«Общественная позиция»
(проект «DAT» №44 (315) от 17 декабря 2015 г.
Возвращаясь к напечатанному
«Полицейские заодно с ловцами лёгких денег?». Статья под таким названием вышла в нашей газете 5.11.2015 года. В ней рассказывалось о бездействии полицейских и органов прокуратуры при расследовании уголовного дела по факту продажи поддельной посуды с автомашины по крайне завышенной цене. Что изменилось с тех пор?
Спустя неделю после публикации в Наурызбайском районе г. Алматы прошёл суд под председательством судьи Б. Калжигитова, который признал бездействие следователя РУВД А. Сайлаубая и обязал устранить допущенное нарушение. Распоряжение об устранении недостатков районная прокуратура направила в УВД района. На этом все – прокуратура и полицейские, в том числе Главного управления ДВД г. Алматы, «поймали тишину».
ВЛАДЕЛЕЦ МАШИНЫ НАШЁЛСЯ, А «ШВЕЙЦАРЦЫ» ИСЧЕЗЛИ
Как сообщил мне следователь УВД Айбек Сайлаубай, следствие по уголовному делу приостановлено в связи с его запросом в миграционную полицию о лицах, арендовавших автомашину у её владельца, с которой посуда неизвестной фирмы продавалась двумя торговцами под брендом швейцарской фирмы «Цептер». В связи с этим у меня, как у потерпевшего, есть две просьбы к прокурору района, начальнику районной полиции и следователю.
Просьба первая – разрешить ознакомиться с материалами уголовного дела на основании п. 6 ст. 71 УПК РК. Это вызвано рядом обстоятельств: во-первых, сотрудник полиции К. (воздержусь пока называть фамилию), показавший мне 15.09.2015 года выведенные на компьютере портреты трёх человек, в одном из которых я узнал водителя автомашины, в суде отказался от своих действий по установлению личности продавца посуды по фотографиям. Данный факт наводит на мысль о его нежелании проводить объективное расследование и возможном сокрытии подозреваемого лица.
Во-вторых, утром 15 сентября, когда я находился в полиции, он заявил, что задержит водителя автомашины уже до вечера этого дня. Однако, как свидетельствует постановление суда от 13.11.2015 года, рапорт К. составил спустя полмесяца. В суде К. не объяснил, почему он бездействовал столько времени. Напомню, 22.09.2015 года, придя в полицию, я не нашёл уголовного дела ни в одном отделе. Оно впоследствии было представлено в суд, но не обозревалось, несмотря на мое ходатайство.
В-третьих, по словам следователя, владелец автомашины, что сдавал свой транспорт в аренду по договору. Этот фигурант уголовного дела мною не опознавался, с протоколом его допроса (если он существует в природе) меня не знакомили, в нарушение норм УПК, очную ставку с ним не проводили. Мне неизвестно, являлся ли он одним из торговцев посудой, тем более, повторюсь, что в одной из фотографий, которые показывал ранее полицейский К., я узнал лицо, продавшее мне посуду.
Ведь понятно, что у торговцев подложной посудой, возможно, ещё у кого-то, может возникнуть желание перевести стрелку на «швейцарцев», которые якобы арендовали автомашину для торговли посудой. Миграционная полиция может установить, что швейцарцы действительно были в этот период, но уехали – свищи ветра в поле. На самом деле за «швейцарцев», подозреваю я, выдавали себя жители Казахстана, и искать их надо здесь. Поэтому было бы логично, чтоб следователь провел очную ставку владельца автомашины со мной, исследовать техпаспорт на машину, чтобы проверить, когда она им была приобретена.
Вторая просьба. Во-первых, в целях полного и объективного расследования следователи должны были выяснить происхождение посуды, то есть её производителя, или это китайская подделка. К сожалению, таких действий не было. А без этого нельзя разрешить вопрос, совершено мошенничество или элементарная продажа оригинальной посуды по низкой цене? Суд в будущем из-за некачественно, непрофессионально проведённого следствия может перевести дело в плоскость гражданского производства или вообще отказать в его рассмотрении.
Во-вторых, полиция не выяснила, кто и где изготовил красочные буклеты с указанием цены каждого отдельного экземпляра посуды. Но ведь именно в них и заложен признак обмана – высокая цена на продукцию.
Я обращал внимание следователей на эти обстоятельства, в том числе на показания свидетелей в интернете, которые точь-в-точь совпадают с фактами, произошедшими в моём случае. Вот что об этом сообщается на сайте «Про швейцарскую посуду, несчастных иностранцев»: «… К папе на парковке ТЦ подошёл хорошо одетый мужчина, на ломаном русском рассказал, что он из Венгрии, едет домой с выставки, и у него есть ненужный набор эксклюзивной посуды…». Отец комментатора посуду купил.
Другой комментатор: «Хочу предупредить о целой сети мошенников» – и рассказывает, как его отец отдал за фальшивую посуду всю получку «иностранцам с выставки».
И таких примеров, подтверждающих наличие в стране целой «посудной» ОПГ, множество. Кстати, этот сайт кем-то сейчас заблокирован, что уже само по себе говорит о факте, который имеет место быть. Однако ознакомились ли с этими и другими сообщениями полицейские УВД Наурызбайского района, чтобы иметь представление о размахе мошенничества?
Уверен, не удосужились. Может быть, они запросили «Казтелеком», чтобы выяснить имена и фамилии свидетелей? Ведь вполне возможно, что это были наши, казахстанские гастролёры с посудой, уж очень они похожи на реальных по внешнему описанию и повадкам. Полицейские этого тоже не сделали.
Тогда почему бы полицейским не проверить торговцев швейцарской посудой «Цептер» в Алматы? Вполне возможно, что «швейцарцы» с ними связаны или сами эту торговлю организовали. На две торговые точки я указал им в своем заявлении в сентябре этого года. Посуда, которую там продают, внешне та же, что всучили мне, упакована в китайские коробки, но по цене уже 7200 долларов, 2700 долларов. Полицейские, я уверен, не проверили и это обстоятельство. А я позвонил на днях в торгующее посудой ИП, которое продолжает ее продавать, а значит, дурить наших граждан.
Думаю, что в создавшейся ситуации полиции никак нельзя приостанавливать следственные действия. У неё есть адреса, телефоны, комментарии свидетелей. Все эти данные позволяют реализовать другие версии поиска торговцев поддельной посудой, в том числе тех, которые продали ее мне. Миграционная полиция, конечно, ответит – в этом случае можно будет довести до конца основную версию. И не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, где её нет. «Швейцарцы» – люди местные, пользуются, на мой взгляд, чьим-то покровительством, иначе не могу объяснить приостановку следствия, когда остаётся еще несколько неисследованных версий.
Владимир ВОЕВОД,
г. Алматы