«Общественная позиция»
(проект «DAT» №16 (287) от 23 апреля 2015 г.
Время откроет истину…
Что ты полагаешь нужным для этого сделать?» – задал вопрос Нурсултан Абишевич. «Считаю, что нужно отдать все средства производства в частные руки, в том числе и землю. Если же этого не произойдет, то придёт крах не только нашей экономике, не только Советскому Союзу, но и всей социалистической системе».
(Из разговора автора статьи с первым секретарем ЦК Компартии Казахстана
Н.А. Назарбаевым на ярмарке сельхозпродукции перед Дворцом
им. Ленина, июль 1989 года)
Хочу поделиться с интересным случаем, произошедшим в моей жизни. Во время визита Нурсултана Абишевича Назарбаева в город Семипалатинск в 2001 году была запланирована его встреча с аксакалами – ветеранами войны и труда.
Я в то время работал руководителем аппарата акима города и, просматривая список участников встречи, дополнил его Орынбаевым Магжаном Кажегельдиновичем – отцом бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, ветераном Великой Отечественной войны, долгие годы работавшим заместителем председателя облисполкома, глубоко образованным, интеллигентнейшим и уважаемым в наших краях человеком.
Скомплектовав папки по подготовке к приезду президента страны, я отдал их акиму города для дальнейшего согласования с областью и администрацией президента. Не знаю, на какой стадии это случилось, но через день аким вызвал меня и сказал, что Магжана ага порекомендовали убрать из списка. На мое возмущение и возражения аким ответил, что это может вызвать негативную реакцию у президента и отрицательно отразиться на оценке работы городского и областного акимата.
Встреча президента с группой уважаемых людей, ветеранами войны и труда города Семипалатинска прошла на берегу реки Иртыш, где было запланировано открытие нового аквапарка, и собралось большое количество жителей.
Выйдя из машины, Нурсултан Абишевич в хорошем настроении вначале направился к аксакалам, стал поочерёдно здороваться, расспрашивать их о житье-бытье. Вдруг он прервал разговор и обратился к стоявшим рядом с ним акимам области и города: «А где Магжан ага, почему я его здесь не вижу? Вы, что, его не пригласили?!».
Вопрос прозвучал, как гром средь ясного неба. Воцарилась продолжительная тягостная пауза. Ждал ответа Нурсултан Абишевич, ждали семипалатинцы. Акимов выручил один из многоопытных аксакалов, он разрядил ситуацию, сказав, что Магжан ага приболел и если бы был здоров, то был бы здесь.
Президент повернулся к народу и сказал:
«Я Магжан ага знал задолго до знакомства с Акежаном. Мне приходилось с ним работать, и я его очень ценю и уважаю. Он очень умный, талантливый, высокообразованный человек. Таких людей очень мало, мы должны их беречь и уважать. То, что происходит между мной и Акежаном, это наши отношения. Это жизнь, и мы живые люди, у каждого могут быть ошибки, от них никто не застрахован. Время всё расставит по своим местам, поможет исправить ошибки и откроет истину. Всем, кто находится здесь, хочу сказать одно: впредь какие бы мероприятия ни проводились в городе, чтобы обязательно не забывали приглашать на них Магжан ага. Я ещё раз говорю: таких людей – единицы, и мы должны беречь, уважать и ценить их. Наши с Акежаном отношения никак не должны отражаться на этом. Запомните это… Если бы я знал о его болезни, то прежде всего проведал бы его и справился бы о его здоровье сам. В связи с тем, что график моей работы не позволяет мне это сделать и через полчаса вынужден улететь, я поручаю акиму города сразу после этой встречи навестить от моего имени Магжан Кажегельдиновича, передай ему от меня большой привет и пожелания скорейшего выздоровления. Если нужно, готов организовать ему лечение в любом медицинском учреждении и в любой стране мира из личных средств. Узнайте, есть ли у него другие просьбы и пожелания в быту и в жизни. Всё подробно запишите и сразу после встречи доложите мне. То, что можно решить здесь, срочно, не откладывая, решите…».
После отъезда президента аким попросил меня организовать встречу с Магжан ага. Я созвонился с ним, и, получив его согласие, мы пришли к нему домой. Садясь за дастархан, накрытый гостеприимной Фаузия апай, аким города с чувством нескрываемой вины, смущаясь, попросил у аксакала извинения и слово в слово передал ему слова Нурсултана Назарбаева.
Выслушав его, аксакал ответил, что он особо ни в чём не нуждается, и немного помолчав, сказал:
«Нурсултан необычайно одарённый, талантливый политик и человек. Мы давно друг друга знаем, у нас ещё со времён прежней совместной работы сложились хорошие уважительные отношения. Что между ним и Акежаном произошло – один бог знает… Да, действительно, он прав, мы живые люди, и в этой жизни никто от ошибок не застрахован. Главное, чтобы мы умели из этих ошибок сделать выводы и приложили все усилия, чтобы их исправить. Одного хочу, чтобы эта ситуация нашла своё положительное решение, и мой сын мог вернуться на Родину… Передайте от меня Нурсултану привет. Спасибо ему за пожелания, которые он высказал в мой адрес перед народом, вам, акимам города и Восточно-Казахстанской области! Руководить государством – это сложное большое и ответственное дело. Успехов ему!».
Этот поступок Нурсултана Абишевича послужил уроком для всех горожан. А ответ Магжан ага до сих пор у меня вызывает чувство восхищения его благородством. Как бы ни была дорога ему судьба собственного сына, он не позволил себе сказать в адрес президента страны ни слова упрёка и обиды. Более того, понимая сложность и ответственность возложенной на него миссии, пожелал успехов в работе.
Меня с тех пор не покидает одна мысль. Это мысль о нелёгкой судьбе двух людей, оказавшихся по две противоположные стороны политических баррикад, родившихся и выросших в одной стране – Акежана Кажегельдина и Рахата Алиева.
Оба они длительное время находились за рубежом, не имея возможности ступить на родную землю и общаться с близкими им людьми. У обоих лишения и тяготы ложатся тяжёлым бременем на их родителей, жён, детей и близких. У обоих скончались отцы, а они не смогли не только попрощаться с ними, но и присутствовать на их похоронах и исполнить последний сыновий долг – бросить горсть земли на их могилы. Мне их по-человечески жалко… Жалко их родителей, которые не перестают надеяться и ждать их возвращения, а кто-то из них так и не дождался встреч с сыновьями. Какими бы ни были в людских глазах и общественном мнении их сыновья, хорошими или плохими, это их дети, и они любят их горячей родительской любовью.
В Казахстане, на огромной, богатой природными ресурсами земле, сегодня проживает всего 17 миллионов человек. Это меньше, чем в таких мегаполисах, как Шанхай, Тегеран и так далее.
Ход развития истории настолько стремительный, что за двадцать с небольшим лет Китай с полуторамиллиардным населением сумел перенять всё передовое, что человеческая наука и разум смогли достичь за тысячелетия своего существования.
Со времени образования нашего суверенного государства президент и руководство страны придерживались принципа – «сначала экономика – потом политика». Примерно то же самое утверждал и Акежан Кажегельдин, когда говорил: «Нужно поднимать экономику, и тогда будут деньги на библиотеки».
И если сегодня, по прошествии 26 лет после моей первой встречи в то время с первым секретарём ЦК Компартии Казахстана, а сегодня Президентом Республики Казахстан, он задаст мне тот же вопрос: «Что ты полагаешь нужным для этого сделать?» – я бы ответил: «Пора от экономики переходить к политике. Нам как воздух необходима Национальная идея, чтобы весь народ – от детей до стариков – независимо от социального статуса сплотился вокруг этой идеи, поддержал и продвигал ее. Этого не добиться указами и решениями государственных органов и из чиновничьих кабинетов. Для этого надо уметь вести открытый диалог с народом, с общественными объединениями и партиями, устранять все недостатки в нравственном, культурном, идеологическом развитии общества. Я верю, что сегодня Казахстан имеет реальную возможность не упустить исторический шанс провести масштабные реформы во всех сферах жизни и войти в число тех передовых стран, которыми восхищается мир».
Неужели мы, отбросив все наши разногласия по политическим партиям, социальному статусу и положению, национальностям, жузам и родам, регионам и кланам, не в состоянии выработать Национальную идею и навести порядок в стране? Я знаю, как это сделать. Есть пример Магжан ага и Президента. Я верю – сможем. Если мы не объединимся и не сделаем этого в ближайшие 2–3 года, то встанет под вопрос судьба независимости и государственности нашей страны. Этого допускать нельзя!
Гылымбек ЖОЛАМАНОВ