С какой целью Алихан Букейхан вступал В МАСОНСКУЮ ЛОЖУ?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №39 (310) от 12 ноября 2015 г.

 

История без пятен

 

Алихан Букейхан, будучи членом ЦК кадетской партии, состоял в рядах масонского ордена «Полярная звезда», преобразованного в 1910 году в «Великий Восток народов России». Но в рядах и тех, и других он состоял ради достижения одной стратегической цели. Масонство начала ХХ века возродилось как исключительно политическая организация, целью которой было свержения монархии и преобразования России в демократическую парламентскую республику. Какую же цель преследуют нынешние доморощенные «масоны», связав себя с именем члена политического масонства начала ХХ века?

 

Не так давно ряд информационных сайтов распространил сенсационную новость о том, что «19 сентября 2015 года в Алматы под сенью Великой Ложи России была открыта первая в истории Казахстана масонская Ложа имени Алихана Бокейханова». Она вызвала, мягко говоря, неоднозначную реакцию в обществе. Известные общественные деятели, просто любители отечественной истории, особенно учёные историки и литературоведы оценили это далеко нерядовое действо не иначе как провокацию в отношении казахского национального лидера начала ХХ века Алихана Букейхана (не Бокейханова, о чём подробнее ниже) и попытку бросить тень на его безупречную репутацию и историческую роль в восстановлении казахской государственности. В пользу подобной оценки говорит хотя бы тот вопиющий факт, что, назвавшись «тайным» орденом вольных каменщиков, казахские масоны тут же распространяют в СМИ пресс-релиз, к которому прилагают фотографии с «тайного мероприятия», да ещё обзаводится «тайным» сайтом freemasonry.kz и представляются в социальных сетях ВКонтакте и Twitter.

Что это: попытка отвлечь внимание общества от грядущих новых и очередных негативных явлений, ещё более тяжких, чем даже две последние девальвации, или же эдакое модное развлечение наших доморощенных «аристократов» и «буржуев», как обычно – возникших в недрах государственной службы?

Как бы там ни было, приходится констатировать тот печальный факт, что доморощенные масоны прежде всего проявили своё незнакомство с историей Казахстана и России начала ХХ века и, самое главное, свою политическую неграмотность, явно поспешив с присвоением своей ложе имени Алихана Букейхана, чья деятельность в 1906-1917 годах была тесно связана с политическим масонством. И если «первая в истории [современного Казахстана С.А.] масонская Ложа» и не является проектом, разработанным некими группами с одобрения или молчаливого согласия соответствующих официальных органов, то наши масоны явно рискуют попасть под подозрение как «заговорщики». И вот почему.

Масонство в России возродилось незадолго до Февральской революции 1917 года, в 1905-1907 годах, о чём свидетельствуют исследования и западных, и современных российских учёных. Например, вот что писал о возрождении русских масонов некто Б. Элькин: «Возрождение началось после 1905 года» и «инициатором был Максим Ковалевский, вернувшийся из Франции». Об этом свидетельствует также автор мемуаров «В двух веках. Жизненый отчет» И.В.Гессен: «Ковалевский и был родоначальником русского масонства». Прилагая силы для возрождения масонов в России, Ковалевский однажды заявил: «только масонство может победить самодержавие».

Следовательно, российское масонство начала ХХ века вышло на арену истории вследствие поражения революции 1905-1907 годов, причем, в отличие от масонства ранних периодов, преследовало одну конкретную политическую цель – свержение самодержавия. Если до роспуска ІІ Государственной думы 3 июня 1907 года в программе Конституционно-демократической партии (далее КДП), чьи представители доминировали в рядах масонов, не исключали возможность мирного перехода России из самодержавия в конституционную монархию, то после поражения первой революции такая перспектива была отвергнута окончательно. Так по одному сценарию, свержение самодержавия планировалось путем физической ликвидации императора Николая ІІ, по другому – путём дворцового переворота и принуждения его к добровольному отречению от престола. Новое название «Великий Восток народов России» (далее ВВНР – Авт.) масонство обрело после коренного преобразования и обновления в период правления реакционного премьер-министра Петра Столыпина – в 1910 году.

Обновление рядов масонов и смена её вывески были вызваны серьёзными причинами, из-за которых возрождённое масонство оказалось на грани разоблачения и разгрома. Часть первой волны, т. е. «старого поколения» масонов грешило чрезмерной болтливостью и не соблюдением жизненно важной конспирации.

Мало того, деятельность масонства в 1906-1910 годах сопровождалось систематической травлей в столыпинской черносотенной прессе якобы «о готовящимся жидо-масонском заговоре». Эта травля была направлена в основном против КДП, ведущей оппозиционной партии имперской России до февраля 1917 года, членом которой А.Букейхан состоял с октября 1905 года, с 1912 года – членом ЦК.

О реальной угрозе, нависшей над масонами от КДП со стороны черносотенцев, свидетельствует одна строчка из письма Алихана Букейхана, тайно переданного им из павлодарской тюрьмы в феврале 1906 года Александру Колюбакину в С.-Петербург. Замечу, что он являлся одним из основателей и лидеров КДП, который в 1910 году выступил реформатором масонской ложи «Полярная звезда».

В своем письме, которое так и не дойдет до адресата, Алихан написал следующее: «Уважаемый Александр Михайлович [Колюбакин]! Сердечно рад, что вы избежали беды от черносотенцев[,] остроумно их провели».

Главные инициаторы реорганизации и обновления ордена вольных каменщиков кадеты А. Колюбакин и Н. Некрасов, при поддержке князя С. Урусов, в феврале 1910 года созвали общее собрание «братьев», в котором присутствовали ведущие представители из санктпетербургской, московской, киевской и ряда других провинциальных масонских лож, а также военной ложи. Нет сомнений в том, что в этом собрании присутствовал и Алихан Букейхан, тайно прибывший из Самары. Более того, образование в 1911 году масонской ложи в Самаре напрямую связано с появлением в этом городе казахского национального лидера. Сразу после освобождения весной 1909 года из семипалатинской тюрьмы Алихан Букейхан был выслан из родного края. Место ссылки он выбирал сам. Судя по развитию событий, Самару он выбрал отнюдь неслучайно.

Ну а основной, но скрытой целью общего собрания «масонского братства», организованного вышеупомянутой тройкой, было избавление от балласта – «старых» вольных каменщиков, которые грешили не только «болтливостью», игнорированием требований конспирации, но и увлечением морально-нравственными основами масонского учения. Между тем масонство было возрождено с конкретной политической целью – свержение власти династии Романовых, захват и удержание власти в России для установления в ней демократического парламентского федеративного правления.

В итоге А. Колюбакину, Н. Некрасову и С. Урусову удалось «усыпить» т.н. «морально-нравственных» масонов и избавиться от тех, кто вступил в ряды вольных каменщиков из праздного любопытства. Это были в основном богатые аристократы и лидеры ряда национальных партий из Кавказа. По сведениям исследователя истории русского масонства начала ХХ века, профессора В.Старцева, из более чем 90 членов лож французского обряда, как «Полярная звезда», «Возрождение» и другие, в ложи ВВНР прошло всего лишь 37 «братьев», т.е. было «усыплено» около 60 «старых» членов. Под «усыплено» подразумевалось, что для «старых масонов» масонская ложа была официально закрыта.

В итоге в феврале 1910 года масонские ложи снова возобновили свою деятельность под вывеской ВВНР и под началом нового секретаря Верховного Совета (ВС ВВНР) Николая Некрасова, профессора Томского университета, депутата Государственной думы ІІІ и IV созывов, который в вольные каменщики ложи «Полярная звезда» был посвящён в 1908 году, через год после вступления в КДП.

Ведущую роль А.Колюбакина, Н.Некрасова и других членов КДП наглядно демонстрирует преобладание кадетов в рядах и руководстве масонской ложи до и в период Февральской революции 1917 года. Вместе с тем политическое значение и сила тайного ордена масонов заключались в том, что в его ряды были стянуты наиболее влиятельные лидеры и члены всех либеральных партий и организаций России, как меньшевики, прогрессисты, трудовики и, по некоторым сведениям, даже «детище» премьер-министра П.Столыпина – октябристы во главе с А.Гучковым. В масоны привлекались и беспартийные, но влиятельные общественные деятели, торгово-промышленники, лидеры религиозных объединений и профсоюзов. Отмечу, что ближе к февралю 1917 года в ведущую позицию пробился трудовик А.Керенский, который на третьем Всероссийском конвенте (съезде) ВВНР, состоявшемся летом 1916 года избирается Генеральным секретарем ВС ВВНР.

Важным фактом является то, что после реорганизации «Полярной звезды» в ВВНР, в 1910 году в стенах ІІІ Государственной думы из числа членов различных партийных фракций была образована «думская» ложа «Розы». Затем она плавно перешла в IV Думу, хотя, надо признать, думская фракция масонов существовала и в предыдущих двух созывах. А зимой 1913–1914 года появилась и военная ложа.

В военной ложе, наряду с действующими на момент посвящения в масоны генералами оказались «молодые и перспективные» младшие офицеры российской армии и флота, которые, прежде всего благодаря протекции старших «масонских братьев» в генеральских погонах, совершили головкружительный скачок в воинском звании и карьере. Их имена затем навсегда останутся в истории в связи с гражданской войной 1917-1920 годов. Ярким примером могут служить известные фигуры революционных событий генерал-лейтенанты Деникин, Краснов и вице-адмирал Колчак, которые вступили в масонство в 1909 году в звании капитана сухопутных войск и капитан-лейтенанта военно-морского флота России. Например, эмигрантский историк С.Мельгунов в своей книге «На путях к дворцовому перевороту» привёл один эпизод из момента посвящения в масонство командира Финляндского полка В.Теплова. Когда кто-то из «братьев» спросил о его отношении к планам физического устранения царя, полковник Теплов недолго думая ответил: «Убью, если велено будет».

Но образование военной ложи, в свою очередь, свидетельствует о том, что русские масоны во имя достижения своей конечной цели не исключали и насильственный путь свержения монархии.

Следовательно, «масонский заговор» всё же имел место до февраля 1917 года, но не тогда, когда «жидомасонский заговор» истерично муссировался в черносотенной прессе, то есть в 1906-1910 годах, и целью заговора был не П.Столыпин. К его убийству в сентябре 1911 года в Киеве масоны не имели ни малейшего причастия.

Устав обновлённого масонского ордена был обсуждён и принят на ІІ конвенте ВВНР, который состоялся летом 1913 года в Петербурге в квартире В.А.Степанова, в то время депутата IV Думы. Замечу, что Алихан числился в членах петербургской ложи, возглавляемой именно Василием Степановым, о чем утверждал Лев Чермак в своих воспоминаниях, опубликованных автором этих строк в журнале «Простор» в 1994 году (Алматы: «Простор», № 3, 1994 г. С. 138-142). Важно отметить, что экземпляр данного проекта был обнаружен в 1988 году историком В.И.Старцевым среди бумаг Б.И.Николаевского в архиве Гуверовского института войны, революции и мира в Стенфорде и им же впервые подробно проанализирован. Так, по его мнению, основные положения устава ВВНР был скопирован из Общего регламента Великого Востока Франции. Но пункты, касающиеся масонской тайны и конспирации, были в нем несколько усилены. В отличие от оригинала, в проекте устава ВВНР была сокращена обрядность (ритуалы) при приёме в степень мастера и исключён степень подмастерья или товарища, допускался приём и женщин. Ну а конечной же целью были всё же не морально-этические аспекты, а чисто политические, особенно после коренного обновления в 1910 году.

В отличие от доморощенных «казахских масонов», в проекте устава в деятельности ВВНР особо пристальное внимание уделялось следующим условиям: «Братья обязаны хранить в тайне как само существование ордена, так и всё, что касается его состава, планов и деятельности. Братья обязаны хранить всё сообщённое им в братском порядке или ставшие известным в заседаниях ложи. Братья знают лишь членов ложи. Венерабль знает секретаря Верховного совета. Всё, относящееся к орденской тайне, не должно быть излагаемо на письме. Письменные ответы испытуемого и баллотировочные записки немедленно сжигаются в самой ложе».

Высшей властью в масонском сообществе, согласно проекта устава, объявлялся его конвент (съезд), который должен был собираться не реже одного раза в год. Высшим исполнительным органом ВВНР был Верховный совет (ВС), избираемый на конвенте. ВС, отмечалось в уставе ВВНР от 1913 года, «входит в случае надобности в сношения с другими дружественными союзами для координации действий мирового масонства и совещания по общим делам. Для этой миссии ВС может обращаться к содействию всякого известного ему члена братства».

А теперь о главном: Когда и как Алихан Букейхан, лидер казахов, оказался в рядах тайного масонского ордена?

Утверждение исследователей о том, что А.Н. Букейхан вступил в масонство в Самаре, по прибытии в ссылку в 1909 году, несостоятельно. Согласно другим сведениям, лидер движения «Алаш» стал масоном значительно раньше, чем даже А. Ф. Керенский, будущий председатель ВС ВВНР в 1914-1915 годах и глава второго состава Временного правительства. В своих мемуарах сам Керенский датой своего вступления в масонство назвал 1912 год, как только стал депутатом IV Думы. Посвящение же А.Букейхана в вольные каменщики произошло в Петербурге, когда столичная ложа еще была «Полярной звездой». Князь Давид Бебутов в своих воспоминаниях от 1916 года писал: «Были вновь приняты депутаты: Пергамент, Букейханов, …Некрасов, Караулов, Головин [бывший председатель II Думы. – С.А.], Кузьмин-Караваев, князь Максудов, генерал Субботин…». Согласно хронологии его эссе, этот приём производился в середине 1906 года, когда 8 июля Алихан Букейхан прибыл в С.-Петербург в статусе депутата І Государственной думы. Следовательно, это и есть дата вступления Алихана в масоны.

Помимо доказательств причастности А.Букейхана к масонскому ордену, перечисленных автором этих строк в «Казахстанской правде» от 28.10.1993 года и журнале «Простор» от 1994 года (Алматы: Простор, № 3, 1994, с. 130-138.), в работе исследователя В. Серкова «История русского масонства. 1845-1945 гг.» найдём такие строки: «Заседания петербургской ложи «Полярная звезда» происходили над помещением бывшего кадетского клуба. Здесь же собиралась и думская фракция кадетской партии: Ф.А.Головин, В.А.Караулов, А.Н.Букейханов, Е.И.Кедрин, А.М.Колюбакин, С.А.Котляревский, В.А.Маклаков, В.П.Обнинский, Н.В.Некрасов, В.А.Оболенский, А.А.Свечин, К.К.Черносвитов, А.И.Шингарев, Ф.Р.Штейнгель».

Следовательно, Алихан стал масоном либо до своего избрания в Государственную думу І созыва, либо сразу после её роспуска 9 июля 1906 года.

Лев Чермак в своих воспоминаниях «Как я был масоном» перечислил членов ложи поимённо: «Наша ложа насчитывала 16 членов. Назову их. Возглавлял её Василий Александрович Степанов, член Думы, кажется, горный инженер, член партии к.д. Братья: Н.К. Волков, член Думы, кажется, бывший военный чиновник, сибиряк, Н.А. Бородин, член Думы, известный специалист рыболовства, к.д., Чхеидзе Н.С., член Думы, социальный демократ, А.А. Леонтьев, известный адвокат, к.д., Букейханов А.Н., учёный-лесовод, к.д., Харитонов, В.Г., в прошлом принадлежал к революционной организации с.д. направления, С.П. Швецов, до ссылки народоволец, позже социал-революционер (сокр. «эсер». – С.А.), И.И.Майков, до ссылки народоволец, позже эсер…»

Теперь о «самарском периоде» жизни и деятельности Алихана Букейхана.

Начну с того факта, что обновление масонства России в 1910 году с целью активизации его деятельности по времени совпадает с пребыванием Алихана в ссылке в Самаре в 1909-1917 годах. Его частые поездки, чаще тайные, были связаны не только с его сотрудничеством со столичной периодической печатью, но и с надобностью присутствия в тайных собраниях или конвентах ВС ВВНР, которые обычно проходили в частных конспиративных квартирах или в клубе КДП «Народной свободы».

С какой целью Алихан Букейхан вступил в масоны? Только за последние несколько лет автору этих строк не раз и два приходилось слышать подобные вопросы не только от простых обывателей и журналистов, освещающих вопросы истории, но и, как ни странно, из уст ученых-историков. Видимо, назрела необходимость раставить все точки над «і».

Огромной преградой на пути возврата казахами своих исконных земель стоял монархический режим России. Самодержавие также из последних сил сопротивлялось преобразованию империи в демократическое парламентское государство, во имя чего все либеральные политические силы России начала ХХ века объединились под фиолетовым флагом масонства. И восстановление казахами своей национальной государственности сперва в виде национально-территориальной автономии возможно было лишь в случае коренного реформирования политического режима самой России. Совпадение только этих целей у казахского лидера и русских либеральных сил было достаточно, чтобы первый пополнил ряды масонов.

Что же касается этнической, социальной и партийной принадлежности российских масонов начала ХХ века, то собственно евреев среди масонов было не более 10%. Следовательно, подозревать российское масонство начала ХХ века в жидо-масонской сущности нет никаких оснований. Крайне незначительно были представлены в масонских ложах купечество и духовенство.

В партийном отношении 25% из них принадлежали к КДП. Активно участвовали в масонских ложах эсеры, что способствовало дальнейшей радикализации и политизации думского масонства. Менее представительным было участие в масонстве начала ХХ века думских фракций народных социалистов и «трудовиков» и депутатов от национальных меньшинств (А.Н.Букейхан, Н.С. Чхеидзе, князь В.Л. Геловани).

Подчеркну важную деталь. Алихан Букейхан своё присутствие как в рядах КДП, самой влиятельной оппозиционной партии России в 1905-1917 годах, так и в рядах масонов, рассматривал как возможность быть в курсе внутриполитической ситуации в империи, находиться в эпицентре происходящих событий, а также знать о планах власти и оппозиции, тем самым мог корректировать цели и задачи национально-освободительного движения «Алаш».

«Масонство было надпартийным, – заявил в своих показаниях в 1939 году следователям НКВД Николай Некрасов, один из реформаторов масонства в 1910 году, – т.е. в него входили представители разнообразных политических партий, но они давали обязательство ставить директивы масонства выше партийных».

«За численностью организации не гнались, – отмечал тот же Н.В. Некрасов, – но подбирали людей морально и политически чистых, а кроме и больше того, пользующихся политическим влиянием и властью». По его расчету, к Февральской революции 1917 года ВВНР насчитывал в своих рядах примерно 300-350 «братьев». «Но среди них, – добавлял Н.В. Некрасов, – было много влиятельных людей».

(Продолжение в следующем номере газеты)

Султан Хан АККУЛЫ

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн