«Общественная позиция»
(проект «DAT» №45 (409) от 7 декабря 2017 г.
Сравнительный анализ
Из-за приукрашивания жизни наших сёл у власти и горожан создается искаженная картина. Поэтому на ненужные трамвайные линии до аэропорта в Астане тратится в 3 раза больше средств, чем на всё сельское хозяйство страны с его 8 миллионным населением. Деньги уходят не туда, а сёла медленно умирают.
По статистике, средняя прибыль крестьянского хозяйства в нашей стране 70 тыс. тенге в месяц. Этого хватит ежедневно в месяц покупать 1,5 кг мяса. Сто лет назад в 1913 году на дневной заработок плотника можно было купить 3 кг мяса, что в 2 раза выше, чем сейчас. Разве это нормально?
По нашему ТВ часто показывают об успехах наших сёл. Но по факту выходит, что в 1913 году на севере на 100 жителей было 39 коров и 11 свиней, а сейчас спустя век в эпоху лазерных технологий этот показатель даже снизился. Разве этим можно гордиться?
Из-за приукрашивания жизни наших сёл у власти и горожан создается искаженная картина. Поэтому на ненужные трамвайные линии до аэропорта в Астане тратится в 3 раза больше средств, чем на всё сельское хозяйство страны с его 8 миллионным населением. Деньги уходят не туда, а сёла медленно умирают.
У нас на всю страну заявляют об огромных субсидиях в 70 млрд тенге. По факту же это мизер – 10 долл. на гектар земли. Только в Европе субсидии фермерам составляют 350 евро на гектар. Еще на западе фермеру дают компенсацию 100 долл. на гектар, чтобы тот не сажал на нем ничего, дав возможность земле отдохнуть.
Если раньше за 50–70 тонн зерна можно было купить новый комбайн или трактор, то сейчас цены на них поднялись в разы. Поэтому фермеры вынуждены максимально выжимать со своего старья. В результате наш парк настолько устарел, что 75 % сельхозтехники подлежит списанию на металлолом.
Поэтому у нас один комбайн обслуживает 400, а трактор 150 гектаров земли. Для сравнения: в США и Англии на таких площадях работают в 5 раз, а в Голландии и Германии в 10 раз больше техники. Поэтому текущий уровень нашей механизации фермеров сравним с послевоенными годами в США и Европе.
В результате у нас урожайность 14%, а в США – 30-35% центнеров с гектара. Один наш фермер может обеспечить продуктами питания 10 человек, а в Германии и Голландии один фермер кормит 90 человек.
Несмотря на избыток у европейских фермеров парка сельхозтехники, их правительства всё равно субсидируют их. При этом в 35 раз больше, чем мы из расчета на гектар земли.
А что делаем мы? Недавно отменили мизерные субсидии на овощи. К чему это привело?
Сравним официальные данные октября 2017-го с тем же периодом 2016 года. За год килограмм картофеля подорожал на 42 тенге, лук на 24, а морковь на 33 тенге. Если их потребление у нас 2,5 млн тонн в год, то мы переплатим из своих карманов 90 млрд тенге. Почему из-за чьих-то просчетов должен страдать народ?
Министерство гордо заявляет о помощи фермерам со льготной ценой на солярку. По факту же она лишь на 2-3 тенге дешевле рыночных. Так что на посевную 2018 года фермерам придется выложить 70 млрд тенге (375 тыс. тонн * 158 тенге за литр).
Кстати, за последнее время цены на топливо у нас поднялись на 55 тенге. При потребностях Казахстана в них в 8,7 млн тонн в год мы переплачиваем за них астрономические 600 млрд тенге (8,7 млн * 1250 л * 55). Куда уходят народные деньги?
Объем продаж ГСМ в Казахстане составляет 2 трлн тенге/год. Все налоги нефтяников поступают в Нацфонд. До конца года ожидается 1,5 трлн тенге поступлений. Лишь 20% от всей добываемой в нашей стране нефти идет на внутренний рынок. Поэтому уплаченные налоги составят лишь 300 млрд тенге (20% от 1,5 трлн).
Выходит, что компании и перекупщики лишь 15% своих доходов платят в наш бюджет, остальные 85% оставляют себе. Хотя в Европе 80%, а в России 65% от цены бензина, наоборот, поступает в бюджет. Следовательно, наши 600 млрд тенге переплачиваемых за бензин и дизтопливо, как всегда, уплывают мимо бюджета в карманы дельцов.
Еще чиновники путем отмены субсидий полумиллиону наших частных фермеров принуждают их войти в кооперативы. Уже их создано полтысячи, но половина на бумаге. Хотя, по словам чиновников, скот в кооперативах голодает, получая половину от требуемых кормов. Разве это правильно – нарушать конституционные права миллионов фермеров?
Но как быть? Перекупщики закупают мясо в сёлах по 1000, а перепродают по 1500 тенге за 1 кг. Фермеры вкладывают все свои силы и деньги, получая мизер, а перекупщики на ровном месте набивают себе карманы. В Китае бы уже давно установили закупочные цены на селе по 1400 тенге, а предельные цены розницы в городе 1500 тенге за 1 кг мяса.
Нужно снизить цену на топливо в 2 раза, чтобы деньги наших граждан не уплывали в карманы дельцов. При этом запретить их вывоз из страны, как сейчас, по сжиженному газу или, как в Иране, ввести талоны из расчета по 100 литров в месяц на каждого автолюбителя. Эти меры на треть снизят цены на сельхозпродукты.
Полагаю, что Минсельхозу нужно быть гибче с мелкими фермерами, оставив им субсидии. Тогда на базарах на четверть снизятся цены на овощи и фрукты для наших граждан. А созданные кооперативы пусть сначала докажут свою эффективность, тогда народ сам потянется туда. В США наряду с кооперативами успешно работают 4 млн мелких фермеров, получая прибыль на каждого 100 тыс. долл. в год.
Учитывая 75% износа наших комбайнов и тракторов, наши вложения в сельское хозяйство с 10 долл. субсидий на гектар земли дадут только «черепашьи» прогресс. Вместо вливаний 600 млрд тенге на спасение проблемного банка эффективнее вложиться в сельское хозяйство, купив 100 тысяч тракторов и комбайнов с удобрениями и гербицидами. Только на экономии солярки и роста урожайности за год окупится треть вложений.
По заявкам фермеров государство само без посредников может купить технику, получая до 30% скидок от производителей за опт. Передав их в рассрочку аграриям со скидкой 60% от цены, где залогом будем сама техника, мы поднимем наше сельское хозяйство и уровень жизни восьми миллионов сельчан.
Мы впустую тратим триллионы на ненужные проекты и спасение банков олигархов, в то время как половина населения Казахстана с трудом выживает в наших аулах. Давайте ставить правильные приоритеты. Нужно помогать нашему селу не на бумагах, а на деле!
Ержан ОРЫМБЕТОВ,
писатель