• Николай Кузьмин заговорил! Впрочем, поправка – депутат Николай Кузьмин заговорил. Как человек, он, конечно, заговорил еще в том возрасте, когда был просто Колей. А вот как депутат действительно заговорил только недавно. Личная страница депутата Кузьмина на официальном сайте мажилиса весьма скудная. Всего несколько депутатских запросов. Небогато. Выступлениями на заседаниях мажилиса и депутатских комитетов Кузьмин также не славился. Предпочитал сидеть тихо. А тут вдруг как прорвало!
На заседании комитета по бюджету и финансам 10 и 17 сентября, где депутаты впервые знакомились с проектом республиканского бюджета на 2014–2016 годы, Кузьмин неожиданно стал чуть ли не главным действующим лицом. Он очень озаботился доходами бюджета. Николай Алексеевич выступил со своими советами – как же пополнить республиканскую казну. Давайте познакомимся с гениальными предложениями депутата из Восточно-Казахстанской области.
– Когда мы говорим о доходной части, мы всегда смотрим, акцизы, нефть. Я бы хотел дискуссию развернуть в сторону программы форсированного индустриально-инновационного развития. Вопрос такой: когда будет сделана ревизия по нашим казахстанским производителям, которые имеют казахстанское содержание и льготную налогооблагаемую базу? Этот вопрос, в том числе и к Министерству финансов. Тогда мы говорили о «Казахстан Инжиниринге», автомобильных предприятиях. Там есть очень большие скрытые возможности пополнения бюджета. То есть они, являясь казахстанскими производителями, получают все льготы и дотации. Это тоже пополнение доходной части, если они не имеют даже 1 процент. Я не буду сейчас называть предприятия. Они получают их, и много лет уже получают. Это первый вопрос.
Второй вопрос. Мы с депутатом Сабильяновым разговаривали по вопросам социально-предпринимательских корпораций. СПК – тоже чудесные организации, через которые деньги перекачиваются из государственного бюджета в частные. Например, уже начали выделять деньги для частных компаний (мы ревизировали, в том числе по регионам), даже не трогая малый бизнес, говорим о крупном, на ТЭО, проектные работы, стабилизацию продовольственного фонда. Как быть с этим?
Вообще у меня такое предложение к комитету, правда, я еще ни с кем не обсуждал, может быть, мы все-таки запретим капитализировать СПК в Бюджетном кодексе, когда будем им заниматься. Ну, просто перетекают деньги. Да, у меня есть такое предложение, потому что вот факты, я не буду их называть, сотнями миллионов тенге уходят. Как так? Я тоже знаю эту программу ФИИР хорошо. Если организация строит свой проект, планы, но она не может сделать ни ТЭО, ни проект, куда она тогда идет с этим проектом? Скажите свое мнение. Спасибо.
Итак, депутат Кузьмин видит единственный способ улучшить дела в государстве – отменить льготы для предприятий, участвующих в программе форсированного индустриально-инновационного развития. Хотя депутат и заговорил, но как-то туманно. Конкретно не называет – у кого же эти льготы нужно отобрать? Ходит вокруг да около. Если уж взялся бороться за государственные деньги – надо четко называть имена, явки, пароли. Впрочем, зацепка есть. Кузьмин называет автомобильные предприятия. А их в Казахстане пока маловато. Одно из них – завод «Азия Авто» – находится в Усть-Каменогорске. Мы обратились к генеральному директору АО «Азия Авто Казахстан» Ержану Мандиеву.
– Ержан Оразбекович, депутат Кузьмин при обсуждении проекта бюджета заявил, что казахстанские автопроизводители получили от государства огромные льготы, которые, по его мнению, приводят к большой прорехе в государственной казне. Он предлагает эти льготы отменить. Действительно у автопрома в Казахстане такие льготы, что встает вопрос, чуть ли не о разорении государства?
– Весь мир, развивая свою автомобильную промышленность, предоставляет автозаводам, как, впрочем, и другим отраслям, поддержку. Например, в США, где автопром насчитывает более чем столетнюю историю, правительство предоставляет компаниям этой отрасли более 60 различных инструментов господдержки.
Это данные из открытых источников, доступные всем, и упомянутому депутату в том числе. Наше правительство выстроило свою стратегию развития отечественного автопрома. Вся суть в том, что нужно создать такие условия, когда выгоднее выпускать собственные автомобили, чем привозить их извне.
Комплектующие изделия ввозятся в Казахстан по нулевой ставке таможенных платежей. В то же время таможенные ставки на ввоз готовых автомобилей повышены, особенно на подержанные машины. Вот наша основная льгота. Причем эти нормы установлены Таможенным кодексом Таможенного союза Казахстана, Беларуси и России. Все помнят, как тяжело принимались эти простые и понятные решения при вступлении страны в Таможенный союз. Россияне поддерживают свою автомобильную промышленность, российский автопром за последние годы сделал огромный рывок вперед. И предоставляя нам льготу на ввоз комплектующих, россияне, в принципе, поддерживают своего конкурента. Выпуская модельный ряд SKODA, KIA, CHEVROLET, LADA мы отбираем у российских заводов значительную долю рынка в Казахстане. Этой льготой мы начали пользоваться не так давно, с 1 июля 2011 года, хотя Таможенный союз действует с 1 января 2010 года. Еще целых полтора года действовали льготные ставки на ввоз автомобилей.
Действительно, с прошлого лета мы чувствуем, что это серьезная поддержка. Наращивая объем производства (в прошлом году завод произвел более 16 тыс. автомобилей, план на 2013 год – 32 тыс. авто. – Ред.), мы получили возможность направить прибыль на строительство нового завода полного цикла объемом в 120 тысяч автомобилей в год, что потребует не менее 4 000 рабочих мест только в основном производстве. Помощь государства в этом проекте минимальная. Это предоставление земельного участка и подведение коммуникаций. Все остальное мы делаем за счет собственных средств. Естественно, рост производства напрямую влияет на поступления в бюджет. Уже сегодня «Азия Авто» является одним из крупнейших налогоплательщиков Восточного Казахстана, а с запуском нового завода ежегодные отчисления в бюджет составят более 14 млрд. тенге. Поэтому я не совсем понимаю, о каких «скрытых возможностях» пополнения бюджета говорит депутат. Развитие производства – это и есть главный резерв пополнения бюджета.
Да, странная логика у депутата Кузьмина. Сейчас «зарезать» и без того куцую отечественную промышленность, получить какие-то крохи в казну, но при этом потерять миллиарды! Казахстанский автопром действительно неплохо развивается. Кроме «Азия Авто» уверенные шаги делает завод в Костанае, в Семее работает предприятие «СемАЗ», и мы уже видим автобусы семейского производства на наших дорогах, в Кокшетау ведется сборка КАМАЗов. Пусть пока действуют только сборочные производства, но это гораздо лучше, чем завозить готовую продукцию. И замахивается Кузьмин на законодательство Таможенного союза! Так чего в действительности добивается депутат? О мотивах столь рьяного порыва Кузьмина мы поговорим чуть позднее. А пока давайте разберемся с социально-предпринимательскими корпорациями, которые также подверглись критике в пламенном спиче депутата. Руководство СПК «Ертiс», базирующейся в Усть-Каменогорске, не стало давать какие-либо комментарии в связи с выступлением Кузьмина, посоветовав обратиться к официальному сайту корпорации, где размещена вся информация о деятельности СПК.
Последовав этому совету, мы действительно нашли много интересной информации. Самое главное, что «перетекания средств», о котором говорил депутат, на самом деле нет. Денежные ресурсы, имеющиеся и поступающие в СПК, направляются на финансирование конкретных проектов, согласно утвержденным финансово-экономическим обоснованиям, и не расходуются на текущую деятельность самой корпорации. Таких проектов немало. В частности, при помощи СПК «Ертiс» начал хотя бы частичную работу Серебрянский завод неорганических производств, что дало работу для 250 человек. Участвует СПК и в ряде государственных программ. Вроде бы никакого «криминала» нет.
А может быть «наезд» Кузьмина на СПК связан с тем, что социально-предпринимательская корпорация «Ертiс» является одной из сторон соглашения о строительстве в Усть-Каменогорске автосборочного завода полного цикла? И именно СПК занимается вопросом выделения земли для строительства завода и подведения инженерных коммуникаций. Еще в начале прошлого года СПК обратилась в акимат Глубоковского района для решения этого вопроса. Да вот незадача – эти земли, оказывается, уже давно принадлежат фирмам и структурам, так или иначе связанным с Кузьминым! В частности – ТОО «ПКФ «Титан», фирме, учрежденной Кузьминым еще в 1995 году. Поскольку вопрос о добровольной передаче этих земель с предоставлением взамен равноценных участков или о выкупе так и не был решен, Глубоковский акимат начал процедуру изъятия земельных участков для государственных нужд. И вот тут появляется заявление некоего «Общественного фонда поддержки малого и среднего бизнеса в противодействии коррупции» (!). Вы хоть что-то слышали об этом фонде со столь громким названием? Наверное, и сами представители малого и среднего бизнеса, которых, вроде бы, и должен защищать от коррупции этот фонд, также впервые о нем узнали. Почему-то этот «невидимый» фонд, по-видимому, яростно занимается только защитой интересов структур, связанных с Кузьминым.
Так вот, малоизвестные борцы с коррупцией обратились в финансовую полицию, чтобы это ведомство разобралось – на каком основании земли, находящиеся в частной собственности, изымаются для государственных нужд. А фактически, как считают бойцы антикоррупционного фронта, эти земли перейдут коммерческой структуре – автозаводу «Азия Авто». Естественно, обращение «рыцарей правды и справедливости» ни к чему не привело. Земли изымаются действительно для государственных нужд. Ведь государство, согласно решению комиссии по модернизации экономики под председательством премьер-министра Серика Ахметова, в рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» должно выполнить строительство инженерной инфраструктуры будущего завода. И земли, по которым пройдут сети и коммуникации, остаются в государственной собственности. Этими коммуникациями могут пользоваться и другие предприятия, находящиеся вблизи или непосредственно на этой промплощадке.
Пока шли разборки по заявлению «борцов с коррупцией», пока идут судебные разбирательства по земле, теряется самое главное – время. Строительство нового автозавода могло уже давно развернуться в полную силу, если бы не уперлось в земельный вопрос. А весь земельный вопрос упирается, скорее всего, в частные интересы Кузьмина. Не хочется ему отдавать землю – и все! И продавать, видимо, тоже не хочется, цена не устраивает. Купил в свое время Николай Алексеевич эту земельку за смешную цену, а продать теперь, наверное, желает по баснословной стоимости. Вот и выходит, что вся его пламенная речь, вероятно, вызвана совсем не заботой о государственном бюджете. Скорее всего, это попытка «отомстить» за то, что задели его интересы, покусились на его земельку!
А про свои интересы Кузьмин не забывает. Вот и в своем выступлении он отметил: «Компания компании рознь, если, допустим, нефтяная отрасль, «Казатомпром» и так далее, они же не перекачивают деньги в частные структуры, а эта структура (СПК – Ред.) только для этого и создана. Вы же понимаете, мы об этом говорим!».
В том-то и дело, что именно из «Казатомпрома» и перетекают. Причем, прямо в карман Кузьмина. Так, по данным, опубликованным на сайте nomad.su, «Казатомпром» купил у Кузьмина ТОО «Bergstein Construction» для строительства на площадке этого ТОО завода по выпуску фотоэлектрических пластин. По сути, это площадка бывшего завода ЖБИ, доставшегося Кузьмину при приватизации. При этом цена сделки завышена в 6–10 раз, от 13 до 20 млн. долларов! «Казатомпром» – компания национальная, значит, и деньги эти национальные! В дальнейшем и проектирование, и реконструкцию площадки под строительство проводят фирмы Кузьмина, а это еще сотни миллионов народных денег. Так вот где надо было порадеть за государственный интерес! Но поскольку здесь государственный интерес совпадает с интересами самого Кузьмина, то в этом случае все тип-топ. А вот когда государство хочет развивать отечественный автопром, но при этом задевает личные интересы Кузьмина, вот тут он и поднимает голос. А чтобы этот голос не выдавал его собственную заинтересованность, он с заинтересованно вещает об угрозе интересам государства. Хорошая тактика. Да вот только выдал себя Кузьмин со всеми потрохами.
А картинка открылась совсем неприглядная, если не сказать – мерзкая. Неужели у нас действительно депутатский мандат получают только для того, чтобы продвигать свои личные интересы и ставить палки в колеса тем, кто хоть как-то задел эти личные интересы? Уж лучше бы Кузьмин сидел тихо, как и раньше. Не зря же говорят – иногда лучше жевать, чем говорить.
Мы уже предлагали Николаю Кузьмину открыто объясниться со своими избирателями, ответить на простой вопрос: все-таки, он кто – бизнесмен или депутат? Николай Алексеевич не воспользовался нашим предложением. Теперь мы обращаемся в областной филиал партии «Нур Отан» по ВКО, выдвинувший Кузьмина в депутаты – а нужен ли партии и региону такой избранник? Может быть, стоит заменить его другим человеком, который будет меньше озабочен собственными интересами?
Денис КАРАМАНОВ,
«D»