«Общественная позиция»
(проект «DAT» № 47 (271) от 25 декабря 2014 г.
Возвращаясь к напечатанному
Следователи КНБ, как стахановцы, хотят завершить расследование дела генерала Джуламанова в рекордно короткие сроки.
Напоминаем, что директор погранслужбы, заместитель председателя КНБ РК генерал-лейтенант Нурлан Джуламанов был задержан 27 октября 2014 года по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями. Обвинение ему было предъявлено 28 октября. Он обвиняется по ст.311 ч. 5 УК РК – получение взятки в особо крупном размере и ст.235 ч.3 – создание и руководство организованной преступной группой или преступным сообществом (преступной организацией), участие в преступном сообществе.
Постановление подписано руководителем следственно-оперативной группы (далее – СОГ) КНБ – главным следователем следственного департамента КНБ РК полковником юстиции С. Амановым. В самом конце документа от руки обвиняемого Джуламанова: «Не согласен» – и его подпись.
29 октября военный суд Акмолинского гарнизона санкционировал арест Н. Джуламанова сроком до 27 декабря.
Несмотря на официальное предупреждение СМИ военной прокуратурой РК воздержаться от публикаций, которые могут быть расценены как вмешательство в ход расследования, некоторые казахстанские печатные издания и интернет-сайты буквально взорвались статьями различного толка. Явно задавшись целью создать экс-директору погранслужбы образ махрового взяточника и отпетого ОПГ-шника, иные превзошли самих себя (читайте «ДАТ» от 18.12.2014 г.). Есть основания подозревать, что всем этим компроматом снабжают «избранные» СМИ сами следователи КНБ, которые ведут расследование уголовного дела с целью создания негатиного общественного мнения об экс-директоре погранслужбы.
Пинкертоны КНБ спешат. 12 декабря старший следователь по ОВД СД КНБ РК А. Кунбулатов в следственном изоляторе КНБ ознакомил Джуламанова, его адвоката и общественного защитника – супругу Гульнар Джуламанову с постановлением о том, что до 19 часов 22 декабря 2014 года Джуламанов должен завершить ознакомление с материалами уголовного дела.
Однако защита обвиняемого считает, что постановление нарушает ст. 13 Конституции РК – «Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод» – и практически лишает обвиняемого этого конституционного права.
Так, уголовное дело на сегодня составляет 30 томов и 6 томов приложений к нему. Кроме того, на день вынесения постановления не были представлены вещественные доказательства в полном объеме. А это договора, материалы проведенных тендеров, денежные средства и другие предметы, признанные вещественными доказательствами – для их обзора и сверки на соответствие подлинности с процессуальными документами изъятия, выемки, обыска и осмотра. Несмотря на неоднократные просьбы защиты, не были предъявлены и воспроизведены диски, фонограммы, видеозаписи проведенных экспертиз, легализованных следственно-оперативных розыскных материалов, допросов, обысков, выемок, проверки показаний на месте, взятых образцов голоса и всех других следственных действий, где применялась видеосъемка. Джуламанов и его защита дважды обжаловали действия органа уголовного преследования, однако ответа не последовало.
Обвиняемый и защита не согласны с датой окончания срока ознакомления с материалами дела еще и потому, что 16 и 17 декабря являлись праздничными днями, 20-21 декабря – выходные, следствием для окончательного ознакомления с материалами дела определено лишь 3,5 рабочего дня, а именно: с 15 час. до 18 час. 15 декабря (т.е. менее половина рабочего дня), 18-19 и 22 декабря (три рабочих дня). А согласно п.3 ст. 275 УПК РК, обвиняемый и защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления со всеми материалами уголовного дела. Для полного ознакомления с ними необходимо еще не менее 40-60 рабочих дней, – считают обвиняемый и его защитники, – тем более, что в постановлении нет ни одного факта, который свидетельствовал бы о том, что они умышленно затягивают срок ознакомления с материалами дела.
По данным общественного защитника, находясь в следственном изоляторе, экс-директор погранслужбы пережил гипертонический криз, у него зафиксировали высокое артериальное давление – 180 на 100, тошноту, рвоту и головокружение, пульс упал до 40, стали неметь руки и ноги. Тем не менее следователь Кунбулатов пообещал, что зафиксирует данные о том, что Джуламанов отказывается знакомиться с делом. Об этом пишет газета «Мегаполис».
Если зафиксированный гипертонический криз следователи считают симуляцией, то, спрашивается, как воспринимать обещание следователя Кунбулатова – угроза, давление на обвиняемого? О каких оперативных сроках завершения ознакомления с материалами дела можно говорить, если человек знакомится с ними лежа на стульях? А как же требования международного и отечественного права о соблюдении принципов гуманности при проведении следствия? И в конце концов, почему так по-стахановски «гонит» следствие? Ведь из изолятора КНБ обвиняемый никак не сбежит.
Постановление о завершении ознакомления с материалами уголовного дела 22 декабря, вынесенное руководителем СОГ С. Амановым и утвержденное первым заместителем главного военного прокурора РК полковником юстиции К. Игембаевым, защита генерала Джуламанова обжаловала в Есильском районном суде №2 г. Астаны. Она просила признать его незаконным и отменить. Что скажет наш «самый гуманный в мире» суд?
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»
Когда верстался номер…
23 декабря Есильский районный суд №2 г. Астаны отказал защите генерала Джуламанова в удовлетворении ее жалобы. Пинкертоны КНБ, по всей вероятности, уже до Нового года отправят дело в суд. Ожидается, что судебный процесс будет открытым. Однако, как знать…