Среда , 2 апреля 2025

Неприкасаемые из… «черного списка»

sudНаказание нечестных судей существовало во все времена. Так, в Персии в IV веке до н.э. существовал простой, но эффективный способ: с провинившегося судьи сдирали кожу и ею обивали кресло, в котором впоследствии заседал его приемник. Мы, конечно, не сторонники восстановления этой варварской традиции. Однако…

Статьей 39 п.3 конституционного закона от 26.12.2000 года и нормативным постановлением Верховного суда РК от 14 мая 1998 года однозначно установлено, что отмена или изменение судебного акта сами по себе не влекут ответственности судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.

Как отмечает профессор Г. Сулейменова, эти требования игнорируются всеми и вся. Игнорируются и международные стандарты и рекомендации ООН. В частности, в рекомендациях Киевской конференции (2010 г.) указано: «Ни при каких обстоятельствах не следует оценивать судей по содержанию их решений. То, как судья решает дело, никогда не должно быть поводом для наказания».

В то же время в Уголовном кодексе РК имеется статья 350, согласно которой, вынесение судьей заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта, связанного с вынесением незаконного приговора суда к лишению свободы, или повлекшее иные тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Рассмотрим эту проблему в свете ареста судьи апелляционной инстанции г. Алматы Кульпаш Утемисовой 6 сентября этого года якобы за совершенное преступление, предусмотренное ч.2 ст.350 УК РК, т.е. «вынесение заведомо неправосудного судебного акта, повлекшее тяжкие последствия».
Имеются все основания предполагать, что Утемисова подверглась гонениям со стороны руководителей судебной системы за то, что она осмелилась публично озвучить факты давления на нее председателем суда г. Алматы М. Таймерденовым и председателем апелляционной судебной коллегии по уголовным делам этого же суда Л. Мерекеновым во время судебного разбирательства по так называемому «делу Сутягинского».

Мерекенов уже отстранен от должности председателя судебной коллегии, что подтверждает факт неправомерности его действий, но почему-то он оставлен в должности судьи.

Мы не обсуждаем степень виновности или невиновности А.Сутягинского. Мы видим предвзятость обвинений, предъявленных К.Утемисовой.

В частном постановлении кассационной судебной коллегии от 19 августа 2013 года указано, что: «судьей было допущено грубое нарушение закона, граничащее с вынесением неправосудного судебного акта». Однако не указывается, какие именно тяжкие последствия, кроме того, «что данное лицо скрылось с места своего жительства, и его местонахождение в настоящее время неизвестно», последовали после принятия судебного акта судьей Утемисовой.

О каких тяжких последствиях можно говорить в случае с Сутягинским, осужденным на шесть лет условно, тем более что ст. 63 ч. 8 УК РК не запрещает применения условного наказания по делам данной категории преступлений, при отсутствии наступления тяжких последствий – никто не пострадал, никто, в конце концов, не умер!

В нашумевшем случае, когда судья оправдал убийцу, который впоследствии стал участником массового побоища в Иле-Алатауском заповеднике, где зверски были зарезаны 12 человек (особо тяжкие последствия), судья был уволен и отделался легким испугом.

Вызывает недоумение поспешный арест Утемисовой, при этом неизвестно, было ли получено на то согласие президента страны, предусмотренное законом. Вызывает недоумение помещение Кульпаш Утемисовой в СИЗО к тем, которых она вчера осудила. Она не представляет угрозу для общества (кроме, как полагаем, руководителей судебной системы), тем не менее в отношении нее избрана чрезмерно суровая мера пресечения.

Судья Утемисова, видимо, пострадала за то, что она публично заявила о неприглядной «кухне» судебного произвола, творящегося в Алматинском городском суде под руководством М.Таймерденова.

Утемисова проработала судьей более 16 лет. За все это время ни одного дисциплинарного взыскания, наоборот – множество поощрений и наград от руководителей судебной системы. Так, в декабре 2012 года она была награждена медалью третьей степени «За безупречный труд» и зачислена в резерв судей Верховного суда РК. Успешно провела множество сложных дел, пользуется заслуженным авторитетом среди коллег и населения. Ее фамилии нет в «черном списке судей», тогда как Таймерденов прочно обосновался в нем.

Теперь проанализируем только несколько известных нам фактов, как обычно, у нас наказываются провинившиеся судьи.

Например, на то, чтобы освободить от должности судью Сарыагашского районного суда Южно-Казахстанской области, отпустившего из-под стражи троих насильников, ушло три месяца.

Судья Ауэзовского районного суда У. Есбергенов даже после отстранения его от должности еще несколько лет возглавлял суд.

Судья областного суда ЮКО Ш. Бисимбиева, допустившая в тексте приговора 475 ошибок и осудившая главу одного из областных управлений на длительный срок, даже после того, как главный свидетель отказался от своих показаний, до сих пор работает в судебной системе, о чем писала газета «Central Asia MONITOR» 14 ноября этого года.

Председатель Костанайского горсуда С. Мухтаров и судья того же суда С. Кашкимбаева еще в начале года попались на взятках, недавно им предъявлены дополнительные обвинения в покушении на получение взятки, а они все это время комфортно находятся под подпиской о невыезде (обвиняются в более тяжком преступлении, чем по ст. 350).

Ярким примером избирательности наказания судей является дело члена нашего движения З. Коржынбай. С мая 2012 года он безуспешно пытается возбудить уголовное дело в отношении бывшего судьи У. Серимова, освобожденного от должности судьи Указом президента от 29 августа 2012 года «в силу профессиональной непригодности».

Серимов принял не одно, а несколько диаметрально противоположных, заведомо неправосудных решений. В результате чего 24 мая 2012 года во время незаконного принудительного выселения из единственного жилья, в знак бессилия доказать свою правоту и протеста против судебной системы гражданка С. Тургумбаева совершила акт самосожжения на глазах судебного исполнителя, сотрудников полиции, прокуратуры, детей и внуков. От полученных ран она скончалась спустя 5 дней.

Вот они тяжкие последствия – смерть человека! Но все попытки возбудить уголовное дело в отношении бывшего судьи Серимова оказались безрезультатными. Возможно, потому что он является земляком бывшего председателя Верховного суда, а ныне председателя Высшего судебного совета Бектаса Бекназарова.

Среди «заслуг» Серимова и вынесение неправосудного решения по делу 220 пострадавших дольщиков ТОО «Верный KZ», в том числе М. Жиенбаева. При этом бесследно исчезли 1,5 млрд., в том числе 360 млн. тенге из так называемой «черной кассы». Деньги не возвращены пострадавшим, следствие и суд увели от ответственности основных фигурантов дела, а за решетку сели «стрелочники».

Другие факты из «досье» бывшего служителя Фемиды Серимова. 11 августа 2010 года он принял неправосудное решение в отношении И. Кензина, по заказу некоего М. Дудиловского. Не найдя убедительных доказательств в пользу последнего, он сфальсифицировал показания свидетелей в протоколе судебного заседания. Впоследствии в отношении Дудиловского было возбуждено уголовное дело по ст. 177 ч. 3 п. «б» (мошенничество в особо крупных размерах). Однако следствие волокитится более трех лет. При этом следователи по надуманным основаниям незаконно приостанавливали дело четыре раза. Прокуратура района отменяла все постановления о приостановлении производства по делу и выдавала письменные указания. Но следствие проигнорировало их.

30 ноября 2011 года судья Серимов вынес сфабрикованное определение по иску О. Шашиной, подделав ее подписи. Это он проделал дважды. А возмущенному представителю истицы С. Каторче ответил, что делал это по указанию председателя суда Т. Естаева с целью ненарушения процессуальных сроков.

Каторча обратилась к председателю Алматинского городского суда М. Таймерденову с жалобой на фальсификации. И что же? Таймерденов не сдал подчиненного: оказывается, фальсификация документов судьями – это действия, совершенные в соответствии с действующим законодательством! Жалобу на Таймерденова председатель Верховного суда Б. Бекназаров отправил … самому Таймерденову!

Разве это не право ХОРОНИТЕЛЬНАЯ система?!

Теперь вернемся к делу К. Утемисовой. По срокам развития событий оно может смело претендовать на включение в Книгу рекордов Гиннесса. Вот хронология: 12.08 – вынесение постановления апелляционной инстанции;19.08 – постановление кассационной инстанции – через 7 дней; 23.08 – заседание судебного жюри Верховного суда – 4 дня; 26.08 – заседание Высшего судебного совета РК – 3 дня; 02.09 – указ президента о снятии с должности – 7 дней; 03.04 – возбуждение уголовного дела – 1 день; 06.09 – арест и заключение с СИЗО г. Астаны – 3 дня. Всего 25 дней!

В ситуации с судьей Кульпаш Утемисовой, как нам кажется, глава государства должен незамедлительно решить несколько вопросов, а именно: об изменении меры пресечения в отношении нее и обеспечить законность и справедливость при рассмотрении ее дела; поручить провести полное и всестороннее расследование по факту смерти С. Тургумбаевой, наступившей вследствие вынесения неправосудных судебных актов бывшим судьей Серимовым; поручить возбудить уголовное дело в отношении бывшего судьи Серимова и пересмотреть его неправосудные решения в отношении С. Тургумбаевой, М. Жиенбаева и других дольщиков ТОО «Верный KZ».

Подобным ему не место в судебной системе страны.

Ильшат КЕНЗИН,
г. Алматы

Республиканский еженедельник онлайн