Почему в богатой стране столько бедных?

Судя по действиям казахстанского правительства, грядут тяжелые времена. Подкармливая народ байками о светлом и обеспеченном настоящем и будущем, кабинет министров мечется в поиске денег, продавая налево и направо природные ресурсы страны и пытаясь вытянуть деньги у населения, теперь уже путем IPO. А тем временем деньги казахстанских олигархов без проблем уходят в офшор, работая на экономику других стран. Внешний долг страны достиг катастрофических объемов. И это в стране, которая, по оценкам международных экономических институтов, отнесена к числу стран самых богатых минеральными ресурсами. Однако при этом минимальная месячная зарплата в нашей республике меньше, чем в тех же утопающих в волнах экономического кризиса Латвии, Литве, Эстонии, соседней России и сотрясаемой политическими и экономическими катаклизмами Украине.

Богатые недра Казахстана

Сегодня Казахстан входит в число самых богатых минеральными ресурсами стран. Этих запасов, как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на исследования Citigroup Inc. и Геологической службы США, хватит стране более чем на сто лет.

На первом месте в списке рудных запасов – ЮАР. Запасы этой страны оцениваются более чем в 2,5 триллионов долларов. Россия заняла второе место с запасами в 794 миллиарда долларов. Третье место у Австралии с запасами, оцененными в 737 миллиардов долларов. Залежи руды на Украине оценены в 510 миллиардов. Гвинейские бокситы, по данным Citigroup, стоят 222 миллиарда долларов. При этом ЮАР, Гвинея, Украина, Индия и Казахстан располагают значительными запасами полезных ископаемых (без учета топливно-энергетических), стоимость которых превышает 200 миллиардов долларов и которых хватит более чем на 100 лет при текущих темпах разработки месторождений. А вот Китаю, по данным исследователей, его разведанных запасов хватит примерно на 17 лет.

Однако столь оптимистичные прогнозы в разрезе тех добываемых полезных ископаемых, которые и составляют практически всю основную долю сырьевой экономики республики, несколько опровергаются исследованием, проведенным в сентябре текущего года журналом Forbes. Аналитики издания оценили основные запасы полезных ископаемых, на которые смогут рассчитывать те, кому жить более чем через 30 лет (таблица 1). При этом в подготовке данных использовались открытые источники, данные компаний, агентств Us defense logistics agency (DLA), котировки Лондонской биржи металлов (LME), агентств The steel index, The ux consulting compani.

Для сведения скажем, что в казахстанских недрах из 105 элементов таблицы Менделеева выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов.

Для того чтобы не дезинформировать читателя, отметим, что разведанные запасы представляют собой такие запасы минерального сырья, о которых с разумной степенью уверенности можно предположить, что они являются извлекаемыми в текущих условиях. Зачастую эксперты оперируют несколько иной статистикой, но она, как правило, касается наличия общих ресурсов. Так, например, общие ресурсы урана в Казахстане, по мнению экспертов, составляют примерно 1,5 млн. тонн, подтвержденные запасы углеводородов (как на суше, так и на шельфе) оцениваются в пределах 5,5 млрд. тонн, природный газ по разведанным запасам, по одним данным, составляет 3,7 млрд. куб. м., по другим – 8 млрд. куб. м. В этой связи за основу были взяты данные по достоверным запасам.

К вышеобозначенному остается только добавить, что государственным балансом учтены запасы по хрому – 20 месторождений (91 эксплуатируется), по свинцу – 82 месторождения, по цинку – 87 месторождений, по урану – 54 месторождения (40 процентов урана вовлечено в разработку), по меди – 100 месторождений (более половины в эксплуатации).

По хрому Казахстан обеспечивает 15 процентов мировой добычи, на долю республики приходится 6 процентов от мировых доказанных запасов и 4 процента от всего объема ее добычи. По добыче золота Казахстан входит в двадцатку ведущих стран мира. Казахское золото экспортируется в Швейцарию, Италию и Германию. В части обеспеченности подтвержденных запасов у экспертов оценки несколько разнятся. Так, по другим данным, обеспеченность Казахстана исчисляется не 19-ю годами, а 80-ю за счет включения россыпей, минерализованных образований и вторичных кварцитов, имеющих весьма высокое содержание золота в руде. Для сравнения, в ЮАР – 29 лет, России – 27 лет, США – 14 лет, Китай – 6 лет.

Сегодня ни для кого не является секретом то, что, несмотря на то, что государство пытается всячески увеличить долю перерабатывающего сектора в экономике путем вливания значительных инвестиций, увеличение добычи и экспорта природных ископаемых – это главное условие и основа так называемого экономического роста в нашей стране. И это не только вчерашнее Казахстана. Это наша нынешняя реальность и перспектива на ближайшее и среднесрочное будущее. Читатель спросит: ну почему же все так печально? Причин тому множество.

Как видим, запасов и ассортимента минеральных ресурсов в стране предостаточно. Другой вопрос, что при нынешних темпах разработки и добычи хватит их ненадолго. Достаточно взглянуть на данные таблицы, как становится ясным, что на одно поколение в Казахстане хватит только хрома, урана, нефти и природного газа. Все остальное закончится гораздо раньше. И что же будет со страной тогда? Казалось бы, страна в ближайшие 50–100 лет будет обладать и распоряжаться природными запасами общей стоимостью в 2 трлн. 713 млрд. долларов, при этом значительная часть уже в «деле», только вот реально на уровне благополучия простых граждан Казахстана это не отражается. В этой связи вполне логичным является вопрос: почему в такой богатой стране, как Казахстан, так много бедных людей?

Бедный народ Казахстана

При наличии в недрах Казахстана практически всей кладовой элементов таблицы Менделеева, при том, что страна входит в десятку стран мира по достоверным и разведанным запасам минеральных ресурсов, республика за 20 лет своего развития имеет всего 12500 долларов США ВВП на душу населения, занимая при этом 92-е место в мире (таблица 2).

Достаточно сравнить казахский ВВП на душу населения с катарским, который составляет более 145 тысяч долларов на человека или с кувейтским с более чем 51 тысяча долларов на человека, как становится ясным, что наши 12500 баксов даже близко не стояли с их уровнем благосостояния. Хотя, казалось бы, тоже сырьевые страны, экономика которых зиждется на добыче углеводородов. Да что там говорить о странах, буквально накачанных нефтью, газом и алмазами, когда обанкротившаяся Греция и одна из самых бедных стран Евросоюза – Испания, имеют соответственно ВВП на душу населения 30200 долларов и 29500 долларов, превзойдя в этом отношении Казахстан более чем в 2,5 раза.

Впрочем, страны, которым не посчастливилось стать обладательницами «земных сокровищ», но некогда также побывавших если не в Союзе, то, по крайней мере, в лагере соцстран, за два десятилетия удалось добиться в этом направлении гораздо большего, чем Казахстан. Достаточно обратить внимание на то, что Чешская республика имеет ВВП на душу населения почти в два раза больше, чем в Казахстане, Словакия – на 10 тысяч долларов больше. Из числа бывших советских республик превзошли Казахстан по уровню ВВП на душу населения Эстония (19000 долларов), Литва (15900 долларов), Россия (15900 долларов), Латвия (14500 долларов) и Белоруссия (13400 долларов). Из вышеперечисленных стран только Россия обладает аналогичным потенциалом минеральных ресурсов.

Чем можно объяснить столь низкий уровень ВВП на душу населения при наличии значительных природных богатств в стране? Все дело в том, что наша сырьевая база всегда привлекала зарубежных инвесторов. И на сегодня процесс перехода самых привлекательных активов в руки иностранных инвесторов практически завершен. Достаточно сказать, что на рынке нефти доля казахстанского участия составляет всего 46 процентов, США – 29 процентов, Китая – только 17 процентов, участников офшорных зон – 8 процентов.

Учитывая сложившиеся тенденции, надо отметить, что иностранный сектор действительно стал определяющим фактором их формирования и развития. Налицо состоявшееся доминирование иностранного капитала. Только за период с 1993 года по 31 марта 2010 года в экономику Казахстана было привлечено 113 млрд. долларов. Основные страны-инвесторы: Нидерланды ($23,3 млрд. или 20,6 процентов от общего объема), США ($20 млрд. или 17,8 процентов), Великобритания ($9,3 млрд. или 8,2 процентов), Франция ($6,2 млрд. или 5,5 процентов) и Италия ($4,9 млрд. или 4,3 процента).
Казахстан переживает этап полномасштабной экспансии иностранного капитала и ужесточения его конкуренции с отечественными предприятиями.

И в ситуации, когда значительная часть экономики страны принадлежит или находится в управлении иностранных инвесторов, очень сложно ожидать повышения ВВП на душу населения, а, следовательно, и повышения благосостояния граждан страны. Парадокс, но входя в первую десятку стран мира по достоверным и разведанным запасам минеральных ресурсов, причем половина которых уже разрабатывается и добывается, Казахстан занимает только 2 место в последней десятке сотни стран по уровню ВВП на душу населения, занимая 9 место в мире по уровню разведанных запасов золота Казахстан занимает только 52 место по уровню золотовалютных резервов.

В Казахстане в настоящее время, по данным официальной статистики, доля бедного населения определена в районе 12,1 процента населения. Фактически ситуация выглядит куда хуже. Вся загвоздка в системе перераспределения ВВП и методике расчета бедности в стране.

Вся социальная политика Казахстана зиждется на пресловутой минимальной заработной плате, прожиточном минимуме, продовольственной корзине. Однако уровень прожиточного минимума в Казахстане очень занижен.

Так какую минимальную зарплату получают граждане в близких и далеких от нас государствах? По данным фонда WageIndicator, в некоторых странах принято рассчитывать «минималку» по неделям, а в других, как у нас, помесячно (таблица 3).

Как видно из данной таблицы, самые высокие «минималки» в Европе в Дании, Финляндии и Люксембурге. С этими цифрами как-то неприлично сравнивать даже месячную минимальную зарплату в Казахстане, которая составляет на данный момент 15999 тенге или около 80 евро. Тем не менее, мы это сделаем, раз уж наше правительство публично некогда объявило о «пути в Европу».

Например, в той же Дании минимальная заработная плата установлена на уровне 13,5 евро в час или 540 евро в неделю. В Казахстане при нынешнем размере минимальной заработной платы человек получает 0,46 евро в час или 18,4 евро в неделю. Разница более чем наглядная. Отсюда можно судить и о том, что означает бедность в странах Европы, а что у нас, в Казахстане.

Впрочем, чтобы не ходить далеко, приведем для примера данные по размеру минимальной заработной платы как стран бывшего социалистического лагеря, так и некоторых других государств.

Конечно, на фоне разоренной Киргизии или бедствующего Таджикистана мы выглядим более чем успешно. Однако если сравнить «минималку» с той же Венгрией, которая испытала на себе более, чем другие страны Европы, все «прелести» мирового кризиса, при этом умудрившейся сохранить минимальную заработную плату на уровне 277 евро, наши позиции фонтанирующего оптимизма не внушают. И ситуация навряд ли изменится в положительную сторону, если учесть размер внешнего долга Казахстана и рост оттока капитала за пределы республики.

Амина БУРАБАЕВА,

«D»

ТРЕТЬ КАЗАХСТАНА принадлежит Европе

Член-корреспондент РАН Чибилев считает, что граница между Европой и Азией проложена сейчас неправильно.

Одно из недавних открытий члена-корреспондента РАН Александра Чибилева заключается в том, что общепринятая граница между Европой и Азией проходит не по реке Урал, а через Мугаджары, к полуострову Тубкараган. Если в настоящий момент у вас нет перед глазами карты и вы плохо помните эти места, то для простоты понимания скажем, что новая граница между Европой и Азией мысленно «оттяпывает» у современного Казахстана треть территории. «Свободная пресса» пообщалась с первооткрывателем новых границ.

– Согласно вашему докладу, граница между Европой и Азией должна проходить не по реке Урал, а через Орск, как бы к Атырау?

– Не к Атырау, а через Мугаджары по подножью плато Устюрт к полуострову Тубкараган на Мангышлаке – намного южнее и восточнее, чем устье реки Урал, где расположен город Атырау. Река Урал может служить ориентиром при проведении евро-азиатской границы. Сначала река Урал протекает вдоль восточного подножья осевой части Уральского хребта, а затем, ниже Орска, пересекает осевую часть Уральских гор и как бы «уходит» из Азии в Европу.

– Как на ваш доклад отреагировал Путин, который присутствовал на выступлении?

– Во-первых, необходимо уточнить, что это был не доклад, а отчет-презентация в виде стендов и фильма. И председатель Попечительского совета Русского географического общества (Владимир Путин) и президент Русского географического общества (Сергей Шойгу) отметили итоги нашей экспедиции в числе важнейших и ярких результатов деятельности РГО за 2010 год.

– Не пора ли уже выпустить новые учебники географии с внесенными в них изменениями?

– Мы даем лишь рекомендации. Наше предложение должно пройти обсуждение как в Русском географическом обществе, так и в Международном географическом союзе. В настоящее время такое обсуждение активно ведется в Интернете. В решениях Русского географического общества, принятых XIV съездом в декабре 2010 года, создание новых учебников по географии – одна из важнейших задач.

– Менделеев в 1906 году сказал, что «граница между Европой и Азией со временем сгладится…». Почему его занимал этот вопрос?

– Менделеев был не только великим химиком, но и ученым-энциклопедистом. Его интересовали вопросы экономики и общественного развития России. В связи с этим он рассматривал нашу страну как единое целое – от Балтики до Тихого океана. Слова ученого «граница между Европой и Азией со временем сгладится…» можно понимать в качестве его представлений о том, что социально-экономическое развитие страны, демографические и этнические процессы сотрут культурологические различия между Европой и Азией.

– Не напрягло ли Казахстан ваше исследование? Все-таки при новых границах они могут лишиться третьей части своей территории?

– В Казахстане с большим интересом следили за экспедицией. По линии Министерства природных ресурсов и нижней палаты парламента республики нам была оказана информационная поддержка. Как и Россия, Казахстан евроазиатская страна. Как член этого регионального объединения, в 2010 году Казахстан уже председательствовал в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Футбольные клубы Казахстана играют в европейских турнирах. Граница между Европой и Азией не делит Казахстан на европейскую и азиатскую цивилизационные части, а напротив, объединяет, что позволяет этой стране получить большие выгоды, интегрируясь с соседями с Запада и Востока.
– Почему до XXI века у исследователей нет единого мнения о количестве материков? Есть мнение, что нет двух материков, Европы и Азии, а есть один – Евразия.

– Сойтись на едином мнении не дает проблемная Евразия – самый крупный участок суши, окруженный со всех сторон океаном. Целый ряд авторитетных ученых считает, что современная Евразия объединяет два отдельных материка.
– Пьер Гуру говорил: «Европа – это азиатский полуостров, а Азия – понятие искусственное». Как понимать его слова?
– Все очень просто: площадь Европы – это всего лишь 1/8 часть единой суши Евразии, имеющая очертания полуострова. Пьер Гуру не видел никакого единства в Азии и предлагал ее делить на составные части.

– По мнению исследователя Мурзаева, Челябинская, Свердловская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа полностью лежат в Азии. Это так?

– Названные субъекты РФ плюс Курганская область – это современный Уральский федеральный округ. Другая «половина» Урала (Пермский край, Башкирия, Оренбургская область) входят в Приволжский федеральный округ, а горноуральская часть Республики Коми в Северо-Западный федеральный округ. Большинство границ административно-территориального деления не имеют ничего общего с реальными природно-географическими границами. Проводить границу Европы и Азии по границам областей, краев и республик удобно лишь при составлении статистических сводок для этих частей света.
– Чем занимается Институт степи?

– Институт степи Уральского отделения Российской академии наук – единственное научно-исследовательское учреждение, целенаправленно занимающееся всесторонним изучением ландшафтов, биоразнообразия и наследия степей пояса Евразии. Степи Евразии протянулись в виде широкого пояса от Венгрии на Западе до Монголии и Маньчжурии на востоке более чем на 8000 километров. Оренбург находится в центре этого пояса.

Предметом исследований института являются природные комплексы, их структура и динамика, ландшафтное и биологическое разнообразие степных регионов России и прилегающих территорий. Экспедиционная деятельность института охватывает территорию степной, лесостепной и полупустынной зон России и Казахстана на пространстве от Нижнего Дона до Алтая.

– Казахстан это не напряжет? Подумают, что намереваются оттяпать у них территорию?

– Ну, а кто ее оттяпает? Это граница не политическая. Точно так же, как центров Азии несколько, и в дальнейшем одни ученые будут придерживаться этих мнений, другие – с этим не соглашаться, это и будет. Ничего здесь мешающего развитию стран нет.

Svpressa.ru

Республиканский еженедельник онлайн