Месяц назад в СМИ прошла информация о том, что более 100 жителей Мясницкой улицы и Чистопрудного бульвара Москвы обратились к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву с жалобой на казахстанских дипломатов. Они утверждают, что сотрудники посольства обманывают их уже 15 лет и не предоставляют им другого жилья.
Так, российская газета «Известия» писала, что в своем обращении к Нурсултану Назарбаеву жильцы двух многоквартирных домов в центре Москвы просят президента Казахстана поставить точку в истории с их расселением, которая тянется еще с конца 1990‑х годов.
• «Просим Вас принять меры и не допустить прекращения расселения жителей дома 30, стр. 3 по ул. Мясницкой и дома 1А/4 по Чистопрудному бульвару, финансирование которого запланировано бюджетом Республики Казахстан», – пишут жильцы, сообщает издание.
Жильцы напоминают, что о скором расселении москвичей представители Казахстана неоднократно сообщали префекту Центрального округа Москвы Сергею Байдакову. В частности, одно из обращений к чиновнику поступило 9 февраля 2011 года. В нем говорится, что в ближайшее время состоится «переезд жителей на подобранную жилую площадь в соответствии с нотариально заверенными согласиями».
Однако, жалуются москвичи, после этого расселение было приостановлено послом РК в РФ Галымом Оразбаковым без объяснения причин, а вскоре управляющий делами посольства Талгат Турлыбаев заявил, что расселение прекращено и не будет продолжено.
«Посольство Казахстана лишило жителей права переселиться в дом на специально выделенном правительством Москвы земельном участке, что оказалось первой пощечиной москвичам. Если переселение будет окончательно прекращено, то это станет очередной пощечиной и поставит под сомнение дружественный характер российско-казахстанских отношений», – утверждают жильцы.
«Злоключения жильцов дома на Чистых прудах начались в 1993 году, когда правительство Москвы издало постановление о передаче здания по адресу Чистопрудный бульвар, 1А/4 посольству Казахстана для дальнейшего размещения там резиденции президента Нурсултана Назарбаева.
Специально для этих целей правительство Москвы выделило посольству Казахстана участок земли в Переведеновском переулке, около станции метро «Бауманская». Там должны были построить дом для жителей с Чистопрудного бульвара.
В 2003 году правительство Казахстана на собственные средства и с помощью столичной компании ООО «Стройтехмонтаж‑9», дочерней компании риэлторской фирмы «Пересвет-Инвест», благополучно возвело в Переведеновском переулке дом. В 2004 году префект Центрального округа Москвы Сергей Байдаков сдал его в эксплуатацию.
Однако уже в 2005 году этот дом был неожиданно продан, поэтому переселять жильцов с Чистопрудного бульвара стало некуда. По словам жильцов дома, они обратились с жалобами на посольство Казахстана и к властям Москвы. После этого состоялось собрание, где были представители посольства и префектуры. Жильцов было решено переселять на Ходынское поле.
В 2007 году, несмотря на обещание дипломатов Казахстана, жильцов никуда не переселили. Люди обратились с очередной жалобой – на этот раз в прокуратуру, к тогдашнему президенту Владимиру Путину и в Министерство иностранных дел.
В августе 2010 года претензии к посольству Казахстана появились и у правительства Москвы – оно подало иск в Арбитражный суд Москвы, требуя выплатить долю с продажи дома в Переведенском переулке в городской бюджет. Однако казахстанские дипломаты платить отказались, а суд постановил, что срок давности по иску уже истек.
Ситуация вокруг дома на Чистопрудном бульваре остается до сих пор непонятной. Жильцов не устраивает неразбериха, из-за которой они уже больше 15 лет ограничены в своих правах – постановление правительства Москвы вынудило их все эти годы отказываться от выгодных предложений по продаже квартир», – пишут «Известия».
«Известия» сообщают, что посольство Казахстана в России стало жертвой аферистов и что МВД РФ возбудило уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере, в результате которого Казахстан лишился будущей резиденции Назарбаева в центре Москвы, а казахстанская дипмиссия – 120 млн рублей.
Пролить свет на эту темную историю редакция «ДАТа» попросила Серикболсына Абдильдина, который в 90‑е годы прошлого века работал представителем Совета Министров Казахской ССР при Совете Министров СССР.
– Вопрос о том, что в Москве надо создавать Казахстанский культурно-торговый центр, обсуждался и решался, когда я работал в Москве, – подтвердил Серикболсын Абдильдаевич. – Я многих знал из Госплана, Совета Министров СССР, ЦК КПСС и оперативно решал этот вопрос. Это угловой дом на Чистопрудном бульваре, в сторону метро «Киевская». Здание, которое примыкает к гостиничному комплексу постпредства, в реставрированном виде должно было завершить архитектурный ансамбль. Реконструкцию должен был провести генподрядчик, Минатомэнергопром, в соответствии с планом на 1990 год.
В культурно-торговом центре предполагалось открыть конференц-зал, большую библиотеку, залы для демонстрации фильмов и выставок.
Тогда председателем Моссовета был Виталий Сайкин. Я его знал с тех пор, как он еще работал директором автозавода имени Лихачева. А первым секретарем Московского горкома КПСС был Борис Ельцин. И по долгу службы я часто общался и работал с первыми руководителями московской власти.
Так вот, я договорился с Сайкиным о расширении площади казахстанского постпредства. Он попросил лишь об одном: чтобы для отселяемых жильцов, а это было 13 семей, добился пересчета жилищной площади за счет фонда Казахстана в г. Москве. Я это решил оперативно.
Тогда председателем Совета Министров Казахской ССР был Нурсултан Назарбаев. Я с ним согласовал, и мы подписали документ о том, что из фонда Казахстана снимается столько-то тысяч квадратных метров и передается Моссовету для обеспечения расселения жильцов. Деньги были получены, переселение должно было быть в рамках Бауманского района. Переселением занимался Николай Николаевич Гончар. Он сейчас депутат Государственной думы. Я с ним был в очень хороших отношениях, поэтому все вопросы решали оперативно.
Мы занимались не только организацией культурно-торгового центра. Ведь еще надо было наполнить его торговую часть. Поэтому я договорился с соответствующими людьми, чтобы под Москвой взять землю, организовать конеферму. Было решено первый этаж центра отдать нашим поварам, чтобы москвичи и гости столицы могли отведать бесбармак, казы, кумыс, другие национальные блюда. Мне предложили подмосковный совхоз «Сельская жизнь». Как ни странно, директором его оказался казах. До этого он работал в этом хозяйстве главным инженером, а когда началась демократия, выборность руководителей, он выиграл на альтернативных выборах и стал директором совхоза. Мы с ним согласовали все вопросы по организации конефермы. Я договорился и с тогдашним министром сельского хозяйства Казахской ССР Балташем Турсымбаевым. Он дал задание отобрать в Уральской области 60 голов кобыл, чтобы перевезти их в «Сельскую жизнь».
Все вопросы с расселением 13 семей должны были закончиться тоже с планом 90-го года. В мою бытность представителем Совмина Казахской ССР в Москве все вопросы относительно расселения были решены окончательно и бесповоротно. Контроль за исполнением решений я поручил Исе Алиевичу Алиеву, который исполнял функции управляющего делами представительства.
Стоимость квадратного метра жилья в Казахстане была ниже, чем в Москве. Мы пересчитали на эту стоимость деньги и сняли их централизованно. На тот момент никаких вопросов относительно дополнительных денежных средств не могло возникнуть.
Кстати, если у вас есть подшивка «Ленинской смены», то в 44‑м номере этой газеты за 1990 год было опубликовано мое интервью по этому поводу. Статья называлась «Обратная связь».
В Москве я проработал более трех лет. Туда был направлен после декабрьских событий 1986 года, чтобы я наладил отношения с московскими властями. В марте 1990 года были выборы, я стал депутатом Верховного Совета Казахской ССР на альтернативных выборах. Я и до этого очень просился вернуться в Казахстан.
– А как после вашего возвращения на родину обстояли дела с переселением 13 семей с Чистопрудного бульвара?
– Когда я переехал в Алма-Ату, все, что было сделано нами, затухло.
– Как бы вы прокомментировали нынешнюю ситуацию с обращением москвичей к президенту Казахстана?
– Все остальное, что делали после меня наши послы, на мой взгляд, просто граничит с коммерцией. Они дополнительно хотели свои карманы набить, что очень часто встречается среди наших дипломатов. К великому сожалению, дипломаты сейчас стали больше заниматься бизнесом, а не политической дипломатией. Конечно, кто-то «нырнул» в этот карман и получил дополнительные деньги из бюджета Казахстана, построил жилье, распродал и разбогател. Это я не исключаю. Но кто это сделал – затрудняюсь ответить.
Единственно, что хотел бы сказать. После меня постоянным представителем в Москве был Валерий Батаевич Темирбаев, но он пробыл в этой должности не долго. Это кристально честный человек. Последующих послов я тоже знаю, многие из них со мной дружили, независимо от того, что мы с Назарбаевым уже были на разных берегах. К их чести, они общались со мной, невзирая на сиюминутную политическую конъюнктуру. Некоторые из них даже приглашали меня остановиться в нашей гостинице в Москве. Когда я был председателем Верховного Совета, с этим проблем не было. А когда стал первым секретарем ЦК КПК, условия моего проживания во время командировок в Москву обеспечивала КПРФ. Я и не заглядывал в посольство. Отслеживать ситуацию у меня и надобности-то не было.
Когда покойный Алтынбек Сарсенбаев вернулся из Москвы, где он был послом Казахстана в России, как-то при встрече он мне сказал: «Серикболсын Абдильдаевич, в Москве до сих пор помнят, как вы поднимали работу в постпредстве, что вы хотели сделать.
Но все это потом насмарку пустили».
… Месяц назад жильцы Чистопрудного пикетировали здание посольства Казахстана в России.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»