Как известно, недавно Олжас Сулейменов дал интервью газете «Свобода Слова», в котором говорил и о «Доктрине национального единства». В связи с его высказываниями, думается, не изменится кардинальным образом мнение казахской части народа Казахстана о проблеме. И прежде всего потому, что отношение О. Сулейменова к казахскому народу далеко «не трогательное», и сам он владеет казахским языком как неродной казах. И прежде, чем что-то говорить о народе, надо знать не только его язык, но и традиции, обычаи и т. д. Корни народа – в языке, впитанном человеком с молоком матери. Язык – это крепь, платформа, на которой базируется все остальное: сознание, чувства и дух.
Те же американцы или бразильцы, о которых говорил президент, победившие расовые, языковые, территориальные различия, до сих пор не смогли одолеть национальную и
религиозную принадлежности народов. Они колонизировали земли коренных наций, впоследствии уничтожив их.
А мы, по «доктрине», должны сообщить всему сообществу о том, что отказываемся от своей принадлежности к казахской нации, от веры, от своих обычаев и традиций, наконец. Как вам нравится это: самобичевание, самообличение, что это?! Только осрамили сами себя на весь мир. Пусть даже и пришли извне те же американцы, но они ведь построили демократию. Нам что мешает построить свое справедливое, демократическое государство, тем более без необходимости тех же кровопролитных войн? Напротив, у нас, в сообществе наций и народностей, все есть: и мир, и согласие. Не хватает только самой демократии и воли Нурсултана Назарбаева.
Наконец, ведь была у нас и собственная кочевая демократия, основанная в свое время саками-кипчаками и Чингисханом. В основу правления бралась вера – тенгрианство, ранняя мусульманская религия. Этого было бы более чем достаточно.
Что по сути надо делать казахам для собственного развития? Для этого надо жить и развиваться так, как предопределено самой историей развития казахского общества, а именно: по пути родословной казахов, называемой также и древом жизни.
Казахов именно казахами сделала их родословная (шежире). Это по моему мнению. Как известно, родословная выкраивается из мозаики племен (жузов и родов). Жузов у казахов три. А родов и племен в каждом жузе десятки, а то и того больше. При встрече каждый казах у собеседника спросит о его принадлежности к роду, жузу. До семи колен не сватаются казахи, ибо этим преследуется цель чистоты крови, генов поколений. Возникает вопрос: а откуда же взялись жузы и роды?
Территориально-хозяйственное устройство, а также кочевой, скотоводческий образ жизни сако-казахов явились, видимо, основой нынешней нации как таковой. Для ведения такого хозяйства нужны только земли. На обширных территориях и развивалось такое хозяйство. Таким образом, объективно сложившиеся условия и определили возникновение родословной казахов для защиты от нападений извне. Надо отметить воинственность саков-казахов, всегда обладавших приспособленной к местным географическим условиям конной армией. Таким образом, выданная замуж девушка могла оказаться в любом краю Родины-матери, простирающейся от Волги до Алтая, от гор Алатау до лесостепей Сибири. Это означало новый союз семейств, нерушимости которого требовала сама жизнь.
Нация казахов имеет одну отличительную особенность: язык казахский считается древним и однородным на всей территории Казахстана. Стало быть, древние и обычаи, и традиции казахов, являющиеся сутью нации по сегодняшний день. Казахскому народу присущи любовь и близость к Природе. Духовность и близость к Тенгрианству от Бога. У казахов преданность и уважение к Духу умерших (аруахам) с малолетства. Бережное и любовное отношение к хлебу, дастархану, почитание любого старшего, аксакалов.
Теперь об альтернативной «Доктрине» – «Концепции национальной политики», предложенной народным движением «Защитим независимость!» В этом документе учтены все жгучие вопросы текущего момента, касающиеся как казахов, так и не казахов. Делается акцент на казахский этнос как государствообразующий. И вообще, этот документ выражает чаяния не только казахской части населения, но и всех этнических меньшинств: русских, украинцев, узбеков, татар, немцев, уйгуров и т. д. Тем самым признается статус национальной принадлежности каждого народа, проживающего в Казахстане. Преследуется цель единения народа Казахстана по-настоящему, а не декларативно, как в «Доктрине». В этом отношении этот документ является поистине цементирующим звеном в обществе, являясь национальной идеей, политикой, наконец, единения всего казахстанского народа.
От неожиданности власть, словно подранок, зализывает теперь рану после такого ощутимого удара по своему имиджу. И, слава Богу, под давлением общественности во главе с М.Шахановым власть вроде бы отступила от первоначальных намерений решить проблему скопом, сведя все и вся в кучу. К этому вопросу и была подведена тяжелая артиллерия в лице «оракула» Олжаса Сулейменова, выступившего с поддержкой президентской «Доктрины».
Абдиназар ОТАРБАЙ,
инженер,
г. Алматы
Что прикажете делать?!
ПОЭТОМ можешь ты НЕ БЫТЬ…
Про знаменитого террориста прошлой истории России, незаурядной личности, эсера Бориса Савинкова говорили, что когда с ним разговариваешь, надо крепко двумя руками держать свои мысли – иначе потеряешь нить разговора. Точно так в случае с нашим Олжасом Сулейменовым, который представляется эквилибристом, сикршы и манипулятором, играющим словами и прослывшим известным панегиристом статус-кво теперешней системы.
Вот и в своем интервью газете «Свобода Слова» он остается верен себе.
Правильно сказал журналист и общественный деятель Айдос Сарим буквально недавно о потугах «общественника» Олжаса: «Стряхнули нафталин с него и вытаскивают на свет прокукарекать… мимо цели и невпопад…» Кстати, о раздуваемой его роли в движении по закрытию Семипалатинского полигона. Электронная газета «Zona KZ» от 07.02. 2008 г. в статье «Олжас Сулейменов перебирает в хвастовстве» ссылается на российского академика Евгения Велихова, высказывавшегося по телевидению о том, что Сулейменов к закрытию полигона имеет крайне незначительное отношение. Так, мимоходом, лишь артикуляция и шумиха для начала и сопровождения переговоров между Москвой и Вашингтоном. Там в действительности среди первых борцов за закрытие полигона фигурировал первый секретарь Семипалатинского обкома компартии Кеширим Бозтаев.
А вот то, что как раз в это время благодаря Олжасу в Казахстане приблудились такие дельцы мирового класса, как Машкевич, Шодиев и Ибрагимов, это уже факт. И они с того времени прихватили много нашего добра и считаются якобы нашими «родными» миллиардерами-олигархами. Ну, спасибо Олжасу, услужил своему народу.
За такие дела Олжасу следует отмаливать свои грехи. А он в своем интервью утешает нас, мол, эти пришельцы забирают то, что, было разведано в советское время, что-де еще в глубине земли остается много неразведанных запасов для потомков.
Затем, и это главное, наш герой пристрастился к менторскому тону: сплошь и рядом так и стремится поучать… Кого учить и чему, прямо беда! Сидя в благополучной и сытой Европе и живя в свое удовольствие, как барин, в благословенном красивом городе Париже, он потерял способность объективно судить о положении в нашей стране. Ведь, как говорится, «сытый голодного не разумеет». А зачем ему надо? Его устраивает роль пророка.
А потом идет прямо оскорбительная сентенция для казаха: «Никто из соседних стран не даст малочисленному казахскому этносу создать мононациональное государство на громадной территории с богатыми недрами». А что теперь прикажите делать, мырза Сулейменов? Отдай жену соседу, а сам иди к б…?! Если без грубости, в назидание будет сказано мудрецу Сулейменову: «Правда многолика» – как отметил великий Кун-дзы (Конфуций). Есть в природе здоровый эгоизм для индивидуума, есть здоровый национализм для этноса, что составляют честь и достоинство нации, которыми нельзя поступаться, за что жертвуют своей жизнью герои.
И снова жонглерство словами «государствообразующая нация, градообразующее предприятие, мононациональное государство», все свалил в одну кучу и сравнивает совершенно с другой материей – с понятиями минералогии «твердость» и «хрупкость». Если уж на то пошло, самые твердые породы-монокристаллы – алмаз, рубин и сапфир.
Хорошо, возьмем пример из социума в природе – мононациональные государства. Такие, как Япония, Корея, Израиль, и из стран бывшего СССР – Литва, Эстония, Грузия, Узбекистан, Туркмения – прочные суверенные государства, живут они и процветают.
И снова сентенция: «Мечта о моноэтническом государстве просто ошибочна для казахов», – вещает нам пророк Олжас. К чему он клонит? А почему казахи должны поступиться своими кровными интересами и почему хотят вышибить у казахов гордый дух предков – свободных номадов со своим миром культуры вековых традиций и обычаев? Хотите, чтобы все казахи стали манкуртами?
В наше время, называемое глобализацией, спасение народа в нравственном плане – не терять свои исторические корни, свое национальное лицо. Так поступают умные народы: китайцы, японцы, южные корейцы, где хранят свой национальный дух, национальный менталитет – культуру, язык и стереотип национального поведения наряду с овладением современными технологиями. Эти народы, будучи мононациональными государствами, выходят на передовые рубежи по прочности государственного устройства и в экономическом мировом соревновании.
Вы, Олжас, по сути дела, рубите сук, на котором сидите: «Сен ћазаћ болѕан соѓ ѕана осы ћџрметтi дќрежеге жеттiѓ, сол жаман ћазаћтыѓ арћасында» (Благодаря тому же «плохому казаху» ты и дошел до процветания).
И снова экскурс, ссылка на Солженицына. Кстати, этот ваш «гуманист» Солженицын очень недоброжелательно относился к казахам, хотя вкушал наш хлеб и остался жить в Караганде, а его солагерники в Воркуте и Магадане дуба дали… У него имперская отрыжка была (это сказано на манер Олжаса), которому хочется напомнить, что «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
Сабит ЕСЖАНУЛЫ,
Б.ЖАПАШЕВ,
А.БАЯРШИНА и другие