Понедельник , 7 июля 2025

Нефть обновила пятилетний минимум. Стоимость Brent и Urals приблизилась к уровню $66 за баррель

8 декаб­ря сто­и­мость евро­пей­ских сор­тов неф­ти Brent и Urals обно­ви­ла пяти­лет­ний мини­мум, сни­зив­шись к уров­ню $66 за бар­рель. Паде­ние коти­ро­вок про­ис­хо­дит из-за опа­се­ний замед­ле­ния тем­пов роста миро­вой эко­но­ми­ки, а так­же в свя­зи с рас­ту­щи­ми объ­е­ма­ми добы­чи неф­ти в мире.

В резуль­та­те рез­ко­го сни­же­ния в самом нача­ле сего­дняш­них тор­гов коти­ров­ки евро­пей­ских сор­тов неф­ти при­бли­зи­лись к уров­ню $66 за бар­рель. В 15:00 по мос­ков­ско­му вре­ме­ни сто­и­мость севе­ро­мор­ской Brent на спот-рын­ке, по дан­ным Bloomberg, опу­сти­лась на 2,7%, до отмет­ки $66,37 за бар­рель, обно­вив пяти­лет­ний мини­мум, уста­нов­лен­ный 1 декаб­ря. Мно­го­лет­ний мини­мум обно­ви­ла и рос­сий­ская нефть Urals, поде­ше­вев­шая до $66,30 за бар­рель. За пять дней цены на евро­пей­ские сор­та неф­ти обва­ли­лись почти на 8%. К 17:00 цены ста­би­ли­зи­ро­ва­лись воз­ле отмет­ки $66,7 за баррель.

Нефтяной инстинкт

27 нояб­ря ОПЕК отка­за­лась сни­жать кво­ты — за счи­та­ные часы цены на нефть рух­ну­ли на 7%, но это лишь эпи­зод эко­но­ми­че­ско­го сдви­га тек­то­ни­че­ских мас­шта­бов. Впе­ре­ди, похо­же, пере­ход к эпо­хе деше­вых угле­во­до­ро­дов­Сни­же­ние цен на нефть про­ис­хо­дит на фоне опа­се­ния ухуд­ше­ния пер­спек­тив роста миро­вой эко­но­ми­ки. Сего­дня рей­тин­го­вое агент­ство Fitch пони­зи­ло про­гноз роста гло­баль­ной эко­но­ми­ки на теку­щий год и на после­ду­ю­щие два года на 0,1 про­цент­но­го пунк­та по срав­не­нию с сен­тябрь­ским про­гно­зом. Соглас­но обнов­лен­но­му про­гно­зу, рост миро­во­го ВВП в 2014 году оста­нет­ся на уровне про­шло­го года (2,5%), а затем уско­рит­ся до 2,9% в 2015 году и до 3% в 2016 году. В таких усло­ви­ях инве­сто­ры опа­са­ют­ся сни­же­ния потреб­ле­ния неф­ти в мире. Соглас­но про­гно­зу Меж­ду­на­род­но­го энер­ге­ти­че­ско­го агент­ства, потреб­ле­ние неф­ти в мире в нынеш­нем году долж­но воз­рас­ти на 680 тыс. бар­ре­лей в сут­ки, до 92,4 млн бар­ре­лей, это самый низ­кий уро­вень за послед­ние пять лет. В 2015 году ожи­да­ет­ся рост спро­са на нефть на 1,1 млн бар­ре­лей в сут­ки, до 93,6 млн баррелей.

Почему цена на нефть начала падать

1 декаб­ря паде­ние коти­ро­вок про­ис­хо­ди­ло в свя­зи с реше­ни­ем ОПЕК не менять кво­ты на добы­чу неф­ти, а так­же из-за сни­же­ния дело­вой актив­но­сти в круп­ней­ших потре­би­те­лях сырья — евро­зоне и Китае­При этом пред­ло­же­ние на неф­тя­ном рын­ке толь­ко рас­тет. По дан­ным (МЭА), в октяб­ре миро­вой объ­ем поста­вок неф­ти вырос на 350 тыс. бар­ре­лей в день, до 94,2 млн бар­ре­лей. В годо­вом выра­же­нии рост объ­е­ма поста­вок соста­вил 2,7 млн бар­ре­лей в день. Это свя­за­но с тем, что годо­вой рост объ­е­ма добы­чи в стра­нах, не вхо­дя­щих в ОПЕК, в раз­ме­ре 1,8 млн бар­ре­лей в день сопро­вож­дал­ся повы­ше­ни­ем уров­ня поста­вок из стран-чле­нов неф­тя­но­го картеля.

В таких усло­ви­ях ана­ли­ти­ки бан­ка Morgan Stanley были вынуж­де­ны ухуд­шить про­гноз сред­них цен на нефть мар­ки Brent на 2015 год с $98 за бар­рель до $70. Ранее свои про­гно­зы по неф­тя­но­му рын­ку сни­зи­ли экс­пер­ты бан­ков BNP Paribas, Credit Suisse, Barclays, UBS.

Соди­рек­тор ана­ли­ти­че­ско­го отде­ла “Инвест­ка­фе” Гри­го­рий Бирг в эфи­ре “Ъ FM”: “На послед­нем засе­да­нии ОПЕК стра­ны, вхо­дя­щие в союз, реши­ли не сни­жать кво­ты по добы­че неф­ти. На самом деле, по фак­ту, неко­то­рые стра­ны пре­вы­ша­ют кво­ты, и фак­ти­че­ский уро­вень добы­чи пре­вы­ша­ет 30 млн бар­ре­лей в сут­ки. В то же самое вре­мя спрос на нефть ОПЕК по про­гно­зу кар­те­ля состав­ля­ет 29,5 млн бар­ре­лей в сут­ки. Таким обра­зом, кар­тель созна­тель­но пошел на то, что­бы сохра­нить пере­из­бы­ток пред­ло­же­ния, и это в свою оче­редь ока­зы­ва­ет дав­ле­ние на нефть. Я не исклю­чаю крат­ко­сроч­ное паде­ние до $60 за бар­рель, одна­ко в бли­жай­шее вре­мя цена на нефть долж­на быть око­ло $70 за баррель”.

Пре­по­да­ва­тель Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки Нико­лай Кор­же­нев­ский в эфи­ре “Ъ FM”: “В США паде­ние цен на нефть на $10 высво­бож­да­ет при­мер­но $50–60 млрд для потре­би­тель­ских рас­хо­дов. Конеч­но, эти сред­ства выпа­да­ют из дохо­дов неф­тя­ных ком­па­ний, но за счет муль­ти­пли­ка­тив­но­го эффек­та все рав­но для эко­но­ми­ки луч­ше, когда потре­би­те­ли про­из­во­дят конеч­ные рас­хо­ды, не свя­зан­ные с топ­ли­вом, бен­зи­ном и так далее. Для Вели­ко­бри­та­нии — похо­жий эффект, кото­рый доба­вит на $10 паде­ния цен на нефть при­мер­но 0,1% ВВП. Для осталь­но­го мира что это озна­ча­ет? Конеч­но, паде­ние цен на нефть для боль­шин­ства стран в конеч­ном ито­ге ней­траль­но, в том чис­ле и для Евро­пы, а для раз­ви­ва­ю­щих­ся стран здесь все очень диф­фе­рен­ци­ро­ван­но, но для Рос­сии это, без­услов­но, минус, осо­бен­но в усло­ви­ях санк­ций и очень слож­ной ситу­а­ции с инвестициями”.

Ана­ли­тик бро­кер­ско­го дома “Откры­тие” Андрей Кочет­ков в эфи­ре “Ъ FM”: “Один из основ­ных инстру­мен­тов, кото­рый есть в руках ЦБ, — это лик­вид­ность, но пока не вид­но, что­бы Цен­траль­ный банк им широ­ко поль­зо­вал­ся. Напри­мер, до 23 декаб­ря Мин­фин будет заби­рать из бан­ков­ской систе­мы при­бли­зи­тель­но $800–900 млрд с депо­зи­тов. При этом уже на этой неде­ле каз­на­чей­ство гото­во выде­лить еще 550 млрд на бан­ков­ские депо­зи­ты, то есть поток руб­ле­вой лик­вид­но­сти не исся­ка­ет, Цен­траль­ный банк никак не огра­ни­чи­ва­ет его в сво­их опе­ра­ци­ях. Плюс тор­ги пят­ни­цы и поне­дель­ни­ка на рын­ке пока­за­ли то, что бан­ки не стре­мят­ся реа­ли­зо­вы­вать свою валю­ту, они гото­вы, ско­рее, про­да­вать акции, обли­га­ции и так далее, неже­ли закры­вать свои валют­ные позиции”.

Вита­лий Гайдаев

 

Источ­ник — kommersant.ru

 

Республиканский еженедельник онлайн