государственная структура, всякая политическая формация имеет строго означенное пространство, ограниченное рамками географии, времени, научно-технического процесса и, наконец, национального менталитета, причем каждая из них эволюционирует и потому со временем уходит в небытие за ненадобностью. Единственное пространство, не подверженное материальному эволюционированию, это культовые чувства верующего человека, вдохнутые в него Творцом нашим и заложенные в нем навечно». Язык тесно связан с религией. Православие ассоциируется с русским языком, Ислам – с казахским. Пока казахский язык не будет функционировать на должном уровне, религиозный экстремизм будет возрастать. Этого не понять Назарбаеву и казахской власти! Профессор А.Косиченко недавно писал: «Нужно иметь в виду, что государство отделено именно от религиозных объединений, а не от религий. Абсурдно требовать полного отделения государства от религий, потому что это – то же самое, что отделение государства от общества. Я считаю, ничего страшного не произойдет, если в нашей стране появятся законодательные нормы, устанавливающие предпочтительные отношения государства с доминирующими конфессиями – исламом и православием. Но при этом должно быть юридическое равенство между религиями, которое позволит построить религиозное многообразие». А каковы на эту тему мнения «выдающихся мыслителей» Г.Есима и А.Кодара, всем хорошо известно.

О загадочной русской душе. Казахи XIX–XX вв. хорошо разбирались в русском менталитете, чем нынешние казахи. Казахи не читают на казахском и не знают много интересного и поучительного. Применительно к нашей действительности – захочет русский учить казахский язык, он будет учить, а если не захочет, то на фиг ему твой долбанный казахский. Чтобы понять русскую душу, читайте русских философов – Н.Бердяева, В.Соловьева, А.Дугина и других.

Для Кремля назарбаевы, каримовы, рахмоны – «подбрюшина», «меньшие братья», «тупики непослушания». Поэтому евреи А.Солженицын, а-ля Жириновский тонко чувствуют менталитет русских и на чувствах играют. Если Россия по футболу проиграет Германии – пойдет, нормально, а если проиграет Японии – это уже унижение, поэтому русские фанаты в Москве избивали всех азиатов подряд, в том числе и трех казахов. Даже естественный переход Ю.Жиркова в дагестанскую «Анжи» русские подсчитали как предательство. Вот прибалты всю жизнь «воюют» с русскими. Они все время пишут, жалуются: «Русские не хотят учить язык. Для них нужно – колбаса, хлеб, жилье и водка. Если этого нет, то Чемодан – Вокзал – Россия. А оттуда Большой русский кулак, то есть русские танки».

Путин прекрасно знает, что азиаты любят комплименты, поглаживания, как им приятно, когда их хвалят: «Для Казахстана Нурсултан Назарбаев – исторически уникальная фигура. Ведь у казахов в том виде, в котором сейчас складывается государственная структура, никогда государства в этом смысле не было (?!). Он не просто первый президент, он – создатель казахстанской (?) государственности». Какой пассаж?! Это бальзам на душу Назарбаева и, конечно, «соловья», «великого историка и политолога» Иртышбаева.

В Кремле древнюю историю казахов знают гораздо глубже, чем все акординские советники Назарбаева вместе взятые. Так что казахам необходимо открывать у себя Институт изучения России, русоведение, Институт изучения Китая, США и т.д. Русскому сербы ближе, чем армяне или грузины, хотя они все христиане. Вина армян и грузин в том, что они – кавказцы. Кавказ – заноза в теле русского, собака на сене. Турки, арабы, казахи – для русских «басурмане». Среднестатический русский более уважительно относится к узбеку, чем казаху, так как узбек никогда не предаст язык, душу, у него сильно развито самосознание.

Мало кто знает, что великий русофил Абай в конце жизни разочаровался в национальной политике царской России. Олжас Сулейменов так сильно печется о русских, боится исхода русских из Казахстана. Олжас көке! Кто хотел уехать, давно уехал, кто не хочет уезжать, без вашей медвежьей услуги русские сами разберутся, уезжать или не уезжать. Казахи судят своего министра Ж.Доскалиева, читают приговор на русском языке! Значит, он не виновен. Почему приговор не читают на казахском! Позор казахам.

Когда Назарбаев выступает на русском, такое чувство, что он обращается к абстрактной аудитории, где нет места казахам, а когда выступает на казахском – такая умиротворенность, мол, казахи, терпите меня, все будет хоккей. Любимые слова Назарбаева – «межнациональное согласие», «стабильность». Хорошо. Но какое это имеет отношение к казахскому языку? По-Назарбаеву казахи должны жертвовать языком, душой, чтобы были тишь и гладь, чтобы другие народы не обиделись, казахи должны говорить на русском.

Со своей страусиной политикой, пряча голову в песок, казахская власть как будто нерешенные проблемы в области языковой политики представляет как угрозу общественно-политической стабильности страны. Власть сама создает себе проблему, угрозу.

Весь мир смеется над казахами – итальянцы, французы, арабы, турки и другие удивляются, почему в Казахстане казахи говорят на русском. Президент итальянской компании «Ренко» Ривальдо Гаспарини пишет: «Я объездил 141 страну мира. Среди них я увидел убогий народ, который, живя на родной земле, не может говорить на родном языке. Этот народ – казахи».

Государственная власть, не признающая международный стандарт функционирования государственного языка, – незаконна, вне закона. Кто не понимает и не хочет понимать, объясняю на пальцах: во всем мире государственный язык – язык насилия, язык принуждения. Попробуй не знать русского языка в России, не только потеряешь работу, но и лишишься собственной головы и жизни. Только в Казахстане трусливая, беспечная власть боится собственного же родного языка!

Власть в Казахстане не понимает историческое смысломесто казахского этноса, его уровень этнокультурного развития в современном мире. Казахская власть сама тормозит внедрение казахского языка как государственного, она стонет, остерегаясь люстрации как радикального решения.

Русский язык велик и могуч. Но он – язык русских, язык другого государства! В идеале русский язык для казахов должен быть таким же иностранным языком, как английский, китайский. Дух народа креативен на родном языке, «истинно великое создается только на родном языке» (Гегель).

Хочу закончить, перефразируя хадис: «О, Аллах, прости Назарбаева и казахскую власть, ибо они не знают Истину».

Нұртас ИМАНҚҰЛ,

доктор философских наук,

Астана

Республиканский еженедельник онлайн