Понедельник , 7 июля 2025

Очнись, Европа!

sergduvАвтор этой ста­тьи — извест­ный казах­стан­ский жур­на­лист-пра­во­за­щит­ник Сер­гей Дува­нов. Когда-то, раз­ма­хи­вая фла­гом Фран­ции у посоль­ства это­го госу­дар­ства в Алма­ты, он скан­ди­ро­вал: «Виват, Фран­ция!». Тем самым он бла­го­да­рил Рес­пуб­ли­ку — родо­на­чаль­ни­цу Демо­кра­тии и Сво­бо­ды за то, что ее руко­вод­ство предо­ста­ви­ло убе­жи­ще Галым­жа­ну Жаки­я­но­ву в сво­ем посоль­стве, когда на его поим­ку были бро­ше­ны эскад­ро­ны казах­стан­ских сило­ви­ков, что­бы по коман­де Назар­ба­е­ва поса­дить Галым­жа­на в тюрьму. 

Сего­дня же Сер­гей огор­чен за Фран­цию, когда ее суд выда­ет бор­ца за спра­вед­ли­вость Мух­та­ра Абля­зо­ва в руки того же Назар­ба­е­ва, кото­рый любы­ми сред­ства­ми хочет запо­лу­чить сво­е­го лич­но­го закля­то­го вра­га, что­бы загно­ить его в тюрьме.

Сер­гей, как никто дру­гой, име­ет пра­во гово­рить: «Очнись, Евро­па!» и упре­кать Фран­цию за ее союз­ни­че­ство с дес­по­тич­ным пре­зи­ден­том Казах­ста­на. Пото­му что он на соб­ствен­ной шку­ре испы­тал нра­вы казах­стан­ских тюрем.

Фран­цуз­ские судьи поста­ра­лись уго­дить и тем, кто счи­та­ет, что Абля­зо­ва пре­сле­ду­ют по поли­ти­че­ским моти­вам, и тем, кто видит в нем эко­но­ми­че­ско­го пре­ступ­ни­ка. Их логи­ка понят­на: Рос­сия (Укра­и­на) не Казах­стан, где Мух­тар явля­ет­ся про­тив­ни­ком режи­ма, сле­до­ва­тель­но угроз рас­пра­вы по поли­ти­че­ским моти­вам там быть не может. Тем не менее суд опре­де­лит сте­пень вины Абля­зо­ва в сфе­ре его сугу­бо ком­мер­че­ских прегрешений.

Если бы в вер­дик­те это­го суда вме­сто Рос­сии и Укра­и­ны фигу­ри­ро­ва­ли, ска­жем, Поль­ша и Нор­ве­гия, про­блем бы не воз­ник­ло. И сам обви­ня­е­мый, и его сорат­ни­ки, и пра­во­за­щит­ни­ки с пони­ма­ни­ем вос­при­ня­ли бы такое реше­ние; никто бы не выра­зил опа­се­ний в том, что Абля­зо­ву могут гро­зить пыт­ки, нечест­ное судеб­ное раз­би­ра­тель­ство и тем более пере­да­ча в руки жаж­ду­щей рас­пра­вить­ся с ним казах­стан­ской власти. 

Но в слу­чае с Рос­си­ей и Укра­и­ной ситу­а­ция совер­шен­но иная. Нуж­но исхо­дить из того, что пра­вят в этих стра­нах авто­ри­тар­ные пре­зи­ден­ты, очень болез­нен­но реа­ги­ру­ю­щие на любое про­яв­ле­ние оппо­зи­ци­он­но­сти, спра­вед­ли­во усмат­ри­вая в этом угро­зы сво­е­му все­вла­стию. В этом они парт­не­ры, пони­ма­ю­щие, что содей­ствие сосе­ду в иско­ре­не­нии поли­ти­че­ской кра­мо­лы — их кор­по­ра­тив­ный инте­рес, кото­рый авто­ма­ти­че­ски пред­по­ла­га­ет, что зав­тра такая помощь будет ока­за­на и им.

Плюс они свя­за­ны раз­лич­ны­ми вза­им­ны­ми обя­за­тель­ства­ми в части выда­чи пре­ступ­ни­ков, кото­ры­ми будет про­сто грех не вос­поль­зо­вать­ся в ситу­а­ции с Абля­зо­вым. Нако­нец, есть твер­дая уве­рен­ность, что для Пути­на и Яну­ко­ви­ча не соста­вит боль­шо­го тру­да без вся­ких юри­ди­че­ских осно­ва­ний и объ­яс­не­ний про­сто взять и выдать Назар­ба­е­ву его лич­но­го вра­га в каче­стве, так ска­зать, дру­же­ско­го презента. 

Не пони­ма­ют евро­пей­цы, что на про­сто­рах быв­ше­го СССР воля пре­зи­ден­та-хозя­и­на выше пра­во­вых норм. Каким обра­зом в Рос­сии выти­ра­ют ноги о зако­ны, нагляд­но пока­зы­ва­ет при­мер того, как в один день осво­бо­ди­ли и вывез­ли в Евро­пу Ходор­ков­ско­го. При этом была нару­ше­на целая куча зако­нов. В любой демо­кра­ти­че­ской стране за такой волюн­та­ризм уже бы воз­бу­ди­ли уго­лов­ные дела про­тив пре­зи­ден­та и ряда чинов­ни­ков. А здесь даже пик­нуть никто не посмел. Понят­но, что ничто не поме­ша­ет точ­но так же в счи­та­ные часы пере­пра­вить Абля­зо­ва в Казахстан. 

Прин­ци­пи­аль­но ниче­го не изме­нит­ся, даже если Фран­ция ого­во­рит усло­вие выда­чи «без пра­ва пере­да­чи Казах­ста­ну». Учи­ты­вая тес­ное парт­нер­ство режи­мов, мож­но с уве­рен­но­стью пред­по­ла­гать, что про­ку­ро­ры в Рос­сии (или Укра­ине) будут рабо­тать в тес­ной связ­ке казах­стан­ским обви­не­ни­ем и поста­ра­ют­ся уго­дить сво­им кол­ле­гам. В этом слу­чае ожи­дать чест­но­го про­цес­са над Абля­зо­вым, конеч­но же, нельзя.

По боль­шо­му сче­ту, не так прин­ци­пи­аль­но, где будут судить Абля­зо­ва, — важ­но, как будут судить. В любой из трех рас­смат­ри­ва­е­мых стран его ждет поли­ти­че­ски анга­жи­ро­ван­ный про­цесс с обви­ни­тель­ным укло­ном и жест­ким нака­за­ни­ем. Уж цену-то рос­сий­ско­му и укра­ин­ско­му суду в Евро­пе, пола­гаю, зна­ют. И это еще не все. Нака­за­ние нака­за­нию рознь. Одно дело — отбы­вать его в поль­ской или нор­веж­ской тюрь­ме, и совер­шен­но дру­гое — в тюрь­ме Рос­сии или Украины.

Учи­ты­вая «заслу­ги» Абля­зо­ва перед режи­мом Назар­ба­е­ва, Аста­на о‑о-о-чень хоро­шо попро­сит сво­их рос­сий­ских (укра­ин­ских) кол­лег сде­лать так, что­бы вре­мя в заклю­че­нии не пока­за­лось Мух­та­ру курор­том. А уж создать невы­но­си­мые усло­вия в этих стра­нах уме­ют. Так что самой боль­шой пыт­кой будет как раз режим содер­жа­ния, на фоне кото­ро­го само лише­ние сво­бо­ды пока­жет­ся несу­ще­ствен­ной дета­лью. И уж точ­но из Аста­ны про­лоб­би­ру­ют, что­бы ника­ких послаб­ле­ний в виде коло­нии-посе­ле­ния и услов­но-досроч­но­го осво­бож­де­ния ему не светило. 

И это не гипо­те­ти­че­ские рас­суж­де­ния, а то, что реаль­но ожи­да­ет Абля­зо­ва после выда­чи его союз­ни­кам Назар­ба­е­ва. Пони­ма­ют ли это во Фран­ции? Види­мо, не все. Очень мно­гие там исхо­дят из их при­выч­ной прак­ти­ки оцен­ки ситу­а­ции, где винов­ность чело­ве­ка опре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью его про­ти­во­сто­я­ния с вла­стью, оли­це­тво­ря­ю­щей закон. Все, что про­тив вла­сти, про­ти­во­за­кон­но, и наоборот.

Евро­пей­цам слож­но понять, что чело­век, у кото­ро­го власть отби­ра­ет соб­ствен­ность за его нело­яль­ность к пра­вя­ще­му режи­му, лишен воз­мож­но­сти оспо­рить это рей­дер­ство в суде и не име­ет иных леги­тим­ных спо­со­бов отсто­ять свое пра­во. Для фран­цу­за дико, что кто-то при­дет, отни­мет банк, а ты ниче­го не смо­жешь с этим поде­лать. Все, что вла­де­лец биз­не­са может в этой ситу­а­ции, — сжечь свою соб­ствен­ность (спря­тать часть иму­ще­ства, пере­ве­сти день­ги за гра­ни­цу), пове­сив все свя­зан­ные с этим неустой­ки на сво­их грабителей.

Лич­но я вижу в этом опре­де­лен­ную логи­ку. Вполне спра­вед­ли­во: хоти­те завла­деть чужим бан­ком — запла­ти­те по век­се­лям. Те, кто поте­рял свои день­ги в резуль­та­те это­го кон­флик­та, долж­ны пони­мать, что их про­бле­мы преж­де все­го на сове­сти тех, кто напал на банк. С них они нача­лись — с них и спрос. Их нуж­но судить в меж­ду­на­род­ном суде, с них нуж­но взыс­ки­вать сум­мы, поте­рян­ные бан­ком в резуль­та­те рей­дер­ской атаки. 

Плюнь­те в гла­за тем, кто кри­чит о мошен­ни­ке Абля­зо­ве. Он биз­нес­мен от бога, сумев­ший сде­лать свой банк одним из луч­ших на пост­со­вет­ском про­стран­стве. Про­бле­ма в том, что поми­мо это­го Мух­тар имел неосто­рож­ность играть в поли­ти­ку и под­дер­жи­вать казах­стан­скую оппо­зи­цию. Это было глав­ной при­чи­ной, поче­му у него отня­ли банк.

Да, воз­мож­но, по евро­пей­ским мер­кам он пре­вы­сил меры само­обо­ро­ны, нане­ся сво­им гони­те­лям серьез­ный мате­ри­аль­ный ущерб, от кото­ро­го они не могут опра­вить­ся и по сей день. Но это не мошен­ни­че­ство, а непра­во­вой ответ на непра­во­вую ата­ку. Это уже не было биз­не­сом, это была вой­на. А на войне как на войне!

Но не видят евро­пей­цы поли­ти­че­скую состав­ля­ю­щую, кото­рая изна­чаль­но лежа­ла в осно­ве кон­флик­та и крас­ной нитью про­хо­ди­ла все эти годы в деле Абля­зо­ва. Не хотят они заме­чать того, что Абля­зов уже прак­ти­че­ски десять лет пред­став­ля­ет, орга­ни­зу­ет и финан­си­ру­ет поли­ти­че­скую аль­тер­на­ти­ву Назарбаеву.

Меня пора­жа­ет неда­ле­кость тех, кто не пони­ма­ет, что без это­го чело­ве­ка и его мил­ли­о­нов в Казах­стане не было бы серьез­ной оппо­зи­ции, сто­я­щей на демо­кра­ти­че­ских пози­ци­ях. Изви­ни­те, но Евро­пе, тра­тя­щей мил­ли­о­ны на про­дви­же­ние демо­кра­ти­че­ских прин­ци­пов в Казах­стане, дав­но уже нуж­но было награ­дить это­го чело­ве­ка, кото­рый делал то же самое, но на те самые день­ги, за кото­рые его соби­ра­ют­ся упря­тать за решет­ку. Суще­ство­ва­ние неза­ви­си­мых СМИ, спут­ни­ко­во­го теле­ви­де­ния, оппо­зи­ци­он­ной пар­тии «Алга», под­держ­ка граж­дан­ско­го обще­ства, финан­си­ро­ва­ние про­грес­сив­но­го теат­ра Ата­ба­е­ва — это те самые день­ги. Как вам такой рас­клад: чело­век рабо­та­ет на демо­кра­тию сво­ей стра­ны, про­ти­во­сто­ит дик­та­ту­ре, а евро­пей­цы его отлав­ли­ва­ют и отда­ют на рас­пра­ву этой самой диктатуре?!

Я пони­маю, что фран­цуз­ские судьи мень­ше все­го замо­ра­чи­ва­лись на отно­ше­ни­ях Абля­зо­ва с казах­стан­ской вла­стью. Для них важен сам факт выво­да денег из бан­ка без­от­но­си­тель­но к усло­ви­ям и обсто­я­тель­ствам, в кото­рых это про­изо­шло. Хоро­шо! Допу­стим, они счи­та­ют, что Абля­зов вино­вен. Но зачем отда­вать его на суд тем, с кем он в жест­кой поли­ти­че­ской кон­фрон­та­ции? Ведь даже дале­ким от поли­ти­ки фран­цуз­ским судьям ясно, что и в Рос­сии, и в Укра­ине его ждет рас­пра­ва. Это абсо­лют­но не по-боже­ски и не по-евро­пей­ски. Суди­те его в Евро­пе, и все вста­нет на свои места. Бог с ней, с награ­дой за про­дви­же­ние демо­кра­ти­че­ских прин­ци­пов. Вино­вен — пусть сидит в тюрь­ме, неви­но­вен — пусть даль­ше вою­ет с режимом.

Я наде­юсь, что даже если фран­цуз­ское пра­ви­тель­ство и выдаст Мух­та­ра Абля­зо­ва, Евро­пей­ский суд по пра­вам чело­ве­ка не поз­во­лит свер­шить­ся этой дичай­шей неспра­вед­ли­во­сти, что трез­вость у евро­пей­цев, при­ни­ма­ю­щих реше­ния, воз­об­ла­да­ет, и его не сдадут.

Если все же Абля­зо­ва экс­тра­ди­ру­ют в Рос­сию или Укра­и­ну, это будет слиш­ком! Мно­ги­ми, кто сего­дня в уду­ша­ю­щей атмо­сфе­ре назар­ба­ев­ско­го авто­ри­та­риз­ма про­дол­жа­ет отста­и­вать прин­ци­пы демо­кра­тии и прав чело­ве­ка, это будет рас­це­не­но как эле­мен­тар­ное пре­да­тель­ство. Пре­да­тель­ство тех, кто ори­ен­ти­ру­ет­ся на евро­пей­ские цен­но­сти, и одно­вре­мен­но под­держ­ка тех, кто меша­ет нам сде­лать Казах­стан демократическим.

Сер­гей ДУВАНОВ

Республиканский еженедельник онлайн