Страной должен руководить ЧЕЛОВЕК ЧЕСТИ И ДОЛГА

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №26 (390) от 5 июля 2017 г.

 

Через призму времени

 


 

Со дня оглашения президентом Республики Казахстан послания «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» определенный круг единомышленников и журналистов стали задавать вопросы. Я многим из них полушутя советовал адресовать свои вопросы автору послания. Если всерьез, то не могу не реагировать хотя бы на следующие вопросы: почему президент снова говорит, что страну создает с нуля? Почему национальная идея должна быть «Мәңгілік ел»? Кому нужна стратегия на 40-50 лет, когда некому решать сегодняшние проблемы страны? И т.д.

 

Глава государства свое 18-е послание начал словами «Казахстан XXI века – страна, созданная с «нуля» всего за два десятилетия…». Эти слова одного из моих коллег возмутили до такой степени, что он сказал: это же плевок в лицо моему поколению, оскорбление памяти Кунаева, наконец, он сам плюет на себя, он же до независимости был председателем Совмина, Верховного Совета, первым секретарем ЦК. Почему так отравляет молодое поколение, как он может с презрением относиться к старшему поколению?

Я полностью согласен с возмущением ровесника. Сам давно заметил, что Нурсултан Абишевич методично занимается самовосхвалением и делает все, чтобы подрастающие поколения отождествляли его имя с судьбой Казахстана. Приведу лишь несколько примеров его действий, которые легко вспоминаются читателям.

«У Казахстана не было границы, я добился ее», – говорил Назарбаев. А в реалии у Казахстана во все времена была граница, тем более – в советскую эпоху, и с провозглашением независимости проводилась лишь демаркация – обозначение ее на местности.

«У казахов не было столицы, я строю ее». А куда делись Орынбор, Кызыл-Орда, Алма-Ата, не говоря о других, более древних поселениях?

«Я закрыл Семипалатинский полигон указом от 29 августа 1991 года». А почему тогда в мае 1995 года была взорвана последняя бомба? Почему по сей день он позволяет травить население гептилом?

Что касается «страны, созданной с «нуля», и выступления президента на торжествах, посвященных 20-летию независимости, где он произнес, что ВВП на душу населения вырос «у нас – в 16 раз», то обратите внимание на следующие данные официальной статистики.

В реалии валовый внутренний продукт за 20 лет независимости с долей нефтегазового сектора вырос в 1,7 раза, а без доли нефтедоллара сократился на 12,6% по сравнению с уровнем 1991 года. (Статежегодник «Казахстан в 2010 году». Астана, 2011 г., стр. 436). При этом в нынешней структуре ВВП удельный вес промышленности и сельского хозяйства недопустимо низкий, рост ВВП происходит за счет сферы услуг, которая из года в год дорожает. Глава государства приписывает в свои заслуги и сдвиги в демографии. Он подчеркивает, что сегодня численность населения достигла 17 млн человек, а средняя продолжительность жизни 70 лет, и в своем послании «разрешает» нам жить до 80 лет. Опять же государственная статистика показывает, что численность населения в год избрания Н. Назарбаева президентом (1990 г.) составляла 17 млн человек (без 1,5 млн оралманов), а этот порог средней продолжительности жизни Казахстан достиг еще в 1970 году.

И такие «нули» и «минусы» в динамике развития, точнее разрушения Казахстана – результат так называемых реформ президента. Невиданный уровень безработицы – также его детище. Зачем свои неудачи списывает на предшественников – догадайтесь сами.

 

За годы руководства Динмухамеда Кунаева Советский Казахстан достиг небывалых высот. Казахстан был узнаваемым не только природными богатствами, бурным развитием промышленности и освоением целины, но был известен на весь мир и такими уникальными объектами, как космодром «Байконур», высокогорный каток «Медео», Алматинский завод тяжелого машиностроения, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый завод, Шымкентский завод пресс-автоматов, и сотнями других.

Продукция, выпускаемая в Казахстане, вывозилась не только в союзные республики и социалистические страны, но и экспортировалась в 32 капиталистических государств Азии, Африки, Латинской Америки и Европы. Вся продукция металлургии соответствовала высшей и первой категории качества, а усть-каменогорский цинк, балхашская и джезказганская катодная медь, шымкентский свинец на Лондонской бирже цветных металлов являлись эталоном качества. Продукция нефтехимической промышленности также была высшей и первой категории качества, а пять из них соответствовали мировым стандартам. Твердые и сильные сорта целинной пшеницы развозились по Союзу для улучшения качества муки и хлебобулочных изделий. Только товарной частью казахстанского зерна 100 млн жителей обеспечивались хлебом. По экономическому потенциалу Казахстан занимал третье место после России и Украины, а по важнейшим показателям социального развития – первое место среди 15 республик Союза. За выдающиеся успехи Казахская ССР награждалась тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Дружбы народов. Такого уровня признания не был удостоен ни один субъект Союза. Люди были уверены в завтрашнем дне.

С приходом к власти Нурсултана Назарбаева все богатства республики, созданные многими поколениями советского народа, куда-то «исчезли», и первый президент не устает повторять на весь мир, что он с «нуля» строит Казахстан. Подобные бредовые суждения подхватывают его окружение и наемные иностранные эксперты. В реалии созданный до провозглашения независимости потенциал по сей день является базой жизнеобеспечения подавляющего большинства казахстанцев.

Еще об одном. По продолжительности правления Казахстаном Н. Назарбаев сравнился с Д. Кунаевым, а по результативности управления народным хозяйством он очень далек от предшественника. Так, за этот период при Советской власти национальный доход (НД) в республике увеличился в 7,4 раза, а за годы президентской власти темпы роста ВВП оказались в 4,4 раза меньше. НД и ВВП по методике расчета рознятся, однако, являясь индикаторами макроэкономики, они характеризуют динамику развития страны.

Итак, утверждение главы государства, что Казахстан он строит с «нуля», по меньшей мере, регресс морали.

 

Что касается «Мәңгілік ел», то это святое понятие не должно быть разменной монетой в руках политиканов, как и понятие «Отан». К сожалению, режим без учета мнения нации пускает в оборот эти ценности. А жаль! Если по смыслу слов разобраться, то «Мәңгілік ел» – это «Вечная страна» или «Вечное государство», что не совсем отражает понятие «Национальная идея». Если главе государства нужна была идея, то требованиям времени более соответствовала бы – «Казахстан без коррупции». Я думаю, на этот вопрос удачно ответил К. Токаев, сказав, что «Мәңгілік ел» – «Мәңгілік президент». Коль вечных людей не бывает, как не бывает вечных двигателей, то идея «Мәңгілік ел» с оборота снимается с уходом пожизненного. Всякие игры с идеями меня особо не волнуют, лишь бы было обеспечено реальное благополучие соотечественников, особенно подрастающего поколения.

На вопрос: кому нужна стратегия – мой ответ одназначен – прежде всего, нужна самому пожизненному президенту. Потому что он для достижения своих целей с самого начала президентской деятельности выбрал самый дешевый вариант управления – манипуляцию общественным сознанием. Надо быть объективным до конца – этот вариант по сей день ему помогает. Он шаг за шагом с помощью всей государственной машины, средств массовой информации, а также зарубежных экспертов (привлекаемых за большие гонорары) оказывает духовно-психологическое воздействие на доверчивое, в то же время напуганное население в целях подчинения своей воле. В реалии получается, что нам, казахам, и этого достаточно. Мы пока живем по духу пословицы: «Беспечному народу – безнравственный проповедник» (Аңқау елге – арамза молда). Поклонение культу диктатора стало нормой деятельности не только чиновников, но и нормой поведения рядовых граждан.

Это хорошо или плохо? Безусловно, хорошо для пожизненного президента, его окружения, назначаемых депутатов, судей, министров, акимов, олигархов и коррупционеров всех мастей, для которых закон что дышло, а диктатор укажет куда вышло. А для нации и народа в целом – это средневековье, которое базируется на абстрактно-спекулятивной политике, игнорирующей социально-экономические неполадки и общественное мнение. При такой политике нация становится беспринципной, мельчает, а власти забывают, что люди, не умеющие отстаивать свои права, не смогут в час испытания защитить свое государство и свою власть. Научить граждан защищать себя – задача как неправительственных организаций, так и государственных институтов власти.

Я считаю, что «в назарбаевском Казахстане» все или почти все беды народа – это безработица, а все беды власти без исключения – это коррупция. О борьбе с бедностью и безработицей или об искоренении коррупции в 18-м послании, как говорится, «ни бум-бум». В красиво изложенном тексте послания невозможно найти существенную новизну, все обещания переходят из предыдущих посланий, даже манера раздачи поручений сохранена, а они содержатся в 31-м пункте и адресованы так называемым исполнителям. В принципе, свои поручения своей администрации, своей партии, своим министрам и акимам можно было раздать и бы без созыва многотысячной аудитории.

 

Аналитики много говорят о возможности достижения целей стратегии «2050». На этот счет у меня свое соображение. Лишь бы через некоторое время Н.Назарбаев с высокой трибуны объявил о том, что Казахстан вошел в тридцатку, и мы будем там, как это было со стратегией «2030».

А кто может доказать обратное?

Никто!

Хотя сегодня по наиболее жизнеобеспечивающим факторам Казахстан не в составе развитых, а в числе 30 самых отсталых стран планеты. Становится очевидным, что зарубежные рейтинговые службы иногда свои показатели рисуют со слов главы казахстанского государства, по содержанию принятых законов и иных решений без изучения фактического положения дел. Глава государства сказал, что «за 20 лет ВВП вырос в 16 раз», «Казахстан стал в числе 50 развитых» с бурно развивающей экономикой и процветающим населением. В реалии, как приводилось выше, индекс ВВП за 20 лет вырос лишь в 1,7 раза. При этом ВВП на душу населения не может расти «в 16 раз» при стабильной численности жителей. Здесь президент против факта перегнул палку в 10 раз. В мировой практике уровень экономического развития стран наряду с ВВП на душу населения оценивается более рациональным показателем, т.е. ростом общего национального дохода. А по уровню общего национального дохода на душу населения Казахстан среди 200 стран мира занимает 72-е место. (Б.Хұсайынов «Жаңа экономикалық саясат керек», «ДАТ», №04 (228), 2014). Этот рейтинг неплохой, но не в числе 50 развитых государств, как утверждает пожизненный президент.

Я не противник разработки стратегий. В советскую эпоху также разрабатывались дальнесрочные прогнозы развития страны на 10–20 лет, в которых сам принимал непосредственное участие. Однако те разработки были предметными, а не такими, как послания президента.

К сожалению, глава государства давно исчерпал свои ресурсы, что видно из реального регресса в стране. Прежде всего, его поручения не выполняются подчиненными, не осваиваются бюджетные средства, львиная доля которых разворовывается. Все это отражается на уровне жизни простых людей. Если поверить посланиям, то с начала XXI века в стране суммарно введено около 2,5 млн рабочих мест, а по статистике функционируют цифры порядка 0,5 млн человек безработных и около 3 млн самозанятых. Так где же созданные рабочие места?

Поэтому большие сомнения вызывают вводы новых мощностей в промышленности, которые также не подтверждаются объемами выпуска продукции. В республике все еще не восстановлен промышленный потенциал 1990 года (за исключением нефтегазового сектора), а вводимые машиностроительные предприятия далеко не покрывают допущенный разрыв. Что касается аграрного сектора, то здесь объемы производства продукции составляют примерно половину от уровня базового года.

 

Сегодня кому ни лень охаивает социализм. В СССР в 1948 году объем промышленной продукции превзошел довоенный уровень (Советский энциклопедический словарь, Москва, 1987, стр. 1255). Парадоксально и то, что советское правительство за 19 лет закрепило победу социализма в СССР, а казахстанское правительство за 22 года – без войны, без климатических катастроф – не может восстановить уровень 1990 года, года избрания первого президента, и преобразовать экономику на рыночные отношения.

Тревожно и то, что вместо экономического, корпоративного метода управления все явнее метод окрика диктатора. Надо бы восстановить доверие народа к власти. Сегодняшняя имитация роли власти при умышленной оторванности ее от народа, – путь в никуда. «Вечная страна» может быть гарантирована только тогда, когда народ и власть не на словах, а на деле, искренне объединят свои усилия. Путь к этому – демократия, свободные выборы всех ветвей власти непосредственным голосованием граждан. Такая смена власти спасет страну от возможных потрясений и разрушений, а нацию – от деградации.

В моем понимании национальную идею нельзя навязывать. Идеи должны появляться синхронно с развитием как страны, так и нации. А не так часто, что вчера президент объявлял национальной идеей «инновационную индустриализацию», а сегодня – «Вечную страну».

По мнению многих граждан, в сегодняшнем Казахстане превалируют не идеи, а всевластье денег, при котором даже роль власти становится вторичной. Это и понятно, потому что вместо трех ветвей власти, по Конституции, утвердилась коррумпированная авторитарная вертикаль власти с мифической фантазией, наподобие Моисея и «Вечной страны». Народу нужен не предводитель или легенда на 40–50 лет, а реальная народная власть – без лжи и коррупции, быть может, и без подобных посланий президента.

Досадно, что нам, детям войны, потомкам победителей, не удалось сформировать в независимом Казахстане поистине народную, демократическую власть и сплотить нацию с правителями на строительство государственности Казахстана на века. Надежда на подрастающее поколение управленцев.

Серикболсын АБДИЛЬДИН

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн