Вторник , 8 июля 2025

ОНИ МОЛОТЯТ зерно… ЯЗЫКАМИ

Уро­жай зер­на в этом году, впро­чем, как и про­шлом, застав­ля­ет не то радо­вать­ся, не то пла­кать горь­ки­ми сле­за­ми. В стране вновь то ли беда, то ли радость – пше­ни­ца уро­ди­лась в небы­ва­лом объ­е­ме. Рань­ше, в Совет­ском Сою­зе, за это дава­ли Геро­ев Соц­тру­да и дру­гие награ­ды, теперь же мно­гие навер­ня­ка полу­чат «звез­ды», но не героя.

Удив­ля­ет, с каким неис­тре­би­мым упор­ством казах­стан­ское пра­ви­тель­ство посто­ян­но насту­па­ет на одни и те же граб­ли, при­чем не дет­ские, слов­но мазо­хист. А ско­рее, садо­ма­зо­хист. Ведь оно истя­за­ет и бед­ных сель­чан, и само себя, когда не может решить, где же хра­нить и куда же девать сва­лив­ши­е­ся на голо­вы богат­ство в виде 20 с лиш­ним мил­ли­о­нов тонн зер­на. В общем, как в совет­ское вре­мя, зима при­шла неожи­дан­но, ее не ждали.

В Казах­стане те же павод­ки про­ис­хо­дят регу­ляр­но, каза­лось бы, вла­сти долж­ны были раз и навсе­гда усво­ить печаль­ные уро­ки, ан нет, с тупым упрям­ством все так же не стро­ят­ся загра­ди­тель­ные боны, не взры­ва­ют­ся зато­ры, не отво­дят­ся рус­ла рек.

И про­шло­год­ний боль­шой уро­жай зер­на дол­жен был нако­нец научить чинов­ни­ков, как сде­лать так, что­бы намо­ло­чен­ная пше­ни­ца не гни­ла на полях, но на повер­ку ока­зы­ва­ет­ся, что моло­тить они уме­ют хоро­шо толь­ко язы­ком. Да и то, сами не могут разо­брать­ся, сколь­ко же тонн соста­вит уро­жай. То сна­ча­ла пре­зи­дент гово­рит о 16–17 млн. тонн затем, министр сель­ско­го хозяй­ства, «угро­бив­ший» до это­го «КазА­гро», веща­ет о 20 мил­ли­о­нах, потом Мин­сель­хоз объ­яв­ля­ет, что уро­жай зер­на в Казах­стане в 2011 году может соста­вить 25 млн. тонн; теперь же, по сло­вам мини­стра, в зачтен­ном весе уро­жай про­гно­зи­ру­ет­ся на уровне 22 млн. тонн.

В общем, «они сами не зна­ют, чего они хочут», «то им широ­ко, то им узко».

Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что Асы­л­жан Мамыт­бе­ков, неко­то­рые депу­та­ты пар­ла­мен­та, а глав­ное – кре­стьяне живут на раз­ных пла­не­тах. Министр гово­рит, мол, не надо делать тра­ге­дии из рекорд­но­го уро­жая, если что, дескать, сохра­ним его на полях (!). Так­же Мамыт­бе­ков с гор­до­стью, но полу­оби­жен­ным голо­сом буб­нит о том, «что в рес­пуб­ли­ке дей­ству­ют 217 лицен­зи­ро­ван­ных ХПП с общей емко­стью хра­не­ния поряд­ка 13,6 млн. тонн зер­на. Кро­ме того, у сель­хоз­фор­ми­ро­ва­ний име­ют­ся емко­сти хра­не­ния на объ­ем 8,9 млн. тонн зер­на. Общий объ­ем зер­но­хра­ни­лищ состав­ля­ет 22,5 млн. тонн, что в целом доста­точ­но для обес­пе­че­ния хра­не­ния посту­пив­ше­го зерна.

Нали­чие асфаль­ти­ро­ван­ных пло­ща­док для вре­мен­но­го хра­не­ния зер­на на ХПП и у СХТП поз­во­ля­ет обес­пе­чить хра­не­ние еще поряд­ка 2,5 млн. тонн зер­на». Но он лука­во не упо­ми­на­ет о том, что на этих эле­ва­то­рах и емко­стях хра­не­ния лежит мерт­вым гру­зом и пре­ет око­ло 3 мил­ли­о­нов тонн еще про­шло­год­не­го, а на неко­то­рых и поза­про­шло­год­не­го зер­на, кото­рое так и не нашло реше­ния сво­ей уча­сти. Да и сами хле­бо­ро­бы утвер­жда­ют: всё заби­то под завяз­ку, они вынуж­де­ны ссы­пать зер­но на зем­лю. А зав­тра пой­дут затяж­ные дожди, и как все­гда неожи­дан­но для наших чинов­ни­ков. Они опять ска­жут: кто же, мать твою, знал, что будут дожди, мы не виноваты!

Мол­чит что-то в этот раз пре­мьер Маси­мов, кото­рый в про­шлом году, уве­рен­но заяв­ляя о том, что часть уро­жая купят его китай­ские бра­тья, изви­ни­те, кол­ле­ги, в этом году по-китай­ски мно­го­зна­чи­тель­но мол­чит, ну прям как Лао-Цзы.
Види­мо, не зря толь­ко что состо­ял­ся визит мини­стра индел Казы­ха­но­ва в Иран, где он пытал­ся в том чис­ле уго­во­рить поку­пать наше зер­но. А что же тогда весь год дела­ло целое Мини­стер­ство сель­ско­го хозяй­ства, поче­му там не мог­ли под­стра­хо­вать­ся и за целый год, учи­ты­вая преды­ду­щий горест­ный опыт, не мог­ли най­ти новые рын­ки сбы­та, поми­мо традиционных? 

Доста­точ­но точ­но попе­нял мини­стру Мамыт­бе­ко­ву в мажи­ли­се депу­тат Сар­пе­ков: «У вас каби­нет­ные маль­чи­ки, кото­рые даже не гуля­ли в селе, состав­ля­ют доку­мен­ты, поста­нов­ле­ния, по кото­рым невоз­мож­но рабо­тать». Впро­чем, этот депу­тат и его кол­ле­га Кур­ман­га­ли Уали воз­му­ще­ны боль­ше дру­гим: министр глав­но­го ведом­ства от села сде­лал доклад на рус­ском язы­ке, пред­став­лен­ные мате­ри­а­лы депу­та­там и жур­на­ли­стам – на рус­ском, нет ниче­го на казах­ском. Что тут ска­зать? Какая, мяг­ко гово­ря, блин, раз­ни­ца, на каком язы­ке засы­пать зер­но в эле­ва­то­ры? Глав­ное, что­бы тако­вые нашлись!
И напо­сле­док. Ну неже­ли нам еще столь­ко лет жить при этом цар­ство­ва­нии неком­пе­тент­но­сти, про­фа­на­ции и тупо­сти?! А тут еще депу­тат Ромин Мади­нов, кото­рый не лати­фун­дист и кото­рый не гово­рил «на хрен я созда­вал эту пар­тию?», радост­но вос­кли­ца­ет: «Раз­ре­ши­те поздра­вить с празд­ни­ком! Тако­го небы­ва­ло­го уро­жая в исто­рии неза­ви­си­мо­го Казах­ста­на не было! Это реаль­ный наш празд­ник, поэто­му хочу, что­бы вы все настро­и­лись на опти­ми­сти­че­ский лад».

Алмат АЗАДИ

ПОЛЕТ СЛОВ

Асы­л­жан Мамыт­бе­ков, министр сель­ско­го хозяй­ства РК:

•«Ниче­го зимой зер­ну (под сне­гом. – «D») не сде­ла­ет­ся, поэто­му эти поте­ри нико­го не долж­ны пугать».

Республиканский еженедельник онлайн