«Общественная позиция»
(проект «DAT» №10 (281) от 12 марта 2015 г.
ДАТ-диалог: против
Вчера на съезде партии «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев заявил о своем участии в выборах президента Казахстана. Диалог «ДАТа» по этому поводу с государственным деятелем Серикболсыном АБДИЛЬДИНЫМ, которого в народе считают оппонентом №1 главы нынешнего государства.
–Серикболсын Абдильдаевич, после «продолжительных уговоров» Нурсултан Назарбаев дал свое согласие вновь баллотироваться в президенты Казахстана. Как вы думаете, почему он так «долго думал» и что за этим на самом деле кроется?
– Я недавно вспомнил одно признание Че Гевары: «Я тоже авантюрист, но авантюрист за свой счет». Вспомнил, потому что такие авантюры у нас в государстве часто происходят, причем за счет других, вторых, третьих лиц. Это – во-первых. Во-вторых, все осуществляется за счет налогоплательщиков. И все «шахматные ходы» нашего президента, как мне кажется, ногами растут оттуда.
Я, конечно, знал, что выборы назначаются для очередных перевыборов самого Нурсултана Назарбаева. Об этом я вам говорил и в прошлые годы. Нурсултан Абишевич никому не отдаст свой пост, пока он физиологически жив.
Но сейчас, на новую досрочную президентскую выборную кампанию уже тратятся баснословные бюджетные деньги. Зачем? Достаточно было одного обращения президента к народу Казахстана: мол, так и так, меня беспокоят будущие кризисы, положение никчемное, поэтому переизберите меня еще на пять лет. Но использовать Ассамблею народа Казахстана как карманный инструмент, потом инициировать опросы внутри страны и за рубежом, проводить съезд своей подручной партии с количеством делегатов в две тысячи человек – такого не было даже во времена КПСС. Вся эта пропагандистская химера стоит очень больших денег. На те 5,5 – 6 миллиардов тенге на перевыборы президента можно было бы до конца следующего года полностью решить проблему с обеспечением населения качественной питьевой водой. Поэтому я просто удивляюсь, когда Назарбаев втягивает казахстанский народ в очередную авантюру под названием «выборы президента». Меня еще больше не столько удивляет, а вызывает глубокое сожаление, что обыватели всю эту нуротановскую пропагандистскую трескотню принимает за чистую монету.
– «Мы должны двигаться вперед. Поэтому я, наверное, соглашусь с вами о выдвижении моей кандидатуры, чтобы предложить новые задачи, сложные, которые перед нами стоят», – заявил на съезде «Нур Отана» Назарбаев. А нельзя ли было заявить о «новых задачах» без внеочередных выборов?
– Безусловно. Но в конце прошлого года он назвал новую программу развития Казахстана своим именем – «Нурлы жол». Но чтобы определить задачи с учетом мирового кризиса, не обязательно было проводить перевыборы и съезды. Я еще раз повторяю, нет предела произволу Назарбаева. Конституция предусматривает одни сроки выборов, а он, когда хочет, тогда проводит их. То есть в Казахстане Назарбаев больше, чем Конституция. В мире нет практики, чтоб президенты сами себе определяли сроки проведения президентских выборов. Это даже не монархическая особенность, а воля диктатора, который, тем не менее, с мировых трибун заявляет о своей приверженности демократическим принципам развития государства, которым он руководит, в том числе демократическому и свободному волеизъявлению граждан в выборных процессах.
Но лично я за все эти четверть века правления государством Назарбаевым так и не увидел ни одних подобных выборов – ни президента, ни парламента, ни даже в местные представительные органы власти. Так что предстоящие досрочные выборы президента ничем от предыдущих отличаться не будут. Если даже за Назарбаева проголосует 49 процентов избирателей, эту цифру перевернут с точностью до наоборот – нарисуют 94 процента. Зачем иначе было огород городить?
– Ваш прогноз на жизнь казахстанцев после выборов 26 апреля? Пойдет ли Назарбаев на политическую модернизацию общества с учетом того, что этот срок для него, скорее, будет последним?
– Нурсултан Назарбаев давно себя считает реформатором. Но, если помните, проводимые им экономические реформы за последние 23 года завершились ничем. Разговоры о том, что Казахстан в числе 50 развитых стран мира, – не что иное, как сказка про белого бычка, красивый миф, преподносимый на десерт казахстанцам и мировой общественности. Все эти красивости, которые, как манна небесная, спустятся к нам к 2050 году, для людей моего поколения, и даже гораздо моложе – что мертвому припарка. Для нынешнего поколения граждан страны нужен не мифический 2050 год, а реальное сегодня и реальное недалекое завтра.
Что же касается ожиданий после выборов, то не надо прогнозировать, скажу точно.
Экономика, которая сама себя защитила в самые трудные годы, тем не менее в Казахстане так и не создана, мы половину потребительского товара завозим извне. Это один момент. Второй – мы в долгах как в шелках, сейчас на каждого жителя страны приходится более 9 тысяч долларов государственного долга. Третье – независимо от этого мы привлекаем инвестиции за большие проценты, все это не улучшает экономику Казахстана, наоборот, ухудшает. Национальный фонд, за которым стоит подпись только одного человека, не может все решать. И по большому счету, население страны не живет, а существует. Завтра к тому же безоговорочно наступит официальная девальвация тенге. Все это скажется на уровне жизни простого человека.
– Некоторые политики предполагают, что после выборов, собрав очередное доверие народа, Назарбаев займет более жесткую позицию в отношении России в Евразийском экономическом союзе. Опять же, если предполагать, что это будет последним сроком президентства Назарбаева, вы можете согласиться с таким вариантом развития событий?
– Назарбаева я хорошо знал, десять лет работали рука об руку, он на сильных не наступает никогда – ни на США, ни на Германию, тем более на Россию и Китай. Он будет говорить нужные слова в нужном месте, даже в ущерб интересам Казахстана. Это как пить дать.
Другой вопрос, если он возьмётся наладить дела в экономике, то в первую очередь и немедленно надо взяться за агропромышленный комплекс. Поднять сельское хозяйство, восстановить перерабатывающую пищевую и легкую промышленности. Об этом он на словах говорит, а на деле ничего не делает. Он, как правило, спасает банки второго уровня, а не экономику реальную. Из тех трех миллиардов долларов, которые ежегодно выделяются из Национального фонда, миллиард долларов направил бы на беспроцентное кредитование агропромышленного комплекса. Тогда это понятно было бы. Банки дают в сельское хозяйство три процента от общего объема кредита. Этим самым мы не можем решить проблемы АПК.
Не только Назарбаев, но и другое поколение президентов не смогут решить проблемы казахстанцев, не поставив на ноги аграрную отрасль и не создав насыщения внутреннего рынка собственными товарами. Это он не может сделать за пять лет следующего президентства по той простой причине, что, как вчера, так и сегодня, вся его политика базируется на лжи, на мифах, конкретное положение никто не может озвучить из-за страха оказаться в опале.
Насчет последнего срока президентства Назарбаева. Политики и эксперты давно говорили, сейчас говорят и дальше будут говорить. Единственное, дай Бог ему здоровья, – он будет сидеть на этом посту до самой смерти. Так что не обольщайтесь, ничего прогрессивного не сделает, также будет красоваться и изображать из себя «мудрого из мудрейших», а народ привычно будет соглашаться с этим. Никому он не даст поднять ни голоса, ни руки, тем более – открыто сказать правду.
– Кстати, намеченная на 13 марта встреча трех президентов стран ЕАЭС по предложению Назарбаева перенесена на неопределенный срок. В чем подоплека, на ваш взгляд?
– А ее где-то там, глубоко искать не надо. Опять же этот ход из сферы политического самопиара. Перед самыми выборами он снова скажет: меня просит не только народ Казахстана, но и наши союзники просят успешно провести выборы 26 апреля. Это дурман, но обыватель поверит, что к нашему Назарбаеву приехали Лукашенко и Путин с тем, чтобы поддержать его.
В своем письме покойный Заманбек Нуркадилов еще в 2004 году написал Назарбаеву: «Вы одаренный человек Богом, Бог дарил вам все способности, но Вы все делаете для собственного «Я». И сейчас он делает и дальше будет делать для собственного «Я».
– Как я понимаю, историю делают не построенные кем-то города в виде памятника о себе типа Астаны, а сознание и память народа в перспективном понятии. В этом смысле Назарбаев должен заботиться о том, чтобы его имя с благодарностью вспоминали лет через пятьдесят или сто?
– Поймите меня правильно. Назарбаев мне не враг, но и не друг. Но я знаю историю, бывали вожди, цари и ханы. В зависимости от конъюнктуры политики то их поднимали на пьедестал, то опускали. Для того, чтобы увековечить имя нынешнего президента, одной столицы мало. К тому же, если эта столица построена на крови и поте сотен тысяч людей, если учесть, сколько вложено в один город в ущерб остальных 85 городов. Семей каждый год замерзает. Разве можно так поступать, тянуть счет под свой имидж.
Другой момент. Назарбаев не стесняется возвеличивать себя. Сколько музеев, парков, банков, мечетей, супермаркетов и даже производственных баз названо его именем! Сколько изданных внутри страны и за рубежом книг и кино-телеленты, сколько у нас тратится денег для того, чтоб возвеличивать имя только одного человека.
Я часто задаюсь горьким вопросом: что более устойчиво – чтоб народ познал самого себя через национальную культуру, спорт, науку, образование или достижения бизнеса или только за счет восхваления одного человека? Я, например, за то, чтобы весь мир познал глубину и красоту души казахского народа через его культуру, ум, стремление к совершенству, его характер, а не «благодаря» одному человеку.
В советское время был анекдотичный факт. Когда министром сельского хозяйства Казахстана назначили человека по фамилии Месяц, родился афоризм: «Одного Месяца для подъема сельского хозяйства не хватит».
В нашем случае то же самое: для пиара Казахстана одного только имени его президента не хватит. Говорят, что к нему приезжают со всего мира, чтоб спросить совета. Это не что иное, как досужие вымыслы. Никто не приезжает за советом к Назарбаеву, все приезжают, чтоб оторвать себе кусок от богатств Казахстана. Пока нефть не появилась, почему-то никто не приезжал. До 2003 года у нас экономика не достигла уровня 1990 года, и кого вы видели тогда? Поэтому я в принципе считаю, что нам надо обходиться без этой политики самовосхваления, Назарбаеву надо, в конце концов, спуститься на землю с небес.
– Вопрос о преемнике Назарбаева по-прежнему остается актуальным. Прогнозы разные: Касым-Жомарт Токаев, Дарига Назарбаева, Самат Абишев – список длинный. Но кто бы ни был, говорят, преемник окажется «транзитной» фигурой. Ваше мнение?
– О преемнике все уже устали говорить. Я повторяю:
при жизни Назарбаева ни о каком преемнике не может быть даже речи. А вот в случае его физического ухода, трудности возникнут. И они будут связаны с борьбой за трон сегодняшних его сателлитов – окружения и кланов.
Но я предупреждаю всех казахстанцев: самое главное – быть готовым к этому и не вмешиваться в кровопролитие, как это случилось на Украине. Украину кому не лень склоняет, на самом деле там идет война за власть между кланами, между олигархами, поддерживаемая извне.
Да, Назарбаев мог создать условия и механизмы для демократичной, мудрой передачи власти. Но этого он не сделал. В стране как не было, так нет подлинно демократичной сменяемости власти, прозрачных и честных выборов. И в ближайшие годы его правления их не будет.
– Возможен ли в перспективе такой вариант: если после выборов Назарбаев не пойдет на политическое реформирование власти и общества в целом, то в посттранзитном Казахстане начнется ли народная кампания по ревизию деятельности Назарбаева за годы его правления?
– Возможно. Но за прошедшие 25 лет у нас народ как-то привык к мысли, что если Назарбаев даже не прав, то он все равно прав. Поэтому он не боится общественного мнения, он им манипулирует и зомбирует, как ему вздумается. Но, думаю, как только он сойдет с Олимпа власти, ревизия начнется на второй день. И тут откроются такие тайны «мадридского двора»…
– Спасибо вам за диалог!
Вопросы задавала
Бахытгуль МАКИМБАЙ,
«D»