Вторник , 8 июля 2025

ОСТАНЕТСЯ ЛИ АСТАНА столицей в будущем?

День рож­де­ния Аста­ны – это госу­дар­ствен­ный празд­ник, крас­ный день в кален­да­ре. Мы рады воз­мож­но­сти в эти лет­ние дни лиш­ний раз отдох­нуть. Рады и за сто­ли­цу, несмот­ря на то, что в наро­де об Астане быту­ют мне­ния, что она «холод­ный город», «стек­лян­ный город», «город на боло­те» и т.д. Хотя сто­ли­ца уже 12 лет в этом ста­ту­се, достиг­ла мушел жас, и в нее вло­же­но 45 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, она так и не ста­ла любимой.

Меж­ду тем, инве­сти­ции в таком серьез­ном раз­ме­ре, потра­чен­ные на метал­ли­че­ские и стек­лян­ные соору­же­ния типа  «Бай­те­ре­ка», не поме­ша­ли бы и всей стране.  Воз­ни­ка­ют вопро­сы: целе­со­об­раз­но ли было в то труд­ное вре­мя, когда люди не мог­ли полу­чить зар­пла­ту и пен­сии, стро­ить в сте­пи сто­ли­цу, и насколь­ко силь­но рад Астане пас­тух в кызыл­кум­ских пес­ках, когда у него нет обык­но­вен­но­го авто­бу­са, что­бы добрать­ся до райцентра?

Не ясно, что ждет в буду­щем этот город и зда­ния. В той же Румы­нии пра­ви­тель­ство с тру­дом изыс­ки­ва­ет сред­ства на содер­жа­ние тех двор­цов, кото­рые пона­стро­ил Нико­лае Чаушеску.

Непо­ни­ма­ние есть и по пово­ду того, поче­му день рож­де­ния сто­ли­цы отме­ча­ют в июле.  Если чита­тель пом­нит,  то указ о пере­во­де сто­ли­цы стра­ны в Акмо­лу вышел глу­бо­кой осе­нью. А сам пере­езд начал­ся к зиме.

Сер­гей Дува­нов, публицист

ОСТАНЕТСЯ ЛИ АСТАНА

сто­ли­цей в будущем?

Аста­на – это самый неуют­ный город. Но не с точ­ки зре­ния тех, кто едет в авто, управ­ля­е­мым пер­со­наль­ным води­те­лем, не гла­за­ми тех, кого при­вез­ли на экс­кур­сию из зару­бе­жья, а с точ­ки зре­ния рядо­во­го чело­ве­ка, кото­рый при­е­хал сюда по делам или  про­жи­ва­ет в этом горо­де. Прой­тись по ули­цам это­го горо­да и полу­чить от это­го удо­воль­ствие мож­но, толь­ко когда ходишь по его ста­рой части.

А то, что постро­е­но недав­но,  – это не для про­сто­го чело­ве­ка.  Это музей тще­сла­вия, в нем мож­но про­хо­дить пол­дня, день, но жить в этом музее под откры­тым небом  неуют­но. И это не толь­ко мое мне­ние, мно­гие из тех, кто сего­дня живет в Астане, так­же счи­та­ют ее чужим для себя горо­дом.  Несмот­ря на то, что живут там уже мно­го лет, они все рав­но тянут­ся в Алма­ту, пото­му что этот город стро­ил­ся не ради денег, сла­вы, поче­стей и исто­рии, а для того, что­бы в нем было про­сто удоб­но жить.

Думаю, всем совер­шен­но понят­но, поче­му день Аста­ны празд­ну­ет­ся 6 июля, а не в день, ска­жем, осно­ва­ния горо­да или пере­но­са сто­ли­цы. Это все тот же «джентль­мен­ский» набор, кото­рый наша власть при­ме­ня­ет на про­тя­же­нии послед­них лет – гово­рит одно, дела­ет дру­гое. Пре­зи­дент не может пря­мо ска­зать, по-муж­ски: «6 июля мой день рож­де­ния. Я счи­таю, что его надо празд­но­вать, пото­му что я сде­лал для стра­ны то-то и то-то». Или: «Я лидер нации, я буду им, я счи­таю, что я это­го досто­ин. Поэто­му я под­пи­сы­ваю закон об этом». Ска­зать пря­мо, откры­то. Как это дела­ют мужчины.

Но пре­зи­дент не гово­рит так, пото­му что боит­ся. Он неглу­пый чело­век и пони­ма­ет, что совер­шать такие поступ­ки в XXI веке, мяг­ко гово­ря, не совсем кор­рект­но. Поэто­му все это дела­ет­ся либо чужи­ми рука­ми, либо под  видом Дня Астаны.

В этом смыс­ле куда более при­лич­но выгля­дит Турк­мен­ба­ши. Он не скры­вал, что он дик­та­тор. Он откры­то созда­вал свой культ лич­но­сти, не пря­чась за чужие спи­ны. Гру­бо, зри­мо пози­ци­о­ни­ро­вал себя дик­та­то­ром. Тот же Кари­мов в этом плане тоже чест­нее. Он тот, кто есть, не рядит­ся в одеж­ды демократа.

Если гово­рить об Астане, лич­но для меня Аста­на ниче­го не зна­чит. Я не раз­де­ляю эйфо­рии по пово­ду ее бур­но­го раз­ви­тия. Еще не факт, что она оста­нет­ся сто­ли­цей в буду­щем. Нач­нем с того, что гео­гра­фи­че­ски она нахо­дит­ся в откро­вен­но не при­спо­соб­лен­ном месте для про­жи­ва­ния людей. Зна­е­те ли вы, что Аста­на сорев­ну­ет­ся  с мон­голь­ским Улан-Бато­ром за зва­ние самой экс­тре­маль­ной сто­ли­цы на пла­не­те? Зачем нужен  такой экс­т­рим? Ну и, потом, как бы кто там ни пыжил­ся, а все рав­но лицом Казах­ста­на оста­ет­ся Алма­ты, а не Астана.

А сколь­ко ушло на стро­и­тель­ство Аста­ны средств, кото­рые мог­ли бы серьез­но изме­нить жизнь стра­ны, ее эко­но­ми­ку, инфра­струк­ту­ру! Я допус­каю, что в жиз­ни госу­дар­ства воз­ни­ка­ют ситу­а­ции, когда нуж­ны про­рыв­ные про­ек­ты, кото­рые реа­ли­зу­ют­ся напря­же­ни­ем сил всей стра­ны. И если бы стро­и­тель­ство Аста­ны, кро­ме реше­ния задач по удо­вле­тво­ре­нию амби­ций одно­го чело­ве­ка, име­ло зна­че­ние для реше­ния каких-то дру­гих госу­дар­ствен­ных задач, это мож­но было бы принять.

Напри­мер,  Петр I, пере­не­ся сто­ли­цу из Моск­вы в Питер, тем самым сде­лал Рос­сию евро­пей­ской дер­жа­вой.  Исто­рия оправ­да­ла те жерт­вы, кото­рые Рос­сия понес­ла при стро­и­тель­стве Петер­бур­га.  С точ­ки зре­ния пере­но­са сто­ли­цы из Алма­ты в Аста­ну, я лич­но не вижу абсо­лют­но ника­ких плю­сов для Казах­ста­на. Сред­ства, конеч­но, на это потра­че­ны гро­мад­ные. Точ­ных цифр нет, но мож­но пред­по­ла­гать. А сколь­ко при этом при­лип­ло к рукам раз­лич­ных чинов­ни­ков! Есте­ствен­но, за счет рядо­вых казах­стан­цев. Это день­ги, кото­рые мог­ли бы пой­ти на реаль­ные нуж­ды стра­ны, на соци­аль­ные про­грам­мы, на раз­ви­тие здра­во­охра­не­ния, обра­зо­ва­ния, стро­и­тель­ство дорог, на инно­ва­ции в экономике.

Да, постро­и­ли кра­си­вые зда­ния, но это лубоч­ная кар­тин­ка,  нако­нец, это все те же  пон­ты, кото­ры­ми мы не удив­ля­ем, а сме­шим ино­стран­цев. То, что постро­и­ли 50 кра­си­вых зда­ний, еще не зна­чит, что постро­ен город. Город начи­на­ет­ся не со стен, а с атмо­сфе­ры ком­фор­та и уюта, с духа пат­ри­о­тиз­ма тех, кто в этих сте­нах про­жи­ва­ет. Но пока там пре­об­ла­да­ет дух квар­ти­рант­ства, нажи­вы, жела­ния выслу­жить­ся. Это на сего­дня глав­ные тра­ди­ции Астаны.

Жума­би­ке Жуну­со­ва, журналист

ЮБИЛЕЙ НАИЗНАНКУ

Дней за десять до оче­ред­но­го дня Аста­ны и юби­лея пер­во­го пре­зи­ден­та-лиде­ра нации в сто­лич­ный фили­ал пар­тии «Азат» при­шла ини­ци­а­тив­ная груп­па ипо­теч­ни­ков. Сооб­щи­ли: доль­щи­ки-ипо­теч­ни­ки Шым­кен­та и дру­гих реги­о­нов наме­ре­ны при­быть в Аста­ну и в день рож­де­ния Назар­ба­е­ва про­ве­сти акцию про­те­ста, вплоть до само­со­жже­ния. Ждут команды.

Руко­во­ди­тель фили­а­ла Серик­бай Али­ба­ев и юрист Вла­ди­мир Колес­ни­ков выска­за­ли свою пози­цию рез­ко и одно­знач­но: «Мы про­тив того, что­бы идти сте­ной. Ника­ких митин­гов, ника­ких обли­ва­ний бен­зи­ном, ника­ких экс­цес­сов. У нашей пар­тии хва­тит моз­гов, что­бы защи­тить вас юри­ди­че­ски. Мы не хотим, что­бы вы рис­ко­ва­ли сво­и­ми жизнями».

На той же встре­че Вла­ди­мир Колес­ни­ков пока­зал фото­сним­ки, крас­но­ре­чи­во запе­чат­лев­шие все, что власть дела­ет со сво­и­ми граж­да­на­ми. Думаю, в ком­мен­та­ри­ях они не нуж­да­ют­ся. За исклю­че­ни­ем одно­го: где на зем­ле у сво­ей хижи­ны, кото­рую у нее отби­ра­ли за неупла­ту ипо­теч­но­го кре­ди­та, лежит пожи­лая жен­щи­на. Нет, она не в обмо­ро­ке. Она уже мерт­ва. Погиб­ла, защи­щая свое пра­во на жилье.

Ко дню рож­де­ния Аста­ны, а боль­ше к юби­лею ее глав­но­го архи­тек­то­ра, в самом-самом горо­де стра­ны нача­ли гото­вить­ся, едва сошел снег.

Ска­зать – пыль сто­я­ла стол­бом, зна­чит, ниче­го не ска-зать. Пере­кры­тые доро­ги, осо­бен­но на пра­вом бере­гу Еси­ля, из-за чего, каза­лось бы, не такой уж кру­той пере­улок Кумис­бе­ко­ва, опо­я­сы­ва­ю­щий нача­ло улиц Сей­фул­ли­на и Абая, по коли­че­ству про­ез­жа­ю­щих машин напо­ми­нал питер­ский Нев­ский про­спект, ужа­са­ю­щие проб­ки, круг­ло­су­точ­ный гро­хот и скре­жет круп­но­ка­ли­бер­ной дорож­ной тех­ни­ки, отча­ян­но изму­чен­ные лица пеше­хо­дов – это все­го лишь малая кар­тин­ка с пред­празд­нич­ной нату­ры, кото­рую каж­дый год пере­жи­ва­ют жите­ли Аста­ны до зна­ко­вой даты – 6 июля.

Недав­но раз­го­во­ри­лась с одним моло­дым чело­ве­ком. Из извест­ных сооб­ра­же­ний не упо­ми­наю место его рабо­ты. Так вот, он пове­дал о том, что вре­мя от вре­ме­ни началь­ство «сажа­ет» их в обще­ствен­ный  транс­порт, дабы они узна­ли, о чем суда­чит про­стой народ.

А про­стой народ, если при­люд­но и не выра­жа­ет­ся фольк­лор­но, нет-нет да в состо­я­нии край­не­го аффек­та от про­ис­хо­дя­ще­го бес­пре­де­ла выска­зы­ва­ет все-таки вслух свое умо­на­стро­е­ние, при­чем с упо­ми­на­ни­я­ми фами­лий извест­ных лиц, сто­я­щих за всем этим асфаль­то­во-бор­дюр­ным и про­чим при­бам­ба­со­вым бизнесом.

Думаю, хоро­шо, что рядо­вые жите­ли Аста­ны не видят то, что еже­год­но про­ис­хо­дит с асфаль­то­во-пли­точ­ным покры­ти­ем перед зда­ни­ем пар­ла­мен­та. Покры­тие сие про­ва­ли­ва­ет­ся с завид­ным посто­ян­ством. И каж­дый год, по весне, а то по лету, рабо­чие от фир­мы «икс» лата­ют «пар­ла­мент­ские дыры».

Каж­дый год гра­до­на­ча­лие, неза­ви­си­мо от того, кто при­шел бы к упра­ве, – Жак­сы­бе­ков, Шуке­ев, Мамин иль Тас­ма­гам­бе­тов – все, как по коман­де, видят мелоч­ные изъ­я­ны на одних и тех же доро­гах Лево­бе­ре­жья, но отча­ян­но не жела­ют узреть неко­то­рые про­блем­ные дорож­ные узлы Пра­во­бе­ре­жья, осо­бен­но внутридворовые.

По боль­шо­му сче­ту, в Астане дела­ет­ся все для машин. Но не для людей. Взгля­ни­те на пеше­ход­ные тро­туа­ры вдоль про­спек­та Кабан­бай баты­ра. Осо­бен­но при въез­де на него со сто­ро­ны раз­вле­ка­тель­но­го ком­плек­са «Думан». Узень­кий тро­туар­чик (это при нашей тер­ри­то­рии!) про­хо­ди­мо­стью на одно­го мало­га­ба­рит­но­го чело­ве­ка.  С одной сто­ро­ны это­го так назы­ва­е­мо­го тро­туа­ра – беше­ная дорож­ная трас­са, с дру­гой – глу­бо­кий ров. Сло­вом, иди – как суме­ешь, выжи­вай – если хочешь!

Про­стой люд Аста­ны живет, как может. Пото­му что, как и пра­ви­те­ли, тоже хочет жить. Ведь на этот свет все мы яви­лись в оди­на­ко­вом и рав­ном обли­чье, кото­рое так и назы­ва­ет­ся – пра­во на достой­ную жизнь.

Вспо­ми­на­ет­ся дру­гой юби­лей – 10-летие сто­ли­цы. Мэрия Аста­ны из кожи вылез­ла вон, что­бы при­дать тогдаш­не­му анту­ра­жу глав­но­го про­спек­та Пра­во­бе­ре­жья – Рес­пуб­ли­ки – бла­го­че­сти­вый вид. Она обла­го­ро­ди­ла панель­ные хру­щев­ские застрой­ки за счет совре­мен­ных гип­со­вых леп­нин, баре­лье­фов в сти­ле а‑ля фальш-колон­ны. Но это со сто­ро­ны про­спек­та. А с внут­рен­ней, то бишь, со дво­ра, хру­щев­ки оста­лись в пер­во­здан­ном виде. Руки рестав­ра­то­ров, точ­нее, бюд­жет­ные день­ги, до задвор­ков не дошли. Лицо про­спек­та под­ру­мя­ни­ли, а, изви­ни­те, для того, что ниже поя­са, румян не хватило.

В каче­стве иллю­стра­ции дей­ствий  аста­нин­ской вла­сти могут послу­жить эти сним­ки: пре­тен­ци­оз­ный блеск сна­ру­жи и убо­гая обшар­пан­ность изнут­ри. Про­шло почти десять лет, а из памя­ти не вытрав­ли­ва­ет­ся сар­казм тогдаш­них води­те­лей из гара­жа пар­ла­мен­та. В ответ на мои сте­на­ния по пово­ду луж, гря­зи и того, как могут сосед­ство­вать двор­цы и хижи­ны, они с ехид­цей заме­ча­ли: забудь­те о сво­ей Кара­ган­де, у нас, в Астане, через каж­дые три све­то­фо­ра начи­на­ет­ся ауыл.

«Ауыл» в Астане при­жил­ся надол­го. На одном из сним­ков (фото на стр. 5), кото­рые пред­ла­гаю ваше­му вни­ма­нию, – хижи­на казах­ско­го дяди Тома – Тал­га­та-ага. До того, как нача­лась вели­кая пере­за­строй­ка Аста­ны, это был доб­рот­ный дом со все­ми хоз­по­строй­ка­ми, в цен­тре горо­да, на ули­це, назван­ной в честь героя-казах­стан­ца Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны Тал­га­та Бигель­ди­но­ва, в рай­оне, извест­ном как «Сло­бо­да». Зем­ля, где про­жи­ва­ли сло­бод­чане, пона­до­би­лась стро­и­те­лям-оли­гар­хам. Всех преж­них соб­ствен­ни­ков снес­ли и вытра­ви­ли. Тал­гат-ага, как его тез­ка, про­яв­ля­ет чуде­са геро­из­ма, прав­да, на зем­ле. Его дети с вну­ка­ми, не выдер­жав прес­син­га и диких усло­вий быта (ско­рее, без­бы­тия) съе­ха­ли на съем­ные квар­ти­ры. За дом с построй­ка­ми и земель­ным наде­лом власть Аста­ны пред­ла­га­ет соб­ствен­ни­ку денеж­ную ком­пен­са­цию, за кото­рую он не смо­жет купить даже одно­ком­нат­ную квартиру.

… По гене­раль­но­му пла­ну Аста­ны, тер­ри­то­рия в рай­оне нынеш­ней инфек­ци­он­ной боль­ни­цы долж­на стать пар­ко­вой зоной. В неда­ле­ком буду­щем сне­сут и саму боль­ни­цу, и при­ле­пив­ши­е­ся друг к дру­гу гара­жи. Бла­го неда­ле­ко про­те­ка­ет реч­ка, за ней дач­ный мас­сив. Пано­ра­ма красивая.

Толь­ко вот вопрос: сколь­ко еще лет пона­до­бит­ся, что­бы обла­го­ро­дить вот такие угол­ки Аста­ны? Или им уго­то­ва­на судь­ба пасын­ков Левобережья?

Болат Аби­шев, политик

ГОРОД «ПОНТОВ» И

без­мер­ных амбиций

Я нико­гда не отно­сил себя к кри­ти­кам пере­во­да сто­ли­цы из южной Алма­ты в север­ную Акмо­лу и спо­кой­но вос­при­нял пере­име­но­ва­ние сто­ли­цы. Но когда она нача­ла застра­и­вать­ся, уже было вид­но, что стро­ит­ся она с боль­ши­ми амби­ци­я­ми. Уже на пер­вой пре­зен­та­ции в 1998 году вооб­ра­же­ние гостей ста­ра­лись пора­зить раз­ма­хом и гран­ди­оз­ны­ми про­ек­та­ми. Уже тогда в гла­за бро­са­лись парад­ные фаса­ды домов, отде­лан­ные глян­це­вы­ми мате­ри­а­ла­ми, и почер­нев­шие от вре­ме­ни тыль­ные сто­ро­ны этих же домов, стро­и­тель­ство огром­ных мно­го­эта­жек на узких улоч­ках (хотя для горо­да в сте­пи шири­на ули­цы не долж­на быть проблемой).

А сего­дня здесь мож­но уви­деть все для того, что­бы про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние на гостей (осо­бен­но из ближ­не­го и даль­не­го зару­бе­жья), – оке­а­на­ри­ум в сте­пи, самые раз­но­об­раз­ные архи­тек­тур­ные стро­е­ния, вплоть до еги­пет­ских пира­мид. Огром­ное коли­че­ство ресто­ра­нов, пяти‑, четы­рех­звез­доч­ных оте­лей, элит­ных бути­ков, вся­ких дру­гих питей­ных заве­де­ний, саун для тол­сто­су­мов, зача­стую пустующих.

У мно­гих гостей пять лет назад рас­кры­ва­лись гла­за от удив­ле­ния, когда  они узна­ва­ли, что цена за один квад­рат­ный метр жилья в Астане, в голой сте­пи, дохо­ди­ла до двух-трех тысяч дол­ла­ров, в то вре­мя как в Стам­бу­ле, на бере­гу мор, цены на такое же жилье были мень­ше в несколь­ко раз.

И еще – ни в одном дру­гом горо­де глав­ные чинов­ни­ки стра­ны не любят так демон­стри­ро­вать свое пре­вос­ход­ство над осталь­ным наро­дом, как в Астане, когда по пово­ду или без пово­да в часы пик отклю­ча­ют све­то­фо­ры, пара­ли­зуя дви­же­ние, что­бы на боль­шой ско­ро­сти про­не­стись мимо выстро­ив­ших­ся длин­ных колонн авто­ма­шин. Во мно­гих циви­ли­зо­ван­ных стра­нах это­го дав­но уже нет. А гля­дя на такое, и чинов­ни­ки ран­гом пони­же (чаще из орга­нов) тоже не прочь про­ско­чить на  «крас­ный», про­ехать по встреч­ной поло­се или заехать под «кир­пич». Поэто­му, как и для мно­гих, для меня Аста­на –  это еще и город пон­тов, и город без­мер­ных амбиций.

Думаю, логи­ка сов­ме­ще­ния Дня сто­ли­цы и дня рож­де­ния пре­зи­ден­та здесь про­ста и понят­на. Это сде­ла­но, что­бы под­черк­нуть, что идея рож­де­ния Аста­ны напря­мую свя­за­на с пер­со­ной пер­во­го пре­зи­ден­та и что­бы ни у кого не воз­ни­ка­ло иных мыс­лей. Одно­вре­мен­но это огром­ный про­стор для про­яв­ле­ния чинов­ни­чье­го лизо­блюд­ства и под­ха­лим­ства, про­тив чего не осо­бен­но про­ти­вил­ся и сам име­нин­ник, кото­рый одоб­рил зна­ме­на­тель­ную дату и скре­пил сво­ей подписью.

Народ Казах­ста­на мудр и тер­пе­лив. Я думаю, рож­де­ние новой сто­ли­цы, ее стро­и­тель­ство и ее новый облик долж­ны вызы­вать гор­дость у каж­до­го граж­да­ни­на Казах­ста­на. Сто­ли­ца – это лицо стра­ны, и про­ти­во­по­став­лять ему инте­ре­сы степ­но­го пас­ту­ха было бы непра­виль­но. Дру­гой вопрос – что мно­го­мил­ли­ард­ные затра­ты и вло­же­ния в новое стро­и­тель­ство не долж­ны опу­сто­шать бюд­жет стра­ны. А гоня­ясь за пре­сти­жем и вос­тор­га­ми ино­стран­цев, надо не забы­вать о соци­аль­ном небла­го­по­лу­чии  целых сло­ев казах­стан­ско­го насе­ле­ния, о про­бле­мах и невы­пол­нен­ных про­грам­мах в соци­аль­но эко­но­ми­че­ской сфере.

 

Республиканский еженедельник онлайн