«Общественная позиция»
(проект «DAT» №6 (370) от 16 февраля 2017 г.
К сведению власть держателей
Доказуемый факт: в советские времена высококлассным зерном (пшеница с содержанием клейковины, которой не было даже в Черноземье России и Украины) и животноводческой продукцией Казахстан кормил не только себя. Половину Советского Союза. В суверенном Казахстане зерно – одна из считанных на пальцах одной руки продукций, которые наша страна экспортирует за рубеж, кроме сырой нефти и газа, пополняя им ВВП.
Но отношение к его производству, в частности, и к аграрному сектору, в общем, – что любовь мачехи к падчерице. За 25 лет суверенного Казахстана поменялось немыслимое количество министров СХ, в том числе тех, кто даже нюхом не ведал запаха пашни. Не отсюда ли все беды современной аграрной отрасли страны?
Ниже предлагаем статью экономиста сельского хозяйства на эту проблему, в которой автор надеется, что его точка зрения дойдет до главы нашего государства.
На протяжении почти двух лет я вынашивал в себе мысли о необходимости кардинальных изменений в аграрном секторе. Делился с ними с бывшими коллегами по работе в АО «Астана-Өнім», откуда вышел на пенсию, предлагал на примере этого АО внедрить в жизнь передовые методы хозяйствования. К сожалению, меня «постарались не понять». Пытался попасть на прием к руководителям ряда министерств и ведомств, чтобы поделиться своим видением проблемы, был на приеме у некоторых из них, но поддержки не получил. Мне отвечают, что есть законы и мы их не можем менять.
Я возражал чиновникам от агросектора: если какие-то нормы того или иного закона потеряли свою актуальность и не работают на развитие отрасли, то почему бы не внести изменения в наше законодательство? Ведь в этом и заключается смысл деятельности парламента. Парламент должен, как говорится, держать ухо востро и отвечать на вызовы времени. Невозможно двигаться вперед, когда тишь да гладь – божья благодать. Это даже опасно!
Но опыт динамично развивающихся стран, имеющих разное политическое обустройство, доказывает, что стабильное развитие государства обеспечивается в основном от достигнутого уровня жизни среднего класса. Поэтому успешное развитие государства не зависит от системы, будь то монархия, республиканское правление или что-то другое. Какое общество, какая политическая система устраивает большинство, то есть средний класс, такая система и необходима в любой стране.
Критика необходима. Но она уместна и имеет силу, если содержит в себе конкретные предложения по исправлению ситуации.
Я всю жизнь проработал в сельскохозяйственном производстве. Имею высшее экономическое образование. Окончил Алма-Атинский институт народного хозяйства, Высшую школу управления при сельскохозяйственной академии им. Тимирязева в г.Москве, полный курс обучения Алма-Атинского КИМЕП первого набора в 1991–1994 годах. Прошел трудовой путь от разнорабочего до директора совхоза.
Работая главным экономистом, в 1988 году внедрил полный внутрихозяйственный расчет с применением аренды в совхозе «Миролюбовский» Пресновского района Северо-Казахстанской области. Результат был огромный, вложенный рубль дал 100-процентную отдачу рентабельности. Трудовой коллектив быстро усвоил передовой метод хозяйствования. Хозяйство и его руководство было отмечено в приказе тогдашнего председателя Госагропрома Казахской ССР, как единственное в стране, внедрившее внутрихозяйственный расчет на 100 процентов, т.е. во всех сферах деятельности (по всем цехам производства и его обслуживания).
Так вот, даже спустя годы мне видится возможность совершенствования развития нашей нынешней системы. Если взять сельское хозяйство, то, по моему мнению, необходимо провести некоторые меры по совершенствованию организации труда. На заре провозглашения независимости республики президент Нурсултан Назарбаев декларировал 40-часовую рабочую неделю против 41-часовой рабочей неделе при Советах. Это было принято с восторгом миллионами людей по всей стране.
Однако в период развала и разгосударствления, пользуясь безработицей, работодатели в целях нещадной эксплуатации наемного труда устанавливали свои порядки и правила. Были преданы забвению установленные правила труда, нормы и нормативы, которые на протяжении многих лет разрабатывались в нормативно-испытательных станциях и в научно-исследовательских институтах по каждому региону и по каждому виду производимой продукции.
В растениеводстве – с учетом качества почвы, объёма и конфигурации площадей, зоны размещения, срока вегетации культур. В животноводстве – в зависимости от породы животных, от зоны размещения, наличия пастбищ и сенокосов, их отдаленности от населенного пункта. История ведения отрасли животноводства в Казахстане всегда рассматривалась через призму эффективного использования отдаленных пастбищ и сенокосов, естественных водоемов. Это достигалось в результате разработки особых условий оплаты труда, разработки дополнительных мер материального поощрения, натуральной оплаты.
Такая практика хозяйствования в полной мере оправдывалась. Теоретическая подготовка специалистов обеспечивалась полноценной практикой. По своему примеру могу судить, как легко молодой специалист вливался в трудовую жизнь. Его обеспечивали жильём, если имел семью, то давали квартиру, получал подъёмные на каждого члена семьи, исходя из установленного оклада.
Однако, говоря простым языком, в селе в первые годы независимости был установлен произвол теми, кто прибрал к рукам коллективное хозяйство. Отсюда резкое снижение заработка, потеря активности в работе. В указанный период повсеместно в сельской местности работодатели прибегали к ведению двойной бухгалтерии, оплате труда в конвертах. Это было ущербно государству потерей части суммы налогов. Работники теряли тоже. Теряли в низко установленных суммах оплаты труда, в пенсионных отчислениях. Именно в этот период зародилась практика подкупа должностных лиц для ухода от законных государственных выплат. Это был результат игнорирования норм и нормативных документов, действующих в стране. Нормы и нормативы должны были действовать, хотя они были разработаны в стране, которой уже не было, а новые еще не были разработаны. Ведь люди перешли в Республику Казахстан те же, Конституция и физиологические данные людей не изменились, да и виды работ оставались прежними. Народ, лишенный источников существования, вынужден был подчиняться таким правилам.
Сейчас, в условиях независимого Казахстана, надо сделать все, чтобы законы работали. Ссылка работодателей на пассивность работников – это блеф. Имеется целый ряд законных рычагов и механизмов, чтобы заставить активно работать любого отдельного работника.
Средний класс по мировому стандарту составляет 80–85 процентов от численности населения в стране. Остальное население есть богатые и бедные. Так вот, если удельный вес среднего класса ещё больше, значит, бедных и богатых меньше, или меньше одних или других. Под понятием «средний класс» имеется в виду население, имеющее доход на каждого члена семьи, которое обеспечивает им безбедное существование. Такая категория людей живет на прямых доходах от вложенного труда. Они, как правило, не имеют дивидендов от конечного результата крупного бизнеса (прибыли).
Они могут хорошо питаться, одеваться, смело планировать рождаемость детей и их содержание, имеется возможность получения образования, возможность на отдых. Это могут быть занятые средним и малым бизнесом, работники по договорам в любой отрасли социальной сферы, но обязательно социально защищенные законами страны. Это не так много!
Жителей сельской местности приватизация жилья поставила в более невыгодное положение, чем горожан. С развалом сельского хозяйства подавляющее большинство селян, бросив своё неликвидное жильё, двинулось в большие города, чтобы выжить. В городе их никто не ждал. Они оказались дешёвой рабочей силой, живущей на случайных, нестабильных заработках. Они пополнили ряды людей, не имеющих своего жилья (бездомные). Только по этим причинам сколько молодых людей не могут создать семью.
Селу необходим кардинальный подход. Особенно это касается северных регионов. Там большие земельные массивы (пашня, пастбища, сенокосы и др.), оказавшиеся в руках латифундистов, по причине запрета права использования земли на правах субаренды, в основной массе занимающимся только земледелием.
Необходимо провести аналитическую работу по использованию земли в этом регионе. При необходимости создать укрупненные сельхозформирования, наделить землей, помочь с приобретением средств производства, оборотных средств. Землю закрепить в аренду без права выкупа.
Это означает, что в себестоимости производимой продукции не будет отражаться сумма аренды земли. Себестоимость произведенного товара будет удешевлена на значительную сумму. Такой товар будет конкурентным по цене. Остается только работа по повышению его качества.
Там богарное земледелие, которое значит, что можно за сезон получить только один урожай. Это не юг страны, где снимают несколько урожаев, где преобладают ручной труд, более мелкие земельные наделы, работают, как правило, члены одной семьи, мало используется наемный труд со стороны. Это важно. Нет жесткой эксплуатации наемного работника, потому что его нет, что не влечет к большим противоречиям. Отсюда вывод – нет конфликтов.
На севере необходимо совершенное планирование. В таких условиях требуется слаженная работа. Здесь необходима планомерная организация труда. Бизнес-план, который сейчас в ходу в сельхозпредприятиях, неприемлем. Он не отвечает требованиям. В нем нет полной раскладки хозяйственной деятельности предприятия. Значит, невозможен объективный мониторинг, потому не может быть контроля как внутри предприятия, так и со стороны контролируемых государственных органов.
Да, имеются большие сомнения в профессионализме его составителей. Отсюда возникает целый ряд вопросов. Например, один из них: как, по каким параметрам исчисляется выплата субсидий и дотаций? Мне видится, что выплаты субсидий и дотаций на товарную продукцию не обоснованы. Они должны применяться только в семеноводческих хозяйствах и научной работе в растениеводстве, в племенном деле в животноводстве. Необходима активная работа НИС и НИИ по регионам.
Ведь целесообразнее вести расходы на содержание НИС и НИИ, чем иметь большие затраты по содержанию расширенного штата судов и прокуратуры. Конфликтов лучше не иметь, чем их иметь и пытаться их разрешить. Здесь может возникнуть коррупционная составляющая. Коррупция в моем понимании – это выплата за услуги ухода от законных государственных платежей, только в меньших материальных суммах.
Расчет на то, что малые крестьянские хозяйства накормят страну, оказался ошибкой. Крестьянские хозяйства на заре их появления (конец 80-х – начало 90-х) казались успешными. Им были отданы лучшие участки пашни. Я не знаю ни одного факта, чтобы крестьянам было выделено хотя бы одно солончаковое поле. Однако полный развал совхозов и колхозов, их успешность произошли потому, что «тащить» оборотные средства уже было неоткуда. Животноводство как общественная отрасль исчезла, скот повсеместно был вырезан на бартерные сделки.
По данным Казахского научно-исследовательского института экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий, за период с 1991 по 2015 год сельхозугодия уменьшились до 95,2 млн га, а было 197,6 млн га. Пашни стало 24,3 млн. га – было 35,5 млн.; сенокосы стало 2 млн. га – было 4,6 млн.; пастбищ было 66,3 млн га против 155,2 млн га. Снизилось поголовье животных: КРС – на 38%; овец – на 50%; свиней – на 73,3 %; птицы – на 39 %. Увеличилось лишь поголовье лошадей и верблюдов. Вышеуказанные показатели говорят о качестве работы в аграрном секторе за прошедшее время. Добавить к этой официальной статистике нечего! Разве что то, что официальная статистика никогда не отражает реальных показателей в любой сфере.
Современное сельскохозяйственное производство несравнимо с тем, что было лет 20–25 назад. Сейчас на вооружении аграриев высокопроизводительная техника по всем видам работ годового цикла, особенно в земледелии. Сам Бог велел нам заниматься земледелием и животноводством параллельно. Это положительно отражается во всем. Круглогодовая занятость крестьян, стабильный источник семейного дохода. Рост производства продукции растениеводства и продукции животноводства. Севооборот культур (зерновые, кормовые и другие) – это сохранение и балансирование расхода и потребления минералов элементов в почве, плодородие земли, повышение продуктивности полей. Справедливая оплата труда и социальные гарантии, согласно принятым нормам и нормативам в стране.
Это также положительно отразится на том, что уменьшатся конфликтные ситуации между работником и работодателем. Это значительно уменьшит поток жалоб во все инстанции, даже при их возникновении они будут решаться в первой инстанции. Сократится работа по конфликтным ситуациям между работодателем и работником в госорганах, в судах и прокуратуре. Вследствие чего появится необходимость ревизии и последующей аттестации рабочих мест и их сокращения, включая суды и прокуратуру.
Высвободившийся персонал может заняться созидательным трудом в сфере производства материальных благ или сферы его обслуживания. Заработают законы, отпадет потребность в коррупционных схемах по произволу над работниками, исчезнет необходимость содержания ведомственной охраны и телохранителей. Средства, высвободившиеся, пойдут на развитие бизнеса. В таком обществе отпадет необходимость лоббирования выхода сомнительных подзаконных актов.
В восстановлении всех населённых пунктов нет необходимости. Будет отрядный, вахтовый метод с проживанием на период работы в условиях общежития с надлежащими бытовыми условиями (столовая, баня, душ, прачечная, досуг и пр.). Это положительно отразится в размещении и концентрации животных всех видов и подвидов скота, исключая лишь молочное (КРС) животноводство, а также обработке отдаленных массивов сельскохозяйственных культур. Молочное скотоводство приемлемо развивать вблизи городов как можно ближе к рынку сбыта, как это делается в настоящее время (кластеры).
С учетом вышеуказанных предложений возродить отдельные населенные пункты больших затрат не составит. Если осуществить обозначенную программу, мне видится большой успех в аграрном секторе. По примерному расчету, сельскую местность в города покинула половина ее жителей – от 43%, что составляет 3,655 млн человек. Возврат даже 50% населения составит более 1,8 млн человек. Это положительно отразится и на обеспеченности жилья в городе. Количество людей в очередях на жильё в городах уменьшится на пропорциональное количество, вернувшимся семьям в сельскую местность. В селе строительство жилья на порядок дешевле, чем в городе, поэтому это дело выполнимо и менее затратно. Кроме того, эти 1,8 млн человек будут не только создавать продукты питания для страны, но и прокормят себя сами. Уменьшится число безработных и так называемых самозанятых (скрытые безработные).
Повысится ответственность крупных землевладельцев (латифундистов). Во-первых, выполнение поставленных целей напрямую коснется их. Они будут вынуждены активно претворять эту программу в жизнь, то есть параллельно с земледелием заниматься ведением животноводства на принадлежащей им территории.
Составлять трудовые договора с работниками на год как с постоянными работниками, при обязательном участии профсоюзов. Тогда у работодателей возникнет необходимость заботиться об обустройстве своих работников круглый год с обязательствами выполнения социальных гарантий по закону.
Привлекать сезонных работников вахтовым методом на летний период. Появится необходимость тесной работы с наукой, передовым опытом, новыми технологиями. Востребована будет работа специалистов, а не телохранителей и охранников.
Считаю необходимым руководителям сельхозпредприятий усилить контроль за ведением государственных закупок на основные средства производства, исходя от нормативного их износа, правильной эксплуатации. Необходим жесткий контроль по стоимости ввозимой из-за рубежа техники и запасных частей. Это, думаю, несложно в век компьютеризации. При жестком контроле не будут появляться соблазнительные мысли к легкой наживе и обогащению.
Оказание услуг должно происходить по договорам с полной раскладкой их стоимости. Должны заработать профсоюзы, которые необходимы для разрешения возникающих разногласий и споров в процессе общественной жизни. Частный капитал должен работать внутри страны и быть защищен законом. В противном случае он должен облагаться налогом на содержание государственности страны и его аппарата.
Реализация готовой продукции (товара) должна быть под защитой государства на основе договоров, с учетом интересов как государства, так и производителя. Необходимо принять законодательный документ, ограничивающий увеличение стоимости (товара, услуг) продукции в прибавочной её части.
Аманжол КАУКЕНОВ,
экономист, ветеран сельского хозяйства РК,
г. Астана