Петр СВОИК: Амнистировать свои капиталы будут те, кто близок к власти

psvoik– Президент Нурсултан Назарбаев поручил Национальному банку разработать до 1 июня 2014 года законопроект об амнистии капитала. Последняя акция по легализации имущества, в том числе движимого и недвижимого имущества, капитала, ценных бумаг проходила с лета 2006 года по апрель 2007 года. Так что предстоящая амнистия станет уже третьей по счету за последние 10 лет. Как вы думаете, для чего или для кого она нужна?

– Она нужна владельцам этих капиталов. То, что именно сейчас решили проводить амнистию, связано с опасениями, что санкции, применяемые Западом против некоторых провластных олигархов в России, могут быть перекинуты и на казахстанских.

– То есть президент делает это для того, чтобы защитить интересы кучки самых богатых людей в Казахстане?
– Я считаю, что главный интерес в этом. А все остальное – объяснения типа того, что эта мера поможет экономике, что придут инвестиции, – это уже производное от необходимости подстраховать эти капиталы.

– А как вы думаете, эти деньги они вернут в страну?
– Конечно, кое-что вернут. Я думаю, идея о такой амнистии возникла не спонтанно, а имеет некие корни.

– Вы могли бы вкратце прокомментировать итоги предыдущих двух легализаций капиталов? Что страна имела в конечном счете, ведь информация об этом крайне скудная?

– Если освежить память, я вспоминаю такой довольно забавный эпизод: когда о легализации объявили первый раз, тогда парламент принял закон, где был обозначен срок – полгода, кажется. Однако по истечении этого времени почти никто ничего не вернул в страну. Тогда парламент продлил срок легализации еще, по-моему, на три месяца. И тут многие зашевелились, а некоторые даже публично «отметились». Если не путаю, Зейнулла Какимжанов, который потом стал министром финансов, заявил в прессе, что вернул кругленькую сумму. Он ее называл, но я сейчас не вспомню, какую именно.

Так что получается, что когда продлевали срок действия нормы закона, видимо, знали, кого конкретно амнистия коснется, кому конкретно норма закона адресована. Я думаю, что и сейчас инициатива принятия закона об амнистии капитала связана с таким же хорошим знанием того, кому конкретно на данном этапе она сейчас крайне необходима.

– Легализация капитала не есть ли для страны показатель состояния экономики в плане проблематичности привлечения внешних инвестиций?

– В любом случае амнистия капитала – это копейки против того потока иностранных инвестиций, которые реально были привлечены в страну. Если оперировать языком цифр, то за все рыночные годы в Казахстан прямых иностранных инвестиций привлечено без малого 179 миллиардов долларов. Это, конечно, не идет в сравнение с теми средствами, которые будут возвращены в результате амнистии частных капиталов. Но главное – другое. Все инвестиции, которые в страну привлечены, наполовину ушли в геологоразведку и сырьевой экспорт, а другая половина в большей части заведена в торговлю и финансовую деятельность. То есть иностранные инвестиции сработали на закрепление нашей экспортно-сырьевой и импортно-товарной зависимости, а также на расширение системы вывода капиталов из страны. Например, доходов на эти 179 миллиардов инвестиций (если просуммировать данные официального платежного баланса Казахстана) вывезено уже на 190 миллиардов, и с каждым годом вывоз все более превышает ввод новых иностранных инвестиций. Поэтому проблема не в том, как бы хранящиеся за границей капиталы «притащить» на родину, а в том, как преобразовать саму такую внешнеориентированную экономику.

То, что иностранные инвесторы так себя ведут, тут ничего удивительного нет. Они видят, как можно получить собственную прибыль, и они ее получают. Удивительно то, как наши правительственные руководители не просто наблюдают за этой ситуацией, но чрезвычайно радуются притоку иностранных инвестиций. Гордятся и подчеркивают, как много сюда зашло, что мы чемпионы среди стран СНГ по привлечению иностранных инвестиций. Но стоит посмотреть, куда же эти инвестиции вкладываются и сколько в результате с ними уходит назад, – настроение сразу испортится. Поэтому о таких аспектах власти предпочитают молчать.

– Кстати, на заседании Совета национальных инвесторов президент Назарбаев обратился к его участникам с собственным довольно интересным соображением: «Чего держать деньги в тех опасных банках, которые в любое время могут заблокировать по политическим мотивам? Вы видите, что происходит в мире. За то, что что-то политически случается, и всех бизнесменов, у кого деньги есть, – берут за одно место и заставляют делать то, что им хочется». Какие, по вашим наблюдениям, страны он имел в виду, которые «берут за одно место» и решают финансовый вопрос? Такой метод применим в цивилизованных странах?

– Он говорил о тех санкциях, которые США и Европа наложили на некоторых российских бизнесменов и политиков. Можно ли считать Америку и Европу цивилизованными – это уже другой вопрос, но именно эти страны наложили санкции на Россию. Я думаю, что президенту нашлись желающие эту идею подсказать.

– Вам не кажется, что после такого предупреждения вряд ли у наших бизнесменов появится желание быть «засвеченными»? Тем более что заместитель премьер-министра РК – министр финансов Бахыт Султанов на брифинге в службе центральных коммуникаций при президенте РК заявил, что «если владелец легализованного капитала пожелает снять его со счета, не инвестируя в экономику Казахстана, с него возьмут 10-процентный банковский сбор».

– Принято политическое решение – вернуть капиталы в страну. И на это накладывается некое техническое исполнение. «Если будете вкладывать в экономику, то не будет облагаться, если не будете вкладывать, то заплатите повышенный налог» – это достаточно понятно. Правительство же должно предусматривать какие-то меры поощрения инвестиций.

– Даже если капиталы вернутся в страну, тогда не ждет ли тех олигархов, чьи деньги вернулись, участь Аблязова, нет ли опасности, что они попадут в лапы «рейдеров»?

– Я думаю, большие деньги заработать в Казахстане, настолько большие, что их приходится прятать за границей, можно только имея контакты с властью. И, соответственно, тот, кто будет их сюда возвращать, надо полагать, тоже не посторонний для власти. Поэтому вряд ли им надо сильно бояться рэкета. Думаю, больше им надо опасаться каких-то внутренних, клановых разборок.

– А как вы думаете, есть ли у простого народа что легализовать?

– Большинство населения Казахстана не нуждается в амнистии капиталов, потому что им амнистировать нечего. Поэтому это решение принято в интересах узкого круга приближенных к власти, которые нуждаются в отмывании уведенных из страны денег.

Другое дело, что все последние годы в Казахстане растет тенденция, когда люди, даже не очень богатые, стараются здесь заработанные деньги реализовать где-то за границей. Стремление создать плацдармы за пределами собственной страны очень популярно для среднего класса, тех, кто хочет что-то иметь, и они стараются это что-то превратить в недвижимость или в другие вложения за границей. Но понятно, такие люди никогда ничего сюда возвращать не будут. В конце концов, если откровенно, не для того они уводили свои капиталы из страны, чтобы возвращать их. Амнистировать свои капиталы будут те, кто близок к власти. То есть это провластные бизнесмены или госчиновники, которые записали свои капиталы на родственников или на кого-то еще. Амнистия адресована как раз им, а не простому народу, которых она совершенно не касается.

– Легализация будет способствовать развитию отечественной экономики?

– Надо заниматься не легализацией, а переформатированием экономики. У нас экономика на вывоз, и в этой экономике пытаться через амнистию поправить дела утопично. Надо создавать такую экономику, которая работала бы на внутреннее национальное развитие. Для этого нужны политические реформы. То есть не реформа финансов, а реформа системы управления страной. Такая отсталая придаточная сырьевая экономика есть следствие не нашей экономической или технологической неразвитости, она есть следствие того, что у нас система власти в стране фактически феодальная. И такой системе власти соответствует и сырьевая, фактически феодальная экономика.

Бахытгуль МАКИМБАЙ,
«D»

КСТАТИ

Легализация капитала: УЖЕ ПОЯВИЛОСЬ «ЕСЛИ»

«Если владелец легализованного капитала пожелает снять его со счета, не инвестируя в экономику РК, с него возьмут 10%-ный банковский сбор, сообщил Бахыт Султанов. «Если же гражданин не хочет использовать три инструмента (инвестирования в экономику Казахстана — КазТАГ), он может, в принципе, забрать деньги с депозитного счета. Но при этом банк будет удерживать 10%-ный сбор», – сказал заместитель премьер-министра РК — министр финансов Бахыт Султанов на брифинге в службе центральных коммуникаций при президенте РК.

По его словам, в проекте законодательной базы легализации капитала предусмотрен ряд нововведений. Во-первых, легализация денег будет осуществляться путем зачисления капитала на специальные счета в банках второго уровня (БВУ). На эти средства будет начисляться доход по рыночной ставке.

Во-вторых, предусматриваются альтернативные пути использования средств владельцами капитала. «Если он (владелец капитала – КазТАГ) не хочет эти средства держать на депозитном счете в банке, он может перечислить их с этого счета на приобретение других легальных инструментов. Так, можно их инвестировать в экономику путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций БВУ, национальных управляющих холдингов, нацкомпаний, институтов развития и акций в рамках программы «народное IPO», – пояснил Б. Султанов.

Третий механизм предполагает приобретение гражданами объектов в рамках программы второй волны приватизации.
КазТАГ

РЕЙТИНГ
Цыплят будем считать по осени…

• В феврале-марте 2014 года Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно качества работы структур прямого подчинения президенту РК за прошедший 2013 год и за первый квартал 2014 года.

Согласно оценкам экспертов, после опроса сформировалась следующая тройка лидеров:
– Администрация президента РК (Карим Масимов) – 3,72;
– Комитет Национальной безопасности РК (Нуртай Абыкаев) – 3,46;
– Совет безопасности РК (Кайрат Кожамжаров) – 3,43.

Администрация президента РК заняла первую строчку в рейтинге наиболее эффективных государственных структур прямого подчинения. В силу специфики работы АП принимает ключевые решения в непубличном формате (?). В то же время программы, курируемые АП, реализуются более успешно, когда руководители профильных отделов уделяют внимание работе с общественными настроениями и внутри­элитными ожиданиями. Структурные подразделения АП подают в общество определенные информационные месседжи, и, условно говоря, должны «разжевывать их», пишут составители рейтинга.

А новому руководителю АП Нурлану Нигматулину предстоит выполнить большой объем работы по обозначенным в президентском послании идеологическим ориентирам развития страны, транслировать их в новую предвыборную платформу, как президента, так и партии «Нур Отан». Учитывая высокую степень доверия со стороны Нурсултана Назарбаева, можно отметить, что Нурлан Нигматулин будет весьма жестко и агрессивно проводить эту подготовительную работу.

Комитет национальной безопасности РК занял вторую строчку в рейтинге наиболее эффективных структур прямого подчинения президенту РК. Авторитет данной структуры во многом обусловлен потенциалом ее первого руководителя. За прошедший 2013 и первый квартал 2014 года структура прибавила в динамизме. Было изменено и ужесточено законодательство, создана новая программа борьбы с терроризмом и экстремизмом.

В первом квартале 2014 года кристаллизировались и новые вызовы – через обострение внутриполитической обстановки на Украине и в Кыргызстане. Кроме того, ряд важных региональных процессов, таких, как вывод войск США из Афганистана, ставит перед КНБ задачу усиления профилактики терроризма и экстремизма.

Совет безопасности РК замыкает первую тройку наиболее эффективных структур прямого подчинения. На значимость вопросов национальной безопасности в 2013 году и первом квартале 2014 года не раз обращал внимания президент. В частности, обеспечение информационной безопасности стало главным вопросом повестки дня очередных заседаний Совета безопасности, прошедших под председательством главы государства в апреле, сентябре 2013, и феврале 2014 года, пишет «Рейтинг.kz».

• От себя добавим, что данный рейтинг составлен до военных событий на Украине. АП, КНБ и СБ, как структуры прямого подчинения президенту РК, должны показать свои эффективности в деле государственного управления после мая месяца, когда подпишется или не подпишется договор по Евразийскому экономическому союзу. Так что цыплят будем считать по осени…

Республиканский еженедельник онлайн