«Общественная позиция»
(проект «DAT» №17 (288) от 29 апреля 2015 г.
ДАТ-Диалог
Досрочные выборы президента при полном здравии и способности осуществлять возложенные на него Конституцией полномочия действующим главой государства стали такой обыденностью, что народ, кажется, вконец запутался: где Конституция, где он – «единственный источник государственной власти». Тем более с датой инаугурации. В Конституции сказано предельно четко: очередные выборы президента проводятся в первое воскресенье декабря, а присяга, т.е. инаугурация – во вторую среду января. Но в казахстанском государстве все смешалось так, что сегодня объявили официальные итоги голосования, а назавтра нате вам – инаугурация.
Обо всем этом, крайне непонятном, наш диалог с патриархом казахстанской политики Серикболсыном АБДИЛЬДИНЫМ.
– Серикболсын Абдильдаевич, хотелось бы услышать ваше мнение об итогах досрочных выборов президента. Насколько реальна цифра 97,7 процента, якобы отданных за Назарбаева?
– Меня больше всего волнует не столько этот показатель, сколько морально-этическая сторона выборов. Что Назарбаев наберет большой процент, ни у кого сомнения не было. Я могу даже сказать, что как бы Центризбирком не досчитался, надо было 99,9 процента сделать. Это один момент. Что касается морально-этической стороны, то я хочу сказать свое мнение по следующим моментам.
Во-первых, выборы, точнее перевыборы пожизненного президента проведены с нарушением конституционного срока.
Во-вторых, составы избирательных комиссий утверждены без соблюдения закона. К примеру, отвергались поданные списки партии ОСДП и других оппозиционных движений. Кстати, об этом уже сказали наблюдатели ОБСЕ/БДИПЧ.
В-третьих, соперники действующего президента, что видно невооруженным глазом, назначенные Акордой, выполняли, как мне представляется, предписанную им роль. Опять же известно общественности, что инакомыслящие не допускались в кандидаты в президенты.
В-четвертых, если исходить из данных статистики, то в списке избирателей не учтены по меньшей мере 2,5 миллиона граждан страны. Это существенный пробел.
В-пятых, несмотря на природные катаклизмы, в дни предвыборной президентской гонки широкомасштабно проводились пышные празднования во всех уголках страны с возгласом «Нурсултан – Казахстан!», что обошлось казне многомиллиардными затратами.
В-шестых, манипулирование общественным мнением и зомбирование населения достигали своего апогея. Они вызвали восторг даже у некоторых иностранных наблюдателей. В моем личном восприятии все это путь в никуда.
Подменяя истинную демократию сиюминутными конъюнктурными посылами и явными признаками автократии, казахи никогда не смогут защитить независимость и укрепить государственность Отечества. Рабство в ХХI веке – то же самое, что недоброкачественная опухоль в мозгу. Мораль же из всего этого: когда нация придет к разуму?
Еще одно выражение Альберта Эйнштейна: «Только две вещи бесконечны – Вселенная и человеческая глупость, хотя насчёт Вселенной я не уверен». Это изречение Эйнштейна я цитирую не зря. У нас за годы Независимости было совершено много глупостей. Очередные внеочередные выборы действующего президента из этой же категории глупостей.
– Как можно объяснить столь «рекордное» число избирателей, якобы в порыве политической активности пришедших к избирательным урнам?
– В принципе, вся власть работала организованно. Ведь по большому счету, у нас ни одни выборы не проходили без корректировки подсчета голосов, без организации скопления избирателей, даже против их воли, на избирательных участках. Весь мир лицезрел сюжет, когда на одном из избирательных участков Астаны молодые люди, явно студенты, согнанные в одну толпу учебными кураторами, стояли впритык друг к другу и испуганно смотрели в телекамеры. Не думаю, что все, кто голосовал, ходил на избирательные участки добровольно и с чистым сердцем, с пониманием всей ответственности себя как гражданина страны отнесся к выборам. Одни, конечно, фанатики власти верили, другие как-то опасались, третьи пошли от страха за возможные преследования, если вдруг обнаружится, что время выборов он отсидел на кухне.
Поэтому разные причины могут быть, но надо признать главное – Нурсултан Назарбаев, как никто другой, обладает талантом виртуозно укреплять свое «Я». В этом совершенстве его никто пока не превзошел. Это не мои слова. Покойный Заманбек Нуркадилов в своем открытом письме писал, что Назарбаев свой талант использует для укрепления своего «Я» и что это он делает аккуратно.
Еще один момент. Многие говорят, что Назарбаев прозорливый и дальновидный и тому подобное. Но он дальновиден с точки зрения того укрепления своего «Я», а не с точки зрения решения насущных экономических и социальных проблем.
– Как вы считаете, после столь «ошеломляющего» успеха Назарбаева можно ли рассчитывать хотя бы на скромные демократические подвижки в общественно-политической жизни Казахстана?
– На следующий день после выборов Назарбаев, выступая перед СМИ, сказал, что никаких изменений не будет, будем бороться за 2050 год. Этим все сказано.
– Что, на ваш взгляд, значат 5 институциональных реформ Назарбаева?
– Одна из них касается создания правительства одаренных управленцев. К сожалению, это тоже на словах может остаться, все остальное повторялось в тысячу раз, а результаты люди не ощущают, я имею в виду простой народ. Конечно, расслоение общества есть, процветание одних малых по удельному весу граждан по сравнению с миллионами проживающих выживающих не свидетельство процветания Казахстана в целом. А то, что касается повторения решений тех проблем, которые с первых дней своего президентства Назарбаев говорит в разной формулировке, то это не дает уверенности в том, что в стране процветание наступит в предстоящее пятилетие.
– Что бы вы предложили Назарбаеву в плане реформирования политической системы страны с учетом того, что это пятилетие, возможно, станет его последним сроком президентства?
– Я еще раз повторяю: дай Бог ему здоровья, но пока Назарбаев будет жив физически, пост президента никому не отдаст. Так что это не последний его срок как президента.
– Вы – известный экономист. Что, на ваш взгляд, ожидает Казахстана в условиях очередного мирового экономического кризиса?
– Кризис у нас всегда был. Начиная с года провозглашения Независимости Казахстана, прошло 23 года. С тех пор мы официально были в кризисе. Только с появлением нефтедолларов в начале ХХI века, начали как бы выравнивать экономический потенциал страны до уровня 90-го года. Но это не означалось, что мы решали экономические проблемы, потому что структура экономики поменялось так, что превалировали услуги, а не производство. Далее. С 2003 до 2007 года рост экономики был неплохой, но с 2007–2009 года мы снова объявили кризис. В одном из выступлений Назарбаев говорил, что опять наступает кризис лет на пять. Вот теперь посчитайте: почти 20 лет официально находимся в кризисе. Можем ли мы сказать в таком случае, что глава нашего государства мудрый, все сделал, все решил, если он практически является кризисным президентом. Поэтому на словах все нормально и красиво слышится, но результатов не видно, по крайней мере, для простого народа.
Конечно, в предстоящие годы тоже будем красиво говорить, пиарить, что мы впереди планеты всей, что наши люди счастливы. А на деле проблемы будут углубляться в связи с тем, что мы сидели и сидим на нефтяной игле. У нас реальной экономики для того, чтобы обеспечить экономическую независимость, нет. Мы далеки по важнейшим позициям от уровня 90-го года, за исключением нефтегазового сектора. Поэтому программы, оглашенные Назарбаевым, с точки зрения развития страны, никакой пользы простому человеку не принесут.
Да, инвестиции у нас росли. Но если бы они принесли реальные деньги в экономику, мы не оказались бы в глубоком долгу перед иностранными банками. И иностранные банки финансирует в Казахстане не столько предпринимателей и компании, а иностранные компании. Они выполняют у нас работу, деньги берут в адрес Казахстана и сами себя обеспечивают, навязывают высокие проценты – и мы садимся в лужу. Экономическая политика страны совершенно определенно никуда не годится. А менять ее, по словам президента, сказанным на вчерашней пресс-конференции, смысла нет. Тем более, что мы на весь мир рекламируем такие проекты, как «Западный Китай–Западная Европа», когда в то же время люди не могут между собой общаться, так как даже внутри населенных пунктов нет дорог. Разве разумный человек может хвастаться тем, что он строит дорогу для Китая, когда для себя их просто нет.
– Назарбаев сказал, что шоковой девальвации тенге не будет. А как тогда быть несоответствующему курсу тенге к доллару?
– В 1999 году я был одним из претендентов на пост президента. Еще тогда президент и правительство говорили, что никаких изменений тенге к курсу доллара не будет. А спустя два месяца после выборов курс доллара с 84-х тенге подскочил до 138. Вчера президент Назарбаев вновь заверил казахстанцев, что девальвации не будет. Мол, если что – сам скажу. То есть фактически он оставил за собой право возможности провести девальвацию в любое время.
Назарбаев всегда красиво говорит о том, что народ от него сиюминутно хочет услышать. Но потом делает обратное. Поэтому я не могу за чистую монету принимать заявление президента об уровне тенге.
Другой момент. По здравому смыслу, тенге должен быть совершенно определенным одним из элементов товара, это особый товар, изменение уровня обмена валюты, в смысле уровня национальной валюты относительно к доллару или к евро, должен определять рынок. Искусственное его сдерживание отрицательно влияет на нормальное развитие экономики. Поэтому я как экономист считаю, что девальвация неизбежна. Чем дальше будут тянуть, тем скорее просадится экономика. С девальвацией тенге должны быть приняты соответствующие меры для того, чтобы люди не пострадали, должны быть проведены перерасчеты уровня пенсий и заработной платы и т.д.
– Независимые эксперты говорят, что и на этот раз Назарбаев создаст видимость кадровых перестановок, заменив премьер-министра на очередного человека из своей многократно перетасованной колоды…
– В принципе до 9-10 мая можете спокойно спать. Тенге будет в порядке, правительство будет на месте. Согласно Конституции, правительство после инаугурации президента должно подать в отставку. Но где есть гарантия, что по поручению старо-нового главы государства та же самая Ассамблея народа Казахстана скоропалительно, причем в день инаугурации, не выступит с обращением к елбасы о смене правительства или же оставить его в прежнем составе и с прежним премьер-министром? И он его поддержит. Мы все подобные сценарии уже проходили.
– Кстати, вас пригласили ли на инаугурацию президента?
– Нет. Меня уже давно нет в списках, приглашаемых Акордой. Даже не знаю, когда инаугурация (интервью состоялось 27 апреля – Ред.). Так что будем смотреть по телевизору. Затраты, конечно огромные, хотя Назарбаев всегда говорит, что он сторонник экономии во всем. Но как понимать то, как буквально на следующее утро после выборов, когда еще не были объявлены официальные итоги голосования, собрать огромное количество людей в зале, будто они всю ночь не спали, и заявить всему миру, что они, эти люди, пришли его поздравить. Это же ложь! Согласитесь, ведь никто из присутствовавших на этом спектакле не прибежал от радости душевной спозаранку, отодрав глаза ото сна, на эту инсценировку. Все-таки прав был Эйнштейн, когда сказал о бесконечности человеческой глупости.
– Серикболсын Абдильдаевич, спасибо вам за диалог. Здоровья вам от всех наших читателей, которые всегда ждут СЛОВА от вас.
Вопросы задавала –
Бахытгуль МАКИМБАЙ,
«D»