Парк казахского периода

almatysmogЭкологическая ситуация на планете, в целом, и в Казахстане, в частности, в плачевном состоянии. Это особенно заметно в больших городах, где о существовании природы напоминают крошечные парки, скверы и дворовые газоны. Тотальная жилая коммерческая застройка, нехватка парковочных мест приводят к серьезным транспортным проблемам. Все чаще мы сталкиваемся с тем, как последние городские клумбы покрываются асфальтом с аккуратной разметкой – под парковку.

Децибеллы большого города

Городская растительность, в частности, деревья, выполняет одну из самых важных экологических функций. Они создают микроклимат, обеспечивая комфортные условия среды обитания человека. Значительна при этом их эстетическая и декоративная роль. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.

Строительный бум, высотные здания, размещенные в городской среде без учета ветрового режима, породили проблему неправильного движения воздушных масс, формирования нежелательных вихревых потоков.

В Казахстане к загрязненным сегодня отнесены 11 городов, в том числе с высоким уровнем загрязнения воздуха – 9. Это Алматы, Шымкент, Темиртау, Кызылорда, Шымкент, Усть-Каменогорск, Актобе, Жезказган, Тараз, Караганда. Наибольший уровень загрязнения воздуха за первое полугодие 2012 года, по данным Казгидромета, наблюдался в Алматы.

Массовая автомобилизация привела к обострению проблемы воздания вибрации, шума, загазованности, пыли и т.д. Эксперты утверждают, что уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ. Проведенные исследования свидетельствуют: превышение уровня шумов способствует развитию нервно-психических заболеваний и гипертонической болезни. В казахских городах, несмотря на тенденцию большой плотности строящихся зданий, строительство шумозащитных экранов практически нигде не предусмотрено. Правда, есть одно исключение, где подобного рода экраны установлены. Они защищают спокойствие и здоровье высокопоставленных чиновников Астаны, чьи апартаменты расположились вдоль одной из основных магистралей престижного района столицы.

Не особо распространена практика высадки деревьев при расширении автомагистралей. Мало того, например, в Алматы они вырубаются нещадно, что тоже не способствует снижению уровня шумов. Почему для застройщиков, получающих разрешение на строительство, не вводятся стандарты и требования по использованию шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения и тройного остекленения окон с одновременным применением принудительной вентиляции? А если таковые правила и существуют, то почему они не выполняются?
Между тем зеленые насаждения в жилых районах играют большую роль в борьбе с шумом. Так, располагаемые между жилыми зонами и источниками шума участками для отдыха и спорта зеленые насаждения снижают уровень шума на 5-10%. Кроны лиственных деревьев поглощают до 26% падающей на них звуковой энергии. Крупные лесные массивы снижают уровни шума на 22-56% по сравнению с открытым местом на том же расстоянии.

Засилье вездесущей мелькающей и светящейся всеми красками радуги рекламы, нескончаемые потоки информации, ускоренный ритм жизни, удлиненный рабочий день породили проблему негативного психологического воздействия городской среды на человека.

Смекалистые виртуозы

Все выше перечисленные факторы практически исключили полноценный, полезный, спокойный и тихий отдых населения городов. Они вкупе с чиновниками просто вытеснили такие места, где человек мог бы комфортно отдохнуть, такие места, которые отделяли бы человека от шума, пыли и агрессивной городской среды, пагубно влияющих на психологическое и физическое здоровье горожан. «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить потребности любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить человеческую жадность», – сказал некогда Махатма Ганди. По истечении времени слова великого государственного деятеля и мыслителя не потеряли своей актуальности. Стремление местных градоначальников во что бы то ни стало заработать деньги, желательно побольше и очень быстро, заставляет их быть не только смекалистыми виртуозами, но и наглыми циниками: ведь это дает солидные денежные дивиденды. Ну, почему бы не потеснить, а то и вовсе не распродать парковые зоны в крупных городах, где земля на вес золота? Тем более что находятся они обычно в центральных районах. А когда приходит время отчитываться о своем бережном отношении к городской окружающей среде, они, не мудрствуя лукаво, приводят надутую ими же статистику об увеличении числа парковых зон и скверов, при этом относя к ним даже небольшие бульвары. Хотя сквер скверу рознь. Например, в Москве общая площадь парков и скверов составляет третью часть территории российской столицы. А в Алматы из 45 тыс. га площади общей территории только 8 тыс. га относятся к паркам, скверам и бульварам.

Увы, если обратиться к стратегическим планам развития архитектуры городов, то ни в одном из них мы не увидим современную концепцию формирования зон экологического комфорта. В развитых странах, где качество окружающей среды и эффективного городского пространства является показателем состоятельности местных властей, организация зон экологического комфорта должна соответствовать требованиям по созданию и совершенствованию зеленых зон. Среди требований обозначены и потребность общества в охране памятников культуры, национального пейзажа, приоритетное значение эстетических требований, развитие многообразия форм садово-парковой архитектуры.

Сегодня в городах Казахстана практически полностью игнорируются зоны активного использования, такие, как вокзалы, аэропорты, торговые центры, стадионы, выставки. Собственники мало задумываются над тем, как организовать время, которое человек тратит на ожидание своего поезда или самолета, а потребность в кратковременном отдыхе существует всегда. Крыши и прилегающие территории скольких вокзалов и аэропортов у нас используются для организации отдыха? В скольких из них при проектировании благоустройства территории, так же, как и в объемном проектировании здания, предусматривается ее зонирование? Поверьте – нигде. Разве что в астанинском ТЦ «Хан Шатыр» в специальном павильоне воссоздан уникальный природный ландшафт влажных субтропиков. Этим новые реализованные в Казахстане предложения, пожалуй, заканчиваются. Практически отсутствуют подземные пространства с прозрачной купольной крышей, во-первых, не требующие больших затрат на отопление; во-вторых, способные быть местом создания зон экологического комфорта.

Большие перспективы в южных городах страны как зоны экологического комфорта могли бы иметь кровли зданий, а вернее их озеленение. «Зеленые крыши», помимо эстетического наслаждения и психологического комфорта, способны нести мощные экологические преимущества. Увы, этот ресурс у нас не используется.

В настоящее время в мире широко применяется метод создания экопарковок – специальных газонов для парковки автомобилей, защищенных от внешних воздействий при помощи газонных решеток. Этот метод не только делает облик города более экологичным, но и позволяет увеличить количество парковочных мест в городе. Однако в Казахстане данная практика не нашла распространения, хотя проблема дефицита парковочных мест очень актуальна.

Современные технологии озеленения могли бы облагородить и отчасти решить проблему экологии даже на таких утилитарных объектах, как подземные гаражи, крыши заводских корпусов и офисных зданий. Экологический эффект при этом был бы колоссальный. Выражался бы он, во-первых, в регулировании стока ливневых вод. «Зеленые крыши» способны абсорбировать до 70 % дождевой воды. Во-вторых, тепловой эффект, вечный спутник и серьезнейшая проблема крупных мегаполисов, существенно бы облегчался. В-третьих, отчасти разрешилась бы проблема дефицита городского пространства для создания зон экологического комфорта.

Данная таблица дает представление о том, насколько адекватно внимание со стороны местных властей к решению проблем окружающей среды. Несмотря на то, что официальные статистические данные свидетельствуют об экономическом подъеме в Казахстане, рост вложенных средств в охрану окружающей среды не столь однозначен. Выделяемые средства распределяются между регионами крайне неравномерно. Большая часть природоохранных инвестиций – свыше 80%, распределяется между Атырауской, Актюбинской, Мангыстауской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областями. При этом наиболее высокие темпы роста выделяемых средств отмечены в Атырауской области. На основании приведенных данных нетрудно заметить, что инвестиции на охрану окружающей среды направляются преимущественно в те регионы, где ведется интенсивная добыча металлов и углеводородного сырья.

Возникает вопрос, чем объяснить диспропорции в распределении средств? Например, если в Алматы самый загрязненный атмосферный воздух, то тогда почему в регионах с высоким уровнем риска загрязнения окружающей среды ежегодное увеличение объемов инвестиций идет на миллиарды тенге, а в южной столице всего на сотни миллионов? Так, в 2011 году в Алматы из-за нехватки денежных средств значительная часть парков, скверов и бульваров осталась без обработки от клещей и других насекомых. Причина: урезанный бюджет до 18 млн. тенге, что на 9 млн. меньше, чем в 2010 году.

В центральных районах городов Казахстана практически невозможно отыскать более или менее значительные площади для расширения зеленых насаждений. Тем не менее возможность развития вертикального озеленения властями практически не рассматривается. Градоначальникам и их свите легче и дешевле все «закатать» в асфальт, чем обременять себя трудностями как технического, так и экономического характера. Ведь стоимость озеленения 1 га территории обходится в среднем в 1000 долларов, а устройство газона на той же территории – 200 долларов за 1 кв.м. А если в расчет взять уйму мелких участков, то их озеленение обходится в 370–500 долларов за 1 кв.м. Ясно, что в последнем случае дешевле и проще асфальтировать дворовую территорию, чем озеленять ее. В техническом отношении зеленое строительство затрудняется захламленностью территории новостроек и захоронением в почву отходов строительства.

СКВЕРное состояние

По европейским нормам, на душу населения должно приходиться не менее 7 кв.м. парков, международные стандарты требуют не менее 10 кв.м. зелени на одного жителя. Одним из самых «зеленых» городов в Европе считается Киев, где на одного жителя приходится 21 кв.м. парков. По количеству зеленых насаждений после Киева идет Дубай, где на одного жителя приходится 19,7 кв. м. парков. В тройку лидеров входит Москва. Чуть меньше парков в Лондоне и Берлине. И совсем мало насаждений в Нью-Йорке и Токио.

Парковая инфраструктура в городах Казахстана практически отсутствует за исключением ряда объектов Алматы и Астаны.

Существующие парки и скверы находятся в удручающем состоянии: скамеек мало, груды мусора и собачьи фекалии, местами лежбища бомжей и других маргинальных элементов. Отвратительное санитарное состояние парковых зон отдыха, малое количество развлекательных объектов, тотальный дефицит биотуалетов – это характерные черты наших парков и скверов.

Городской парк сегодня должен представлять комплексное, многофункциональное учреждение культуры, располагающее зеленым массивом, являющееся природным и культурно-рекреационным объектом, организующим культурно-досуговую и физкультурно-оздоровительную работу среди населения. В стране насчитывается 103 парка, хотя еще в 2001 году их было 36. При этом если количество парков и увеличилось, то их площадь уменьшилась, причем существенно. Так, если в 2001 году общая площадь парков, расположенных под открытым небом, составляла 2 758,4 га, то в 2012 году всего 1873,7 га. Несомненным лидером по сокращению парковых территорий является г. Алматы – с 2056,9 га в 2001 году до 1040,4 в 2012-м. Площади парков за 10 лет сократились в Кызылординской – с 15 га до 6,9 га, Восточно-Казахстанской области – с 24,7 до 21,8 га, Астане – с 99,5 до 30,8 га.

Если когда-то Ташкент и Алма-Ата конкурировали за звание «Самый зеленый город», то сейчас казахский мегаполис существенно в этом уступает узбекской столице. В настоящее время почти половину территории Ташкента занимают зеленые насаждения. На каждого ташкентца сегодня приходится по 69 озелененных кв.м. В Алматы – всего 4 кв.м. А было время, когда Алма-Ата входила в пятерку самых зеленых городов СССР и в десятку зеленых городов мира.

Впрочем, ситуация сродни алматинской характерна для многих городов Казахстана. В Караганде расположено 7 парков, 28 скверов и бульваров, при этом на каждого жителя приходится всего 6,4 кв.м. зеленых насаждений.

Наверное, единственным городом в Казахстане, где площадь озеленения на одного человека с каждым годом растет, является Астана. По состоянию на 1января 2011 года в столице имелось 7 парков с общим количеством деревьев около 43 тыс. штук, 65 скверов, где посажено свыше 36 тыс. деревьев и 2 тыс. кустарников. Зеленых насаждений приходится на одного жителя 11,4 кв.м., что по сравнению с 2008 годом больше на 3,88 кв.м. При всем при этом, если территория Астаны в 2000 году по суммарному загрязнению почвогрунтов 25 химическими элементами имела допустимый уровень загрязнения, то сейчас не только почва, но и атмосферный воздух в столице ухудшились. Кроме того, есть тенденция роста загрязнения атмосферы пылью, особенно в летне-осенний период. Основным загрязнителем воздушного бассейна города является автотранспорт. Если в 2008 году в Астане было всего 155 тыс. машин, то сейчас – свыше 210 тыс. И это не учитывая транзитный транспорт: ежесуточно в город въезжает более 25 тыс. автомобилей.

Амина БУРАБАЕВА,
«D»

(Продолжение следует).

Республиканский еженедельник онлайн