Преподаватель кафедры анатомии Академии туризма и спорта Софья Сарсенова, ранее уже владевшая в Нурбанке 10,2% акций, довела свою долю до 73%. В свое время еще Ленин говорил, что наступят времена, когда даже кухарка сможет управлять государством. В Казахстане воплотился другой сценарий. Биолог, постоянно работающий в вузе, стал крупным мажоритарным акционером банка.
Софья Сарсенова не стала комментировать нашему изданию, за какую цену она приобрела банк, поскольку была очень занята приемом задолженностей студентов. Однако можно предположить, что Нурбанк, занимавший 9 место по размеру активов по результатам 2009 года среди банков Казахстана, а по результатам трех месяцев 2010 года передвинувшийся на 8 место, все равно на сегодня не может стоить более 80–100 миллионов долларов. Банк не разъясняет, каким образом произошла смена акционеров банка и по какой цене банк был приобретен. Согласно данным Казахстанской фондовой биржи (KASE), на биржевом рынке за последний год произошло 8 сделок с 1265 акциями банка по цене Т18000 за акцию при балансовой стоимости одной акции в Т12217.
Как известно, данный банк был создан Рахатом Алиевым, но за время своего существования так и не смог войти в число системообразующих. Судя по амбициозному характеру его творца, такая задача на заре его формирования должна была стоять. Во всяком случае, банк пытался укрепиться на розничном рынке, и нельзя сказать, что совсем безуспешно. Но в последнее время положение создателя круто изменилось. И не трудно догадаться, что акционеры всегда думали, как выгодно его куда-либо пристроить. Основными владельцами простых акций банка (60,39%), по данным на начало 2010 года, оставались Нурали Алиев, высокопоставленный чиновник, работающий в одном из институтов развития, и его мать – Дарига Назарбаева. Вторым акционером банка значится ТОО «Techno Trading LTD», которое владеет 5,16% капитала Нурбанка.
Таким образом, члены известной семьи все-таки добились своего и сбыли с рук сложный актив. Но, с другой стороны, их позиции на рынке Казахстана, некогда незыблемые, серьезно потускнели.
Между тем, понятно, что Софья Сарсенова, будучи преподавателем обычного вуза и не занимаясь бизнесом, вряд ли могла заработать на покупку банка.
Единственное логичное объяснение такой солидной покупки – кто-то другой подарил ей деньги на банк или воспользовался ее именем. Как известно, она является сестрой известного предпринимателя Рашита Сарсенова, который с мая 1998 года занимал должности председателя совета директоров АО «Мангистаумунайгаз» и АО «Павлодарский нефтехимический завод». Эта информация ставит все на свои места. Тандем матери и сына сменился на тандем брата и сестры.
В начале 2009 года АО «Мангистаумунайгаз» было куплено СП Mangistau Investments B.V. Окончательное завершение сделки должно было произойти 1 декабря 2009 года. Причем выкуп произвело государство через компанию «КазМунайГаз», которая и является одним из владельцев наряду с китайской нефтяной компанией СП Mangistau Investments B.V., по очень завышенной цене – несколько миллиардов долларов. Между тем, по мнению экспертов, сейчас ММГ максимум стоит 500–700 миллионов.
Не стоит забывать, что на сегодня АО «Мангистаумунайгаз» является одним из крупнейших нефтегазодобывающих предприятий Республики Казахстан и обеспечивает свыше 31% добычи в регионе и 8% по стране. По состоянию на 1 декабря 2009 года, из недр месторождений акционерного общества с начала разработки добыто почти 200 миллионов тонн «черного золота». «Мангистаумунайгаз» сегодня разрабатывает 15 месторождений нефти и газа с общими начальными запасами 969 миллионов тонн (6783 миллиона баррелей). Основными объектами разработки являются месторождения Каламкас и Жетыбай. И уже по результатам 2009 года Мангистаумунайгаз (ММГ) выплатила своему единственному акционеру инвестиционной компании СП Mangistau Investments B.V. 40 млрд тенге дивидендов не только по привилегированным, которые начисляются в обязательном порядке, но и по простым акциям.
И, несмотря на то, что Рашид Сарсенов хотел получить свои деньги «кэшем», ему сказали, что вместо наличных денег он получит Нурбанк. Понятно, что он вряд ли был в восторге от такой сделки. Но, судя по событиям, ему сделали предложение, от которого было трудно отказаться. Таким образом, несмотря на то, что позиции Р.Сарсенова не такие сильные, как до 2007 года, когда Рахат Алиев еще был в Казахстане, тем не менее он еще остается в обойме власти.
Шолпан ИСКАКОВА