ПОМОГЛИ…ПРОИГРАТЬ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №38 (402) от 19 октября 2017 г.

 

Эксперт

«Кыргызский конфликт»: ДО И ПОСЛЕ


 

Встреча нашего главы государства с киргизским олигархом Бабановым помогла ему проиграть на выборах президента Киргизии. Козырная карта, что в случае его победы страна может оказаться под влиянием Астаны, была умело разыграна действующим президентом и его будущим преемником.

 

Но эта встреча чуть не привела к разрыву братских отношений с соседом, отодвинув наши связи в категорию дружеских. Полагаю, что советники главы должны были заранее просчитать вполне предсказуемые отрицательные последствия визита Бабанова, особенно накануне выборов, и не накалять обстановку между двумя президентами?

Также не стоило представлять двум главам государств некорректную информацию в виде сравнения ВВП Алматы с пятью ВВП Киргизии. По рейтингу ВВП Казахстана составляет 7,5 тыс. долл. на одного жителя, а ВВП Киргизии в 7 раз меньше. Но вклад Алматы в ВВП республики составляет только пятую часть, следовательно, ВВП Алматы больше ВВП Киргизии всего в 1,5 раза, а не в 5 раз.

Ошибки явились следствием торопливости и непродуманности. Вспоминается 5 марта 2017-го, когда за один день были внесены сразу 26 поправок в Конституцию нашей страны. В США столько же поправок были внесены в Конституцию за 230 лет. Текст Конституции Японии 1947 года вообще никогда не менялся. Полагаю, что нужно запретить менять Конституцию, подстраивая её под нас. Наоборот, мы должны подстраиваться под этот основополагающий документ государства и при этом любая поправка должна утверждаться не только парламентом, но и народным референдумом.

Неточности также встречаются в ответном сообщении нашего премьер-министра на резкое заявление господина Атамбаева. Например, указывается, что в Казахстане ежегодно создается 270 тысяч рабочих мест, хотя в докладе министра труда сообщается о 154 тысячах рабочих местах, которые будут созданы в 2017 году. Также в ответе говорится, что проект трассы «Западная Европа – Китай» полностью завершен, а на самом деле еще не закончено строительство дороги Шымкент – Тараз, в частности, тоннель. Полагаю, что на таком высоком уровне должна предоставляться корректная информация, особенно для наших соседей.

Предоставленная нашим правительством информация для народа состоит из трех листов со сложными цифрами и фразами типа «модернизация и индустриализация», который непонятен простому обывателю. Полагаю, что для людей нужно давать доступную информацию по вещам, с которыми они сталкиваются ежедневно: сравнение тарифов, пенсий, зарплат, проезда и продуктов питания в Киргизии и Казахстане. Если сосед говорит, что у нас тарифы дороже, а пенсия невелика, то, возможно, мы должны давать четкие ответы по существу, а не пытаться лить воду про инновации и модели.

 

Про коммунальные тарифы и пенсии уже сказано, поэтому остановимся на другом. Проезд в Бишкеке стоит 40 тенге в наших деньгах, а у нас в Алматы 150 тенге, минимальная зарплата примерно одинакова, картофель у них на складе 50 тенге, а у нас на базаре 150 тенге за килограмм. Возникают логичные вопросы: Почему наш ВВП в 7 раз больше ВВП Киргизии, а цены на тарифы, проезд и продукты у соседа в 3-5 раз ниже, чем у нас? И почему по уровню жизни мы находимся на 82-м, а киргизы лучше нас, на 77-м месте? Выходит, что разница в ВВП не имеет никакого значения и все доходы достаются хозяевам бизнеса, а не гражданам.

В ответе нашего премьер-министра на заявление Атамбаева дается информация, что в 2012 году Казахстан попал в 50-ку конкурентоспособных экономик мира. Тогда почему в 2017 году мы скатились на 74-е место по уровню развития? Полагаю, что правильней предоставлять людям информацию на текущий момент, а не данные пятилетней давности.

Мы стремимся в 2050 году попасть в 30-ку развитых стран по уровню ВВП на одного жителя. Однако мы только что убедились в том, что от роста ВВП благосостояние простых людей не улучшается, доходы растут только у богатых людей. Возникает вопрос: Тогда зачем нам, простым гражданам, стремиться попасть в 30-ку богатых стран? Мы в 2012 году были в 50-ке богатых стран и что это дало? Народ это никак не прочувствовал. Полагаю, что народ ничего не прочувствует, если мы даже попадем в 30-ку развитых стран.

«Стратегия-2050» реализуется только через 33 года, когда многие из нас, возможно, уже отправятся на небеса. Народ и так ждал 30 лет, а шанс родиться дается только раз, и поэтому естественно, что каждый хочет прожить жизнь в благополучии. Американцы в 2020 году планируют высадку на Марс. Почему бы и нам не приблизить сроки наших целей и сделать их реальнее, чтобы все казахстанцы могли увидеть плоды своих трудов.

Наша страна ежегодно продает почти 700 млн баррелей нефти по цене в среднем около 50 долларов. Затраты на добычу и транспортировку по аналогии с «Роснефть» составляют 8 долл., а прибыль – 50 долл. за баррель.

В год прибыль составляет 10 тыс. долл. на каждую казахстанскую семью из 5 человек. Если цена за нефть поднимется вдвое, то ежегодный доход будет 20 тыс. долл.

Почему бы не поставить правительству реальную задачу, чтобы в 2020 году на банковском счету каждой казахстанской семьи будет 50 тыс. долл.? Ведь кроме нефти наша страна – мировой лидер по зерну, газу, урану, углю, рудам и металлам.

Ержан ОРЫМБЕТОВ

 

 

 

 

Адмресурс решил ИСХОД ВЫБОРОВ

 


 

Профессор Университета национальной обороны в Вашингтоне Эрика Марат в интервью «Азаттыку» поделилась своим мнением об итогах выборов президента в Кыргызстане.

«Азаттык»: Что повлияло на результат выборов? Что привело к успеху Сооронбая Жээнбекова и к поражению одного из фаворитов президентской гонки – Омурбека Бабанова?

– Прежде всего, сам Бабанов не был достаточно сильным кандидатом в президенты. Хотя главным критерием, мне кажется, был, конечно же, административный ресурс, который и решил эти выборы, начиная от регистрации кандидатов и заканчивая непосредственно голосованием. Адмресурс просматривался везде. Некоторых кандидатов не допустили, против других проводились активные гонения со стороны президента – в его выступлениях. В день голосования мы наблюдали разные случаи, когда представители ЦИК, местных властей отстраняли журналистов, и, возможно, таким образом действовали в пользу Жээнбекова.

– Даже если были такие моменты, но ведь все равно решение принимают сами избиратели? Они сами голосуют…

– Я с вами согласна. Но, конечно, явка очень низкая. И тут два момента. Во-первых, очень многие мигранты за рубежом не смогли проголосовать по разным причинам, в том числе из-за отсутствия биометрии. Во-вторых, Жээнбеков, не будучи особо харизматичным лидером, который не отличается и каким-то стратегическим видением выигрывает эти выборы. Тут, безусловно, сыграл большую роль административный ресурс. Из публикаций в СМИ мы знаем, что представители местных властей пытались сделать все, прикладывали усилия для того, чтобы народ проголосовал за Жээнбекова.

– Многие международные и местные наблюдатели оценивали президентские выборы в Кыргызстане как непредсказуемые и конкурентные. По их словам, Кыргызстан является редким государством в регионе, где власть меняется через выборы. Но в день голосования, как вы сказали, и во время агитации были сообщения о фактах применения адмресурса, подкупа голосов. По вашим наблюдениям, насколько эти выборы соответствовали демократическим требованиям, стандартам?

– Думаю, что зарубежные СМИ и наблюдатели, которые были в Кыргызстане, оказали стране медвежью услугу. В странах Центральной Азии настолько низка планка того, что считается демократическим процессом и непредсказуемыми выборами, что подобная оценка СМИ и экспертов сыграла на руку властям. Потому что адмресурс здесь играл главную роль. Если международные СМИ и наблюдатели более критично подошли к Кыргызстану, задали бы более высокую планку того, как должны проходить непредсказуемые выборы, больше критиковали бы власти и уделяли больше внимания адмресурсу…

Я думаю, что историческими и непредсказуемыми были выборы в 2010 году, 2011-м, 2015-м, когда Кыргызстан только учился действовать в политическом динамизме с различными политическими силами, которые соревновались между собой. Но, к сожалению, сейчас уже СДПК выбрала своего кандидата, но и ранее было понятно, что они будут протаскивать его всеми возможными способами.

– Народ проголосовал за Сооронбая Жээнбекова, он же ясно давал и дает понять, что продолжит дело уходящего президента Атамбаева. Чего нам ждать от нового президента? Как преобразуется Кыргызстан при президентстве Жээнбекова?

– На предвыборных дебатах мы видели, как ведет себя Жээнбеков – это авторитарный и категоричный в своих заявлениях человек. Думаю, с таким слабым мандатом, с которым приходит к власти, он будет пытаться закручивать гайки, ограничивать критику собственной власти. Я так это вижу. Потому что Жээнбеков не отличился идеями о демократическом развитии, но своими категорическими заявлениями в адрес своих оппонентов – да.

– Кандитат Омурбек Бабанов встретился с президентом Казахстана, после чего начались дипломатические разногласия между странами. Как изменится ситуация после победы Жээнбекова, которого поддержал действующий президент?

– Думаю, что Жээнбеков будет пытаться исправить ошибки Атамбаева и восстановить отношения с Казахстаном, используя язык дипломатии.

Хотя, я думаю, что Казахстан, как и Кремль, в лице Жээнбекова все же будет видеть Атамбаева и с настороженностью относиться к нему…

 

Rus.azattyq.org

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн