«Общественная позиция»
(проект «DAT» №35 (399) от 28 сентября 2017 г.
Эхо недели
Участники совещания во главе с заместителем премьер-министра РК – министра сельского хозяйства Аскара Мырзахметова отметили слабое использование потенциала аграрной науки, незначительную долю инноваций и передовых технологий в развитии сельскохозяйственного производства в Казахстане, а также слабую подготовку кадров, сообщила пресс-служба Министерства сельского хозяйства (МСХ) РК.
«Наблюдается старение кадров, отток ученых, снижается уровень профессионализма, отсутствует стимул для привлечения молодежи в науку. К примеру, за последние 10 лет количество научных кадров сократилось на 8%, идет процесс старения кадров, средний возраст научных сотрудников с ученой степенью составляет 57 лет, главных научных сотрудников – 65 лет, ведущих и старших научных сотрудников – 54 года, младших научных сотрудников – 30 лет. Количество научных сотрудников пенсионного возраста составляет 15%», – говорится в сообщении, опубликованном в субботу по итогам совещания на базе Казахского национального аграрного университета.
По данным МСХ, средняя заработная плата ученого в сельхозотрасли «на порядок ниже, чем в других секторах экономики». Начиная с 2012 года количество научных публикаций сократилось на 40%, зарубежных стажировок – на 26%, что говорит о снижении качества научных исследований и уровня подготовки ученых.
КазТАГ
Доигрались
ОТСТРАНЯЕТСЯ
ОТ ОЛИМПИАДЫ
российская команда?
Международный олимпийский комитет (МОК) получил обращение руководителей 17 национальных антидопинговых агентств с призывом отстранить Россию от участия в Олимпиаде 2018 года. Среди подписавших призыв — представители США, Канады и Великобритании, сообщает The Guardian.
В настоящее время невозможно провести тщательное расследование употребления запрещенных препаратов российскими спортсменами. Из-за этого на Играх-2018 в Пхенчхане может возникнуть опасность для «чистых» атлетов. «Существует огромное количество улик, косвенно доказывающих, что российские спортсмены применяли допинг на Олимпиаде-2014 в Сочи, но полного расследования до сих не проведено. Из-за этого «чистота» Игр в Пхенчхане находится под угрозой. Также нас беспокоит тот факт, что за последние четыре года российские спортсмены прошли недостаточное количество допинг-тестов», – говорится в обращении.
Независимая комиссия Всемирного антидопингового агентства (WADA) под руководством Ричарда Макларена подготовила два доклада, посвященных допингу в России. Первый вышел 18 июля 2016 года, второй – 9 декабря того же года. Канадский специалист утверждал, что в России существует допинговая система, которая затрагивает многие виды спорта и поддерживается на государственном уровне. По его словам, благодаря этой системе сборной России удалось на Олимпиаде в Сочи подменить множество допинг-проб и скрыть случаи употребления допинга российскими спортсменами, в том числе речь шла и о призерах Олимпиады.
МОК после публикации этих докладов отстранил от участия в летней Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро несколько десятков российских спортсменов, а также объявил о создании собственных комиссий, которые должны были проверить предоставленные Маклареном данные.
В начале августа глава МОК Томас Бах сообщил, что ученые нашли метод определения, были ли вскрыты пробирки для допинг-проб. Этот метод должен помочь доказать или опровергнуть факты манипуляций с пробирками на Олимпиаде в Сочи.
По окончании расследования МОК намерен принять решение об участии сборной России в Олимпиаде-2018 в Пхенчхане. Решение должно быть объявлено не позднее ноября, когда во всех видах спорта стартует зимний сезон.
РБК-Спорт
Эксперт
НЕТ ЛИ У НАС ЛОББИ
ректоров и владельцев
ЧАСТНЫХ ВУЗОВ?
По итогам совещания МСХ по аграрной науке у меня возникла очень спорная, парадоксальная гипотеза: чтобы дать реальной прикладной аграрной науке развиваться – нужно значительно СОКРАЩАТЬ ее государственное финансирование и приватизировать или ликвидировать значительную часть государственных НИИ.
Это расчистит поле от псевдонаучной или практически бесполезной научной деятельности и создаст стимулы для оставшихся институтов и ученых стать клиентоориентированными – то есть пытаться производить востребованную научную продукцию, которая будет иметь объективную рыночную оценку, за которую с радостью будут платить пользователи этих технологий – сельхозпредприятия. Если они не смогут этого сделать, то они должны «почить в бозе» и перестать сжигать бюджетные деньги и создавать видимость, что у нас есть аграрная наука.
По аграрным ВУЗам и в целом по системе высшего образования – мне кажется, налицо тотальный разрыв между ВУЗами и их потенциальными работодателями.
В целом, я как работодатель с 2001 года, все больше и больше скептически отношусь к институту высшего образования, и мне кажется, что в большом количестве случаев высшее образование в Казахстане – это бессмысленная потеря времени и денег.
Программы в ВУЗах зачастую не релевантны динамично меняющимся реалиям; некоторые преподаватели откровенно слабые; система контроля за качеством знаний коррумпированна и получение диплома не является гарантией, что специалист уверенно владеет знаниями; темп обучения очень медленный – хорошего стартового специалиста для производства можно подготовить за 6 мес. – 1 год, а не тратить на это 4–6 лет.
Не совсем понимаю, почему мы так обильно субсидируем получение высшего образования через гранты, и даже вроде как заметно наращиваем их количество. Такое ощущение, что у нас избыток ВУЗов и избыток студентов, которые будут иметь псевдовысшее образование без перспектив соответствующего трудоустройства.
А вдруг, за этой политикой стоит лобби ректоров и владельцев частных вузов?
Рахим ОШАКБАЕВ,
экономист
Мatritca.kz