Подозреваемый в убийстве СКРЫЛСЯ

Блестящая биография и тяжелые обвинения: в течение многих лет австрийские власти отказывались открыть дело против Рахата Алиева, хотя казахстанский суд осудил его заочно за применение пыток. Теперь Австрия открыла расследование, только вот Алиев пропал.

Официально считается, что Рахат Алиев исчез. Как говорят, он сбежал на Мальту. На Мальте красиво, там теплее, чем в Вене. И безопаснее для такого человека, как Алиев. Это, может быть, и стало причиной того, что бывший посол Казахстана в Австрии и бывший зять президента Казахстана Нурсултана Назарбаева снискал себе убежище на Мальте.

С другой стороны: кто знает, правда ли это? После развода с дочерью Назарбаева он вступил во второй брак. Его вторая жена по-прежнему живет в Австрии, и это значит, что он там тоже иногда бывает. От Министерства внутренних дел в Вене, наоборот, можно услышать, что у экс-дипломата нет никакого разрешения на проживание в Австрии. Несмотря на то, что благодаря своей щедрости и гламурному образу жизни он установил прекрасные отношения с высшим обществом.

Все это важно, потому что против Алиева, который на родине уже был заочно осужден на 20 лет тюрьмы за похищение и пытки, в Австрии тоже открыто уголовное дело – по обвинению в убийстве и похищении в целях рэкета. Но этого человека, по-видимому, больше там нет. Зато есть немало людей, вовлеченных в это дело, которые видят целую систему в том, что австрийская юстиция долгое время не вела расследования деяний этого казахского гражданина.

Помалкивать правительству в Вене в случае с Рахатом Алиевым удается все меньше и меньше, хотя оно и уверено в своей правоте. Список обвинений в адрес этого человека с блестящим послужным списком велик. Но он сам себя считает жертвой режима Назарбаева.

У себя на родине некогда он подвергал пыткам двух телохранителей бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина. Их обоих в конце 90-х годов пытались с помощью силы принудить к даче ложных показаний о том, что премьер-министр планировал заговор против Назарбаева. Сам Алиев был тогда заместителем начальника секретной службы.

Два телохранителя премьер-министра были обвинены в государственной измене и затем помилованы. Один из них, живущий сейчас недалеко от Брюсселя, потерял в результате трудоспособность. С помощью своего адвоката Лотара де Мезьера, бывшего последним премьер-министром ГДР и являющегося видным политиком в ХДС, он потребовал от Алиева компенсацию за причиненные страдания.
Столь же драматическим является и другое обвинение: Алиев приказал убить двух менеджеров принадлежащего ему «Нурбанка». Эти двое бесследно пропали в январе 2007 года. Подозрения по поводу убийства звучали, но только когда в Казахстане в отношении Алиева началось расследование, его отозвали с должности посла в Вене.

Казахстанская сторона выставляет «блудного зятя» убийцей. Алиев отрицает все обвинения и представляет себя в качестве диссидента. В своей книге он обвиняет власти Казахстана в систематических нарушениях прав человека и тотальной коррупции. Так что правда, а что – вымысел? Никто не может сказать определенно.

Казахстанские власти направили запрос на экстрадицию, австрийцы его отклонили. Они вполне правдоподобно обосновали это тем, что Алиев не может у себя на родине рассчитывать ни на какое справедливое судебное разбирательство. Действительно, правительство Назарбаева известно тем, как безжалостно оно преследует своих врагов.

Алиеву также удалось успешно доказать, что обвинения против него были сфабрикованы и являются частью политической кампании. Он утверждает, что за ним охотятся, и, по-видимому, он получил от австрийцев личных телохранителей. Действительно, в Вене недавно был осужден госслужащий, который шпионил за Алиевым по заказу Казахстана. История выплыла на межгосударственный уровень: Вена почувствовала, что Астана пытается на нее давить, и Федеральный президент Хайнц Фишер отменил свой визит в Казахстан.

Кто тут был и остается жертвой, а кто преступником – не понятно. Тем не менее, в Казахстане против Алиева был устроен процесс на основе только косвенных улик. В 2008 году он был осужден, и Казахстан направил в Вену еще один запрос на его выдачу. Потребовалось три года, чтобы и в нем Казахстану было отказано. Обоснование было таким же, как и раньше.
Теперь ситуация изменилась. Были идентифицированы тела двух менеджеров банка, убить которых якобы приказал Алиев. Эти тела были обнаружены в бочках, которые раскопали на территории какой-то компании, ранее принадлежавшей Алиеву. Телохранитель Кажегельдина дал знать о своих претензиях. Вдовы банковских менеджеров нашли себе в Австрии успешного адвоката – Габриэля Лански, который к тому же обвиняет Алиева в отмывании денег.

Вдобавок против Алиева ведется следствие в немецком городе Крефельд. Тамошний прокурор Ханс-Дитер Менден подтвердил, что его ведомство расследует, не отмывал ли Алиев деньги через некоторые компании – на этот раз с помощью своего зятя по имени Мураткан. «Эти компании обанкротились, но у нас есть возможность заглянуть в их документацию с помощью управляющего-ликвидатора и хорошенько разобраться с этим», – сказал Менден.

Несмотря на слухи, что это правительство Казахстана в собственных интересах поддерживает некоторых истцов, за эти годы против Рахата Алиева накопилось много улик, от которых австрийской юстиции стало неуютно. Ее обвиняют в том, что против Алиева до сих пор не возбуждено собственного уголовного дела. Адвокат Лански упрекает Вену, что сначала здесь Алиева принимали как некоего «гостя государства», а потом помогли ему скрыться.

Лотар де Мезьер, адвокат телохранителя бывшего премьера, считает абсолютно неприемлемым, что «мучитель мог наслаждаться правом на проживание в Австрии». Берлинский адвокат не отметает подозрений, что в Австрии потому так деликатны с преступниками, что боятся публичного раскрытия их «связей». «Но когда речь идет о нарушении прав человека, с этим надо кончать. Нарушители прав человека должны привлекаться к ответственности в Европейском союзе, если даже они совершают свои преступления за пределами ЕС».

Л. де Мезьер поднял по тревоге своего однопартийца Эльмара Брока, члена Европейского парламента. Э. Брок говорит: «Если кого-то не выдают, потому что он не может у себя на родине рассчитывать на справедливое судебное разбирательство, то для такого человека в ЕС не должно быть правового вакуума. Преступник, применявший пытки и нарушавший права человека, не должен обрести никакой защиты в ЕС».

Министерство юстиции в Вене отрицает, что в случае Алиева проявляло сдержанность по политическим мотивам. Оно просто держалось в рамках закона. Пока шло рассмотрение запроса на выдачу в Казахстан, собственное расследование против Алиева проводить было нельзя. Теперь, когда Астана отказалась от новых попыток добиться высылки, там начинают действовать. Но только человек исчез.

«Расследование будет продолжено даже если человек и не находится в Австрии, – сказал Христиан Пильначек, начальник управления уголовного права Министерства юстиции в Вене. – Мы должны сделать все возможное для сбора доказательств». Кроме того, расследование идет в отношении четверых других подозреваемых, которые, по данным следствия, были «пособниками Алиева». «Мы никого не защищаем», – подчеркнул еще раз Пильначек.

В этом сомневаются не только жертвы Алиева и их адвокаты. Комиссар ЕС по вопросам юстиции Вивиан Рединг уже в марте запросила Вену, как обстоят дела с собственным расследованием дела предполагаемого преступника. Его отказались экстрадировать, но в его отношении существуют серьезные подозрения. Видимо, никакого ответа на этот запрос не последовало. Теперь, после того как в Вене сменился министр юстиции и им стала Беатрикс Карл, Рединг снова обратила внимание на это дело. Но, по словам ее сотрудников, все еще приходится ждать «политического ответа».

Катрин КАЛЬВАЙТ,
«Зюддойче цайтунг»,

1 августа 2011 г.

Республиканский еженедельник онлайн